Крепче за кроссовер держись, акимат...

Ольга ЛИХОГРАЙ

Чиновники Костанайской области меняют служебные автомобили заметно чаще автомобилей «скорых» и пожарных 

 

«Скорые» и реанимобили в нашей области служат в три-четыре раза дольше, чем внедорожники акимов

Чиновники области продолжают активно обновлять парк служебных машин. Не успели отсигналить новенькие Prado районных акимов, как на сайт госзакупок лихо «въезжают» кроссоверы марки Kia и Hunday, которые предпочитают руководители местных управлений. Автомобильные запросы госслужащих областного центра на фоне коллег из районов выглядят чуть скромнее и даже демонстрируют разворот в сторону авто казахстанской сборки, но общая тяга к роскоши сохраняется. 

 

 Автопарк акима Костанайской области, его замов и акима Костаная сплошь состоит из  Lexus и Land Cruiser

О претензиях на повышенной комфорт свидетельствуют комплектация, цена и замена машин каждые 5 лет. При этом львиная доля автомобилей медучреждений области не обновлялась лет эдак 10-15. В целом, как выяснила «НГ», специализированный автотранспорт области не идет ни в какое сравнение с чиновничьими обновками. 

Почти новые на... новые

О том, что в этом году чиновники Костанайской области купят 112 новых авто стоимостью 659 млн бюджетных тенге, «НГ» в начале апреля сообщал руководитель управления экономики и бюджетного планирования акимата области Ерлан СПАНОВ.

– Проведенный в 2016 году анализ технического состояния и износа транспортных средств показал: количество автомобилей со 100% износом составило 271 единицу, - сообщил в ответ на официальный запрос «НГ» Спанов. - Технически неисправных - 65 единиц, арендуемых автомобилей - 43 единицы. Также следует отметить, что в связи с изношенностью служебного автотранспорта области ежегодно на приобретение автозапчастей и ремонт транспортных средств тратятся значительные средства.

 

 Нехватка специализированных автомобилей в медучреждениях области составляет 50 штук

Из 112 авто, предполагаемых к закупу, 50 общей стоимостью 228,8 млн тенге предназначены для полицейских: 15 УАЗов и 35 JAС S3. Остальные 72 автомобиля за 430,2 млн закупаются для госслужащих областного уровня.

Машины районных чиновников приобретались за счет средств районных бюджетов, поэтому это отдельная статья расходов. Областной бюджет, как нам намекнули в акимате, просто не вытянул бы «районных акимов со всеми их Prado». Пояснить, сколько конкретно средств «уехало» из бюджетов районов, не смогли даже в управлении экономики, потому что местные акимы сами регулируют подобные траты. По данным «НГ», основанным на ответах чиновников, в апреле этого года районные акиматы обновили 16 машин на общую сумму 203,3 млн тенге. Цифры в какой-то мере условные, потому что, по сообщениям читателей, закуп (в том числе и дорогостоящих Prado) продолжается полным ходом.

В отличие от районных коллег, в автомобильных любимчиках у руководителей местных управлений - кроссоверы Hyundai Tucson и Kia Sorento, внедорожники Chevrolet Niva и седаны Kia Optima. Главные характеристики большинства моделей - полный привод, повышенная проходимость и комфортабельность.

На современную комфортность меняет полноприводность, не отслужившую и три года, руководитель управления энергетики и коммунального хозяйства Костанайской области Алмат ИСЕНБАЕВ.

- На приобретение автотранспорта в бюджете 2017 года предусмотрено 8,8 млн тенге, - сообщил «НГ» в ответ на официальный запрос Исенбаев. - Согласно технической спецификации, предусмотрен тип кузова кроссовер, объем двигателя 2 400 куб. см, год выпуска 2017. В настоящее время за руководителем управления закреплен автомобиль SsangYong New Actyon 2014 года выпуска.

Чем не угодил трехлетний SsangYong и зачем ему два автомобиля, руководитель управления энергетики не пояснил.

Аналогичную замену по принципу «почти новые» на «совершенно новые» провели в аппарате акима Рудного. Вместо двух Kia Sorento 2013 года выпуска появились автомобили таких же марок 2016 года выпуска общей стоимостью 11 460 000 тенге.

- Замена старых служебных автомобилей связана с частичным износом, - пояснил в ответ на письменный запрос «НГ» руководитель аппарата акима Рудного Азамат ИСКАКОВ. - Предыдущие автомобили марки Kia Sorento 2013 года выпуска переданы другим государственным учреждениям.

Передать в другое государственное учреждение старый служебный SsangYong Kyron 2011 года выпуска в связи с «высокой степенью износа» пришлось и аппарату акима Лисаковска. Вместо шестилетнего корейского внедорожника появился новенький седан Kia Optima 2015 года выпуска.

- Новый автомобиль закреплен за заместителем акима города, ранее им использовалась автомашина SsangYong Kyron 2011 года выпуска, - коротко пояснила руководитель аппарата акима Лисаковска Нарына КИМ. - Замена старого служебного автомобиля на новый связана с высокой степенью износа данного транспортного средства. 

Из архива - в интернат

Исключительно изношенностью объяснила замену Toyota Camry 2010 года на Kia Optima 2015 года выпуска руководитель управления образования Батима ДАУМОВА.

- Пробег служебного автомобиля руководителя управления составляет более 338 000 км за все время эксплуатации, и как следствие - изношенность запасных частей, частые поломки автомобиля, - посетовала руководитель образования. - А так как руководителю управления необходимо постоянно выезжать на объекты образования по регионам области, возникла потребность в замене автомобиля.

При этом Даумова уточнила, что ужасно изношенная и постоянно ломающаяся Camry теперь закреплена за ее заместителем. Очевидно, под ним она будет ломаться реже. Иначе логика замены и траты бюджетных средств непонятна.

Аналогичную железную логику в замене стопроцентно изношенного служебного автомобиля Volkswagen Santana 3000, 2004 года выпуска, продемонстрировали и в управлении архивов и документации.

- Государственный архив Костанайской области приобрел автомобиль марки Chevrolet Niva 212300-55 L, 2016 года выпуска, стоимостью 3 969 280 тенге, - пояснил в ответ на письменный запрос «НГ» директор госархива Валерий ВИШНИЧЕНКО. - Данный автомобиль был приобретен для поездок в филиалы областного государственного архива, расположенные в районах и городах области. Старый служебный автомобиль Volkswagen Santana 3000, 2004 года выпуска, китайской сборки, пробег около 400 000 км, износ составляет 100%. По нему подготовлены документы для передачи на баланс другой организации.

В госархиве «НГ» пояснили, что старый Volkswagen китайской сборки поедет служить дальше в… интернат Аулиекольского района. А аким Аулиекольского района Жансултан ТАУКЕНОВ в этом году приобрел Toyota Land Cruiser Prado 120 за 21 410 000 тенге! Это одна из самых дорогих покупок служебных машин в этом году.

Новый «крузак» заменил прежнюю Toyota Land Cruiser 200, 2007 года, поскольку «пенсионер» «исчерпал свои ресурсы», а вбухивание огромных средств в его ремонт «является экономически неоправданными затратами». Куда экономнее поменять один «крузак» на другой, а детям из интерната подогнать стопроцентно изношенный архивный автомобиль!

 

Председатель Костанайского областного суда тоже предпочитает Land Cruiser

Чудеса экономности проявил и руководитель управления здравоохранения Еркен ДАУТБАЕВ, когда отправил свою прежнюю Toyota Camry со стопроцентным износом «использоваться в управлении здравоохранения». Себе же заказал новый автомобиль стоимостью 7 798 000 тенге - в полтора с лишним раза дороже, чем выделено на покупку одного санитарного автомобиля стоимостью 4 870 000 тенге. Правда, как пояснили в облздраве, служебный автомобиль пока не приобрели - поставщик оказался неблагонадежным и пригнал Kia Sportage с царапинами и вмятинами. Госзакупка отложилась, но наверняка повторится снова. 

«Остаточный» Lexus по цене реанимобиля

Точно не собирается менять в этом году автомобиль главный госслужащий области Архимед МУХАМБЕТОВ. По крайней мере, так сообщил в ответ на официальный запрос «НГ» вечно отдувающийся за главу региона заместитель Сергей КАРПЛЮК. Сам Мухамбетов «НГ» ответом не удостоил.

- Акимом Костанайской области для служебных целей используется автомобиль марки Lexus LX-570, 2014 года выпуска, - пояснил Карплюк. - Данный автомобиль был приобретен в 2014 году и использовался в работе еще при прежнем руководстве области. Остаточная стоимость автомобиля на сегодняшний день составляет 23,2 млн тенге.

Почем в целом обошелся автомобиль акима народу, нам не сообщили. Но даже сумма остаточной стоимости потрепанного по акиматовским меркам Lexus впечатляет, потому что ненамного меньше стоимости нового реанимобиля. Их в этом году приобретут 7 штук на общую сумму 210 000 000 тенге. Стоимость и количество медицинских авто явно проигрывают машинам чиновников.

Кстати, помимо нескольких машин, закрепленных за руководителем каждого управления, существует коммунальное государственное управление (КГУ) госучреждений Костанайской области аппарата акима области, на балансе которого числится еще 30 автомобилей. В их числе Lexus, Mercedes, Toyota, SsangYong, Chevrolet...

- Из них 44% - автомобили казахстанского производства, - сообщил руководитель КГУ Асхат БАЙДОЛЛАЕВ. - Согласно уставу, мы занимаемся обеспечением эксплуатации, содержанием служебных зданий, транспортным и техническим обслуживанием госучреждений Костанайской области.

 

Наверняка тот самый Mercedes представительского класса 2006 года выпуска

Попытки «НГ» выяснить, используются ли Mercedes для встречи госслужащих из Астаны, включая премьер-министра и президента страны, не увенчались успехом. Нам лишь сообщили, что на балансе КГУ «состоит один автомобиль представительского класса Mercedes 221, 2006 года выпуска». Для каких конкретных нужд используется отдельный солидный автопарк, когда чиновники области и без того не обделены машинами, нам так и не конкретизировали. После двух запросов о цели создания КГУ, специалист управления Серик КАДРАЛИНОВ посоветовал... прислать третий. Пришлось усомниться в способности сотрудника понимать суть вопросов.

Но, очевидно, КГУ можно считать отдельным гаражом автомобильных понтов, которые включаются в особенных случаях. Годовое содержание служебного автоудовольствия чиновников «в среднем составляет 30 млн тенге». Стоимость того же реанимобиля... 

Спецтранспорта не хватает

В целом сегодня регион нуждается в 50 специализированных автомобилях для медиков. Для сравнения: чиновники всех видов, включая акимов, по самым скромным прикидкам, в этом году купят около 150 служебных машин.

- В этом году мы приобретаем один пожарный автомобиль за счет средств республиканского бюджета, - отметил начальник департамента по ЧС Костанайской области Талгат КАКИМОВ.

- У ЧС есть острая потребность в специальном спасательном вездеходе «ТРЭКОЛ» стоимостью 37 млн тенге, но его приобретение - пока под большим вопросом, дорого.

- В этом году области выделены 210 000 000 тенге на 7  реанимобилей и 14 610 000 на 3 санитарных машины для медицинских организаций области, - сообщил «НГ» заместитель руководителя управления здравоохранения Костанайской области Аслан ЖАНЫСПАЕВ. - В настоящее время в медицинских организациях области имеется 371 единица специализированного автотранспорта. Из них 2000-2010 года выпуска - 271 единица, 2011-2016 года выпуска - 100 единиц.

Позже в управлении здравоохранения, по нашей просьбе, уточнили, что из 271 - «старушки» 161 машина, 2000-2005 года выпуска. Средний возраст карет «скорой», как пояснили в ГККП «Костанайская городская станция скорой неотложной медицинской помощи» - 8 лет.

Согласно арифметике износа, которой оперируют чиновники при замене служебных внедорожников на кроссоверы или наоборот, наши «скорые» давно умерли. 

Арифметика износа прописана в приказе № 59 Министра финансов РК от 10 февраля 2016 года. По этому документу ежегодный износ легковых автоматически составляет 15%. Тот же процент износа, как нам пояснили в управлении финансов области, распространяется на  кареты скорой помощи, пожарную технику и другие. Но вот незадача: работает арифметика износа, судя по скорости замены специализированных и служебных авто (оцените при этом нагрузку первых и последних), исключительно для чиновников. 

Мажилис в курсе

Кстати, автомобильные аппетиты госслужащих бросаются в глаза не только простым гражданам, но и депутатам мажилиса Парламента РК. Недавно мажилисмен Кенес АБСАТИРОВ в депутатском запросе на имя премьер-министра РК раскритиковал госслужащих за покупку дорогих иностранных автомобилей. По данным депутата, с начала 2017 года госслужащие страны приобрели более 400 дорогостоящих импортных автомобилей, в том числе 40 новейших моделей Land Cruiser 200 и Land Cruiser Prado и более 100 представительских Toyota Camry. В связи с чем мажилисмен заявил, что чиновники «хотят выглядеть, как бизнесмены из журнала Forbеs.

- Это касается и костанайских чиновников, я читал статью в «Нашей Газете» о предпочтениях районных акимов, - сообщил «НГ»  Абсатиров. - Зачем районным акима Prado или Kia Mohave? Кстати, данные из вашей статьи тоже легли в основу моего депутатского запроса. Осенью я собираюсь вновь поднять тему огромных трат из бюджета на покупку дорогих иностранных машин.

По словам Абсатирова, он хочет добиться конкретного запрета в законе на покупку чиновниками импортных авто. Госслужащие должны ездить на машинах казахстанской сборки.

- Иначе зачем мы вкладываем такие огромные бюджетные средства в поддержку отечественного автопрома, в том числе и вашего костанайского завода, если они делают некачественные автомобили? - недоумевает мажилисмен. - Если не могут обеспечить качество, заводы нужно закрывать и тогда покупать импортные машины. А так - на развитие производства тратим большие деньги, а потом еще и на покупку импортных машин.

Депутат даже вспомнил старый анекдот, когда восхищенные «наворотами» советского автопрома иностранцы заметили: чего вы только не придумаете, чтобы не ремонтировать дороги!

Похоже, анекдот превратился в печальную реальность...