Прагматик и трезвомыслящий политик

Евгений ШИБАРШИН

Костанайский историк - о жизни первого казахского тархана Жанибека Кошкарулы 

Е. Абиль: «Для батыра война - еще и источник доходов. Но Жанибек предпочитал решать вопросы мирным путем»

В Костанае, на транспортном кольце ул. Карбышева и дороги в аэропорт, начали сооружать памятник тархану Жанибеку Кошкарулы (Шакшак Жанибеку). Кто он и чем прославился? Многие костанайцы об этом ничего не знают, хотя, учитывая решение властей увековечить образ, ликбез должен был пройти заранее. Подробнее об этом человеке, о том историческом времени «НГ» рассказал ректор КГПИ, доктор исторических наук Еркин АБИЛЬ. 

- Еркин Аманжолович, батыров у казахов было много. Чем Шакшак Жанибек так выделился?

- Батыры - это профессиональные военные. Соответственно, складывалась и определенная культура батырства. У них был свой кодекс поведения, в чем-то похожий на рыцарство. Но они были разного уровня. Могли быть батыры, возглавлявшие ополчения небольшого рода, и были такие, которые в случае войны руководили ополчением всего ханства. Были еще жеке батыры. Это не руководитель, а индивидуальный батыр, не обладающий полководческими способностями. Он был единоборец, выходивший на бой как умелый поединщик. 

- Их избирали, или они выдвигались стихийно?

- В казахской традиции батыры, как и еще одна профессиональная группа - бии (судьи) - никогда официальной процедуры назначения не проходили. Они выдвигались исключительно благодаря своему авторитету и эту функцию фактически осуществляли, пока были востребованы. Стать политическим руководителем без полководческого таланта среди номадов было очень сложно. Большинство известных нам ханов носили еще и звание батыра. То есть истинный батыр шире родовых отношений. Поэтому в случае военной угрозы они возглавляли общенациональные ополчения либо ополчения отдельных жузов, крупных родовых объединений. В их числе находился и Жанибек. Поэтому, если сравнивать с аульными батырами, он - величина общенациональная.

В связи с тем, что он активно занимался внешнеполитической деятельностью, о нем сохранилось много письменных источников, по которым можно судить о его делах. Он много переписывался с Оренбургской администрацией. Это была приграничная территория (теперешние Костанайская, Северо-Казахстанская и часть Актюбинской области), и у него была большая заинтересованность в налаживании торговых связей с Россией. К числу его инициатив, например, относят создание Троицкой ярмарки.

Его политический вес в тот период был намного выше веса официальных ханов и султанов. Судя по всему, выдвижение в качестве хана Абдулхаира и его последующая политическая деятельность состоялись благодаря поддержке Жанибека. Потом был период, когда между ними возникли разногласия, но в целом поддержка Абдулхаира кочевниками была прежде всего потому, что его поддерживал именно Жанибек. А за его авторитетом стояли многочисленные аргыны плюс те рода, которые хотя и не подчинялись напрямую Жанибеку, но были его союзниками.

Нужно еще учесть, что в конце XVII - первой половины XVIII веков ханская власть ограничивалась родоуправителями, разными клановыми интересами, а  после смерти Тауке хана в 1715 году вообще оказалась в состоянии катастрофы. Существовавшая до этого времени золотоордынская традиция, когда потомки Чингисхана имели большое преимущество, уходила в прошлое. В этот период усилился натиск джунгаров, а войска казахских ханов постоянно терпели поражения, поэтому в народе отношение к чингизидам в целом изменилось. В этот момент и возрастает роль батырства.

Фактически они вынесли на себе тяжесть этой войны. На протяжении полувека, до возвышения хана Аблая, звания хана и султана сильно девальвировались, а батыры и бии приобрели большой авторитет. Некоторые исследователи считают, что были даже попытки заменить ими ханскую власть. Это инициировалось еще и соседними державами. Российской администрации, например, решая свои задачи, проще было работать с батырами и биями. Поэтому они приближали их к себе. Те, как представители «черной кости», не могли претендовать на высокие посты, но в то же время пользовались большим влиянием среди кочевников. Хотя, каким бы могущественным ни был батыр или бий, какие бы массы людей реально ни подчинялись ему, лицом государства он быть не мог. Батыр должен был найти султана, поднять его на белой кошме, сделать ханом и проводить свою политику через него. Для рядовых кочевников только султан имеет божественный мандат на управление людьми. На них и делали ставку влиятельные батыры. Благо недостатка в султанах в казахской степи не было. Благодаря таким степным властителям, как Жанибек тархан, как Толе би и Казыбек би, султаны находили поддержку у кочевников. Многие элементы политики Абулхаира не столько его личные, сколько тархана Жанибека. 

Умелый администратор и оратор

- Авторитет не приходит сам по себе. Чтобы его получить, нужно совершать реальные поступки. Одно дело быть храбрым в бою, другое - проявить себя в качестве администратора. Где у Жанибека была такая возможность?

- О его воинских достоинствах можно судить в основном по фольклору. Но даже в народных преданиях, рассказывающих о войнах с джунгарами, он  предстает как умелый полководец, руководитель, стратег. Но при этом строго придерживается кодекса чести батыра. Для батыра война, кроме всего прочего, - еще и источник доходов. Но Жанибек, помимо того, что был батыром, проявлял себя еще и как администратор. Никаких необоснованных акций, которые могли бы навредить благосостоянию населения, он никогда не предпринимал. Его дипломатические усилия больше были направлены на решение вопросов мирным путем. Он, например, настаивал на освобождении попавшего в плена к джунгарам молодого султана Аблая путем переговоров. Хотя многие батыры требовали сесть на коней, собрать джигитов и хорошенько повоевать. У кочевников многие вопросы решались на курултаях, где свою правоту нужно было доказывать. И тут огромную роль играла способность к образной речи, артистические способности, умение эмоциями привлечь на свою сторону огромную аудиторию. У тархана Жанибека все это было.

 

- Некоторые исследователи ссылаются на документы, согласно которым Жанибек Кошкарулы сам просил Оренбургскую администрацию ходатайствовать о присвоении ему титула «тархан». Он получал от этого какие-то льготы?

- Он объяснял свое желание недостатком официального статуса для решения некоторых вопросов с подчиненными. Чем он руководствовался на самом деле, сказать сложно. На самом деле звание «тархан» хотя и было почетным, особой роли во внутриполитической жизни кочевников не играло. Оно освобождало от налогов, но для кочевников налог тогда был чисто номинальный. Они платили его, как сейчас говорят, на основе добровольного волеизъявления. Основная налоговая нагрузка ложилась на земледельческие районы. Этот титул, на мой взгляд, Жанибеку был важен для внешнеполитической деятельности. В частности, в его отношениях с башкирами. Тогда на приграничной территории между кочевыми казахами и башкирами возникало немало проблем. У башкиров уже были тарханы и для равных переговоров с ними Жанибеку, на мой взгляд, важно было иметь такой же титул. Судя по документам, Оренбургская администрация отмечала авторитет Жанибека среди кочевников, видела в нем свою опору в этом регионе, поэтому и направила царице свое ходатайство. 

- Чем объяснить его желание налаживать торговые связи с Россией?

- О кочевничестве у нас сложилось абстрактное представление. В реальности его структура немыслима без земледелия, ремесел и торговли, поэтому кочевники всегда понимали ценность торговых путей и защищали их. Кочевая степь тогда не могла существовать без оседлого юга. Как и южные города, нуждались в рынках сбыта, который предоставляла степь. За города постоянно шла борьба, и в первой половине XVIII века их настолько обособили от кочевников, что городская экономика оказалось разрушенной. Кочевники в таких условиях начали ориентироваться на развивающиеся приграничные российские поселения.

Нельзя сказать, что Жанибек был сторонником присоединения Казахстана к России, о чем сейчас говорят некоторые исследователи. Он мыслил в других политических координатах и был лишь сторонником сближения с Россией. Основная цель - благосостояние народа, живущего на приграничной территории. Ему надо было прекратить набеги башкир, казаков, которые тоже этим грешили. Да и у России в тот период не было возможности управлять такой огромной территорией, отношения с казахскими кочевниками выстраивали так, чтобы в этом регионе не возникло сильное азиатское государство, создающее угрозу.

Жанибек Кошкарулы решал свои политические дела. Он не был идеальным человеком, но был исключительно прагматичным, трезвомыслящим политиком, исходил из тех реалий, которые сложились в казахской степи в тот исторический период. 

Досье

Абиль Еркин Аманжолович родился в 1969 году в Мендыкаринском районе. Закончил Карагандинский госуниверситет по специальности «преподаватель истории и общественных дисциплин». Работал в Карагандинской высшей школе милиции, затем - в Костанайской академии и КГУ.

С 2009 года - в Костанайском пединституте: проректор, затем - ректор.

В 1996 году защитил кандидатскую диссертацию, в 2009 году - докторскую.

Написал около 200 научных трудов и более 20 книг.

Женат, имеет сына. 

Справка

Шакшак Жанибек (1693-1752) родился в Торгае. Вошел в историю как известный батыр, прославленный бий, первый тархан (на Востоке - воинское звание, равное фельдмаршалу). 

Решение об увековечении имени Жанибека Кошкарулы с возведением памятника в Костанае принято после рассмотрения заявки 4 апреля 2017 года комиссией  по установке новых сооружений монументального искусства Министерства культуры и спорта РК. 

Руководитель проекта - академик Кенжегали Сагадиев, выступивший инициатором этой идеи. Авторскую разработку концепции памятника с благоустройством выполнила проектная академия KAZGOR. Постамент в основе планируется выполнить из полированных гранитных блоков. Из этого же материала будет и база для конной скульптуры. Средства выделены общественным благотворительным фондом «Жанибек-тархан».