Конфликтов будет меньше. А коррупции?

Евгений ШИБАРШИН

Что меняет законодательство, регулирующее движение на дорогах 

15 июля вступили в действие поправки, внесенные в законодательство по вопросам дорожного движения. Чем объясняется необходимость менять нормы Кодекса об административных нарушениях, Налогового кодекса, закона «О дорожном движении» и некоторых подзаконных актов, действовавших чуть более двух лет: это работа над ошибками или что-то иное? 

Нарушали конституционные права 

На пресс-конференции, проведенной по этому поводу в Астане, один из руководителей МВД сообщил, что введенную норму о возможности пассажирам самостоятельно выходить из машины после остановки ее по требованию полицейских инициировали депутаты от партии «народных коммунистов». Мажилисмен Владислав КОСАРЕВ по этому поводу заявил журналистам, что данная норма была коррупционной.

- Почему эта норма коррупционная? Да потому что сержант полиции, когда остановил машину, он водительское удостоверение вот так смотрит, вот так смотрит, по рукам похлопает, номер посмотрит, а сам поглядывает, кто-нибудь выскочит или нет? Если выскочит, то тут же стоп - и 5 МРП, а 5 МРП - это почти 11 000. А водитель и пассажир говорят: «Командир, может, разойдемся?» Это коррупционная норма. Жесткая коррупционная норма, поэтому мы считаем, что ее применять ни в коем случае нельзя, - заявил депутат от КНПК.

По информации Косарева, за полтора года зафиксировано 6 300 нарушений этого пункта, штрафы по нему составили около 50 млн тенге.

Заместитель начальника местной полицейской службы Костанайской области Курмет МАЖИКЕНОВ в разговоре с мной придерживался другой оценки. Он сообщил, что в Костанайской области привлечены к ответственности за эти нарушения единицы. Тем не менее люди действительно жаловались, что эта норма нарушает конституционные права граждан, поэтому ее отмена вполне оправданна.

- Полицейским она была удобна с точки зрения обеспечения их безопасности, - добавил Мажикенов. - Но если решили ее изменить, то так оно и будет.

В целом же, по его мнению, все поправки сделаны на основе многочисленных жалоб граждан и анализа причин аварийности на дорогах.

Например, изменили ст. 601 Административного кодекса, согласно которой несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками и разметкой проезжей части дороги, - такие как «остановка запрещена», «стоянка запрещена», «поворот запрещен» или совершен проезд «стоп-линии» - наказывалось штрафом в размере 5 МРП. Теперь будет 3 МРП.

- Нарушение данной статьи не относится к числу грубых, - пояснил Мажикенов. - Иногда люди в незнакомом для них населенном пункте могут не заметить эти знаки и сделают нарушение неумышленно. В этом наши полицейские убеждались многократно. Но вынуждены были их наказывать на 5 МРП, а это немалые деньги. Так что эти изменения правильные.

А вот ужесточение наказания за уклонение водителя от прохождения медицинского освидетельствования на предмет наличия алкогольного или наркотического опьянения Мажикенов считает совершенно оправданным. Раньше за такие действия водителя могли лишить права управления транспортным средством на 2 года. Наказание достаточно строгое. Но, если опьянение подтвердится экспертизой, права отбирались на 3 года. Некоторые водители этот нюанс старались использовать в свою пользу.

- Выигрыш в один год привел к тому, что в последнее время случаи уклонения от медосвидетельствования участились, - говорит Мажикенов. - Полицейские, подозревая, что водитель пьяный, доставляют его в кабинет к врачу-наркологу, который в случае отказа от экспертизы составляет акт. В этом документе описывается состояние водителя и делается заключение. А если пьяный водитель выявлен где-нибудь на трассе между Костанаем и Рудным? Полицейские в таких случаях обычно делают запись на видеорегистраторе, которую можно использовать в случае судебного разбирательства. От усиления наказания тех, кто уклоняется от медицинской экспертизы, будет только польза.

Кстати, по оценке Мажикенова, пьяных за рулем в последнее время стало гораздо меньше. Вообще, данные официальной статистики показывают, что ужесточение наказания за нарушение ПДД, которое произошло в 2015 году, положительно сказалось на повышении уровня безопасности.

Как информирует управление по правовой статистике и специальным учетам по Костанайской области, с 2012-го по 2014 год количество ДТП в регионе постоянно превышало 700 случаев. В 2015 г. их число уменьшилось до 613, а в 2015-м - до 444. И это при том, что количество транспортных средств, зарегистрированных в области, в этот период постоянно увеличивалось.

- Мы два года усиленно работали над выявлением нарушений, поэтому и в первом полугодии 2017 года у нас аварийность снизилась на 5,8%, а число погибших - на 12,5%, - сообщил заместитель начальника местной полицейской службы Костанайской области. 

«Палка о двух концах»

Председатель общественного объединения «Независимый автомобильный союз Казахстана» Эдуард ЭДОКОВ (Алматы) считает, что введенные изменения существенного положительного влияния на повышение безопасности не окажут, а в сохранении больших штрафов видит палку о двух концах.

- Чем больше штраф, тем больше желание найти способ уйти от его уплаты, - говорит представитель автомобильного сообщества. - Водитель старается эту проблему решить другими способами. То есть тут можно говорить о наличии коррупционной составляющей.

В качестве положительного момента он отметил законодательное закрепление права водителя на ведение фото- и видеосъемки действий сотрудника полиции, остановившего автомобиль.

- Это можно было делать и раньше, но поскольку в законе такая норма не была прописана, между водителями и полицейскими возникали препирательства, - пояснил Эдоков.

С тем, что такая проблема действительно существовала, согласен и заместитель начальника местной полицейской службы Костанайской области Курмет Мажикенов.

- В законодательстве не было ни запрета, ни разрешения, поэтому водитель доказывал свое, полицейский - свое. И моментально возникал конфликт, - рассказывает Мажикенов. - Эти видеозаписи мы все равно изучали. Хотя знали, что эта норма в законодательстве упущена, но саму запись во внимание брали. Если там было видно, что полицейский хамит, превышает свои полномочия или, не дай бог, занимается рукоприкладством, мы принимали самые жесткие меры. По таким видеозаписям за последние три года наказали много сотрудников. Только в 2017 году таких было 5. Но тут надо понимать, что правом ведения фото- и видеосъемки наделен только водитель.

Теперь законодатели прописали для сотрудников полиции и обязанность при остановке автомобиля незамедлительно подойти к водителю, представиться и объяснить причину остановки.

- Если водитель потребует, то полицейский обязан показать ему свое служебное удостоверение в развернутом виде, держа в своих руках, - добавил Мажикетов. - Конкретизированы случаи, когда водитель не нарушает правила, но сотрудники внутренних дел или военной полиции могут остановить транспортное средство. Это разрешено при проведении оперативно-профилактических, розыскных, охранных и антитеррористических мероприятий.

Как узнать: действительно ли остановили для проверки в рамках специальных операций? Если водитель сомневается, Курмет Мажикенов рекомендует  попросить у полицейского документ, подтверждающий причину остановки. Или позвонить в дежурную часть, представиться, назвать фамилию полицейского, номер его жетона - там либо подтвердят ссылку полицейского на спецоперацию, либо опровергнут.

Относительно запрета водителям использовать технические средства для фиксации действий полицейского, остановившего автомобиль, руководитель Ассоциации безопасности дорожного движения «Общая дорога» Арсен ШАКУОВ (Алматы) тоже отметил, что законодательно его не было.

- На мой взгляд, полицейские об этом не знали, поэтому ссылались на подзаконные акты МВД, и тогда возникал конфликт, - утверждает Шакуов. - Поэтому введение этого положения в законодательство сделано, скорее, для полицейских.

Что касается правовых новшеств, непосредственно направленных на повышение безопасности дорожного движения, то Шакуов особо отметил усиление наказания за пересечение двойной сплошной линии, нанесенной на дорогах с четырехполосным движением. Ранее лишением прав наказывался водитель, который пересекал такую линию и двигался по полосе встречного движения. Теперь аналогичные санкции будут применяться и в случае, когда линия пересекается только для разворота.

- Анализ дорожно-транспортных происшествий показал, что в таких случаях последствия аварий такие же, как и после столкновений с автомобилем, движущимся по встречной полосе, - пояснил Шакуов. - Поэтому наша Ассоциация настаивала за такие нарушения наказывать также лишением прав на один год. 

Принимают «корявые» статьи 

В целом руководитель Ассоциации считает, что парламентарии такого рода поправками не должны заниматься. К такому выводу он пришел после нескольких лет деятельности в рабочей группе, которая готовила названные изменения. Там оказалось много вопросов, которые должны решать специалисты. Но получилось, что профессионалы предлагали свои варианты, а депутаты по каким-то соображениям их не учитывали и принимали свои решения.

- Депутатам заняться бы конкретизацией правовых норм, чтобы потом не возникало различных толкований, - считает Шакуов.

То же самое утверждает и общественник Эдуард Эдоков. В качестве примера он сослался на запрет езды велосипедистов по пешеходным дорожкам.

- А если на велосипеде едет ребенок, и нет велосипедной дорожки, ему тоже надо выезжать на дорогу? - резонно спрашивает Эдоков. - Тогда почему не разрешить детям в возрасте, скажем, до 14 лет ездить по тротуарам?

Привел он пример и с теперешним разрешением наносить на автомобили аэрографию. Когда обсуждался возможный запрет на нее, многие специалисты возражали. Закон приняли, теперь этот запрет отменили за его абсурдность.

- Законодатели плохо отрабатывают свой хлеб, - считает Эдоков. - Сколько бы проекты законов ни обсуждали, изначально туда вносят «корявые» статьи, а потом начинают успешно бороться со своими же ошибками. Общественники вроде бы участвуют в обсуждении проектов законов, но к их мнению мало прислушиваются.

Замначальника местной полицейской службы области подтверждает, что именно из-за нечетких норм в законодательстве, которое регулирует отношения участников дорожного движения, между полицейскими и водителями возникает много конфликтов. Введенные изменения, по его оценке, пусть и в небольшой степени, но сгладят эту проблему. В особенности если водители будут использовать видеотехнику. Но она есть не у каждого. Так что на почве нечеткости законодательства возможность заключения коррупционных «сделок» между нарушителями ДПП и нечистыми на руку полицейскими еще остается.  

Насколько изменение законодательства, регулирующее дорожное движение, ограничит коррупцию? 

Вадим СОБОЛЕВ, юрист:

- Сомневаюсь, что поправки, начавшие действовать с 15 июля, помогут коррупцию ограничить. Эти изменения не существенны, они носят косметический характер. Как, например, отношение к коррупции может иметь снятие запрета выходить пассажирам из машины без разрешения полицейского? Никак. У нас слишком много проводится различных реформ, постоянно принимаются новые законы. Все делается наспех, из-за этого многие статьи потом приходится корректировать. Правоприменители используют такую практику в своих интересах. Полицейский может остановить автомобиль, сославшись на недавно принятую норму, а водитель еще не слышал о ней и теперь оказался в числе нарушителей. Нужно лучше работать на стадии разработки законопроекта, больше вовлекать в него общественность и профессиональных юристов. 

Михаил ДАУЕНОВ, почетный гражданин Костаная, водительский стаж более 40 лет:

- То, что водитель может вести видеозапись при остановке его автомобиля полицией, поможет ему защитить свои гражданские права. Человеку бывает сложно, когда он оказывается в поле воздействия полицейского, это может придать ему уверенность. Даже если водитель допустил нарушение Правил дорожного движения, использование видеокамеры покажет полицейскому, что человек свои права знает и вести себя с ним нужно не выходя за пределы закона. Но коррупция имеет свойство мимикрировать. Какие бы правовые нормы не принимались, она старается проникнуть во все щели.  Поэтому какой-то революции данные поправки не совершат. Они только уточняют, уравновешивают права в отношениях между сотрудниками полиции и участниками дорожного движения. Но это тоже немало. 

Александр МИХЕЕВ, директор ТОО «МАИ-авто»:

- Разрешение водителям вести съемку во время остановки машин полицейскими на законном основании  дисциплинирует полицейских. Хотя нечистые на руку полицейские в любой ситуации пользуются возможностью получить взятку. Тем более что не у каждого водителя есть возможность вести съемку. Но тут есть и другая сторона. Мы на практике работы нашей автошколы убедились, что многие водители не знают Правила дорожного движения. Поэтому, на мой взгляд, зря отменили пересдачу экзаменов при несвоевременной замене водительских удостоверений. Чем лучше знаешь правила, да еще и соблюдаешь их, тем меньшая вероятность, что какой-то полицейских тебя будет принуждать к взятке. 

Арсен ШАКУОВ, президент Ассоциации безопасности дорожного движения «Общая дорога» (Алматы):

- На мой взгляд, данные поправки законодательство являются, скорее, ответом на агрессивное отношение к некоторым правовым нормам, которые сейчас активно пропагандируется некоторыми общественными организациями. Поэтому ждать от них ограничения коррупции нет смысла. Парламент вовлекли в ненужные дискуссии типа - можно ли снимать полицейских на видеокамеру или нет? Но ведь такого запрета раньше не было. Существует правило: что на запрещено законом, то разрешено. У нас нужно формировать культуру поведения на дорогах. Многие водители считают дорогу своей частной собственностью и ведут себя на ней, как хотят. А дорога общая. Когда мы научимся соблюдать установленные правила, тогда и у полицейских не будет возможности для взятки.