«Надо научиться радоваться простым вещам»

Ольга КОЛОКОЛОВА

Психолог Костанайской областной психиатрической больницы Галина ИСЛЯМОВА - о духовном здоровье

В Костанайской области растет число суицидов. Статистика тревожная - люди все чаще решают свои проблемы, вычеркивая себя из жизни, и все реже умеют сопротивляться обстоятельствам. Как с этим бороться и что нужно внушать детям, чтобы из них  вырастали взрослые, а не пятидесятилетние подростки?

- Галина Абдурашитовна, вот сравниваю детей нашего поколения и нынешнего. Если честно, нас так легко нельзя было вывести из состояния равновесия, мне кажется... Что случилось? Мы их нежим сильно, или общество психологически нездоровое и дети такие же?

- Вы правы... это комплекс причин. Идет инфантилизация общества. Вы же видите, какие незрелые в личностном плане люди. Если до 17 лет люди еще по возрасту личностно, эмоционально незрелые - возрастные особенности. Но мы видим незрелых людей в 40, 50 лет. Они беспомощны, зависят от своих родителей, великовозрастные дочки и сыночки, которые не самостоятельны в своих желаниях, не самостоятельны в своих решениях... чья это вина? Думаю, в первую очередь семьи. Причем мы росли  во время, когда уж очень страшных потрясений не было - войны не было, ну отключали свет, ну не платили зарплату. А дети, которые рождены в 90-х годах, - особо беспомощные. Или это боязнь в то время отпускать, желание придержать около себя. Хотели оградить от проблем и тревог. А выходит, наоборот. Как мы жили - дрались, толкались, синяки ставили. И в суд не подавали за ободранную коленку или подбитый глаз. Не было повышенной тревоги. Была нормальная социализация. Может, информационное поле виной тому, что это ухудшилось - мы по 20 несчастных случаев каждый день узнаем. 

Г. Ислямова: «Если 20 лет назад психологическое здоровье подростков было на 8 баллов из 10, то сейчас не больше трех»

- А вы считаете, что чем меньше знаешь, тем меньше проблем? Психологи, особенно педагоги-психологи, сейчас тоже часто говорят, что разговоры о детском суициде порождают суицид. 

- Я с этим убеждением категорически не согласна. И всегда критикую коллег, которые говорят так. Наоборот. Боится говорить об этой проблеме тот, у кого самого есть страх смерти. И если педагог боится темы, но проводит мероприятие и говорит о том, чего боится, - конечно, это может вызвать нервозность детей. Но никак не суицид. Разговор о суициде как о проблеме суицид не провоцирует. Конечно, тут от контекста многое зависит. И если кумир покончил жизнь самоубийством и это разрисовывается мифами, а незрелая фанатически настроенная молодежь подражает - это одно. А когда говорим о нереализованных возможностях и способностях, о том, какое горе это приносит близким, показываем, что смерть ужасна - подростку легче говорить об этой проблеме. Весь негатив, который мы вынуждены слышать, конечно, не добавляет положительных эмоций. Часто бывает, что не хочется слышать новости. Нельзя постоянно находиться в информационном потоке негативном. Да и вообще, мы сейчас  все слишком в Интернете. Была недавно в гостях. Четыре человека сидят за столом. Двое - все в своих телефонах. Ну как вы хотите, чтобы дети себя вели иначе, если сами делаете так.

- Кроме чисто внешней канвы (невоспитанность), уход в виртуальность какие проблемы приносит?

- Жизнь  насыщена информационным потоком, но доверительность, теплота общения - это уходит. Жизнь выхолощенная. Мы порой не видим, чем наши близкие живут, какие у них потребности, как они мыслят. Подумайте только: ученые подсчитали, что  сегодня в семьях полноценное общение между ее членами - 10 минут в сутки. 10 минут, вдумайтесь! О чем можно говорить? И нет уже больших столов, общих обедов по выходным, ужинов по вечерам, где традиционно происходил обмен информацией между детьми и родителями, мужем и женой. Ушли традиции, культура, опыт передачи ценностей, связь поколений. Безнаказанно это пройти не может.

Поколение 90-х воспитано на «Доме-2». Реальных знаний от реалити-шоу они не получают. Спрашивала, чем людей это привлекает. Мне одна женщина объяснила: я сама учусь общаться, и дочь моя пусть учится. Но реалити-шоу - это подглядывание в замочную скважину. Люди не живут своей жизнью, смотрят на ее суррогат. Недаром ни у этой женщины, ни у ее дочери личная жизнь так и не сложилась.

То, что вкладывалось в наше образование, - набор знаний, начитанность, приличный человек обязан был читать определенные книги, знать элементарные вещи - сколько океанов на земле - этого нет! Большими цифрами в уме они не оперируют, основами выживания - тоже нет. Тягостное впечатление создается. 

- А диагнозы изменились?

- В принципе, психические расстройства остаются на прежнем уровне - 3-5%, не выходит за эти пределы, а вот уродства характера - этого больше. Очень много людей агрессивных, например. Не все родители понимают, что ребенок должен знать, что можно, что нельзя. Учителям сложно работать в таких ситуациях.

- В этом номере мы вспоминаем ситуацию, когда мать подала в суд на учителя, который заставил ее сына вместе с другими мальчиками ходить «гусиным шагом», и выиграла дело. Педагога административно наказали: общественные работы, три года нельзя заниматься педагогической деятельностью. Вы, как психолог, как относитесь к таким ситуациям? С одной стороны, ребенок должен быть защищен и должен уметь защищать себя. Мы  имели и имеем поколение людей, на все согласных, готовых смириться - непротивленцев. С другой - мальчик подвергся остракизму со стороны одноклассников, противопоставил себя коллективу. Явно получил психологическую травму. Как правильно, считаете вы, решать такие дилеммы?

- Это сложно. Это очень индивидуально. Смотря что произошло. Смотря какой ребенок. Исходить надо из того, что любое противоправное действие - это плохо и надо уметь себя защищать. Но иногда дело может не стоить той цены, которую за него платят.

- Количество суицидов растет. И среди взрослых, и среди детей, к сожалению. Цифры просто пугают. На 80% увеличилось количество завершенных суицидов, в 2017 году - 345 человек свели счеты с жизнью. В 2016-м - 192. Почему?

- Если б знали точно, почему, суицидов бы, наверное, было бы меньше. И у детей стало больше суицидов - 43 попытки в 2017-м против 35 в 2016 году. 10 завершенных против 7.  Вроде бы занимаемся профилактикой. Обучаем школьных психологов, закрытой информации нет. 15-20 лет назад, когда читала лекции про суицид, даже слово такое не все педагоги знали. А теперь и здравоохранение, и образование занимаются. А вот...

Социально-экономические причины, конечно, есть. Особенно среди взрослых. В 2016 году в Аулиекольском районе за I квартал было 9 или 10 завершенных суицидов. Причем 7 из них - мужчины со станции Кушмурун. Все безработные, все алкоголизированные...

Но более чем в 50% случаев причины - в конфликтных ситуациях. Вот реальные дела по подросткам: приемный отец забрал планшет у девочки, так как она поздно ночью смотрела фильм ужасов. Девочка повесилась. 14 лет неполных. В Рудном мать забрала компьютер в час ночи, ребенок пошел на кухню якобы «чай попить». И все. Дальше - ссора с парнем, ссора с дядей, конфликты в семье, родители требовали оценки, неразделенная любовь, ссора с матерью... 

- Но все родители - наверняка все делают это - отбирают компьютер, запрещают ночью смотреть кино, ругают за нехорошую компанию или плохое поведение... Все рискуем? И потом, ведь угроза самоубийством - это такое средство для шантажа... Повторная попытка - это реально?

- Повторная попытка может случиться в течение 6 месяцев, а ее актуальность может сохраняться до двух лет. Мы рекомендуем школьным психологам таких детей наблюдать в группах риска. Важно определить, что это было - истинное суицидальное намерение или демонстративно-шантажное поведение.

- Это очень врачебные вещи, по-моему. Школьные психологи справляются? Мне не кажется, что это ключевая популярная фигура в сегодняшней школе.

- К сожалению, часто все хотят получить универсальный шаблон для работы. Определенный набор действий - гарантированный результат. А в психологии такого нет. И надо искать пути, чтобы детей из группы риска не только во время психологического обследования выявляли, чтобы одноклассники сообщали психологу, что в седьмом «Б» девочка неделю грустная ходит. Чтобы ребенку к психологу зайти было не стыдно, а престижно.

Решать проблему детского суицида все равно предстоит всем миром. Она слишком острая. Вот сейчас в республике внедряется программа по превенции суицидов среди несовершеннолетних, где должны в тесной взаимосвязи работать психологи школ и врачи общей практики, которых обучают работать по этим вопросам. Около 60 врачей обучены в Костанайской области. Врачей-психиатров крайне не хватает. Поэтому врачи общей практики должны уметь на приеме увидеть проблему у несовершеннолетних. И в каждой ЦРБ, в каждой поликлинике должен быть такой специалист, имеющий тесную связь со школьным психологом. Они работают в связке. Обученный психолог направит проблемного ребенка именно к этому врачу.

Раз в год проводится диагностическое исследование и прицельно работают с группой риска. Нет сдвига - подключают медика. Не получается у медика - подключают нашу службу.

- Что вы советуете родителям проблемных детей: лучше понимать, меньше конфликтовать?

- Сильнее любить, наверное, и учиться понимать. Не надо бояться конфликтов, они неизбежны и полезны по-своему, но нужно уметь их разрешать. Если ваш ребенок взрывной, импульсивный, поймите, чего он хочет. Дети, с которыми родители общаются неформально и не 10 минут в сутки, умеют лучше выходить из конфликтов и из сложных жизненных обстоятельств. Говорите с ним о том, что ему интересно. Больше общайтесь, обсуждайте фильмы, события, книги... Этот рецепт всегда срабатывает. Вы станете ближе. И предъявляйте к ребенку требования сообразно его возможностям. Не завышайте, но и не занижайте.

- Ну и возвращаясь к тому, с чего начали... По десятибалльной шкале поставьте оценку психологическому здоровью подростков 20 лет назад и сейчас?

-Ну-у-у... Наверное, двадцатилетней давности подросткам я бы поставила 8 баллов. Сейчас, наверное, 3 - примерно так.

- Но должно же что-то произойти, чтобы мы по этой шкале пошли вверх!

- Наверное, это произойдет, когда мы научимся радоваться простым вещам. И этому надо учить в семье.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА