Остались у разбитого гранита...

Ольга ЛИХОГРАЙ

Акимат в конце концов отказался от установки дорогих бордюров на трех улицах Костаная 

Гранитная идея-фикс костанайских чиновников по установке дорогостоящего бордюра для улучшения архитектурного облика областного центра с треском провалилась. Большие трещины у «долговечного камня» по ул. Уральской обнаружились после первой зимы, а вслед за ними затрещали по всем швам неоднократные заверения властей о полувековой службе поребрика. 

Переделывать гранитные бордюры подрядчик «АБЗ плюс» должен за свой счет

Напрямую факт провала гранитной задумки, принадлежащей, как мы поняли, акиму Костанайской области Архимеду МУХАМБЕТОВУ, глава региона и его подчиненные, так и не признали. Однако принятые за последнюю неделю решения говорят сами за себя: вопреки первоначальным планам дальше одной улицы дорогое обрамление не распространится. «НГ» попыталась выяснить, почему костанайцы остались у разбитого гранита, что появится вместо него на других улицах города и во что это выльется налогоплательщикам. 

Цена обещаний

Активное обсуждение темы установки гранитного бордюра на нескольких улицах Костаная на сайте ng.kz. возобновилось в начале этой весны. Пользователь под ником «самый умный» 13 марта опубликовал на сайте ng@ng.kz фото разваливающегося поребрика, установленного осенью 2016 года по ул. Уральской (от кольца Карбышева до аэропорта). Фото и видео он снабдил коротким комментарием: «Много копий было переломано на счет долговечности гранитного бордюра. В одной из веток я писал, что состояние у нового гранита далеко не лучшее уже сейчас. Сегодня не поленился, снял видео и сделал несколько фото. Как считаете, 50 лет простоит?» Небольшая новость вызвала бурную реакцию со стороны пользователей сайта, а уже через пару дней тему разрушающегося гранита обсуждали в прямом эфире местного радио.

В конце марта корреспонденты «НГ» сами посмотрели, во что превратился бордюр, на который городской бюджет выделил 55,2 млн тенге. Бордюр идет вдоль правой стороны ул. Уральской, в районе кольца, и доходит до здания аэропорта. Практически на каждом гранитном отрезке мы обнаружили дефекты в виде трещин и сколов, не говоря уже о царапинах и просветах между стыками.

Попытки выяснить, что случилось с самым надежным камнем за одну зиму, оказались долгими, а ответы - предсказуемыми. Мы отправили запросы акиму Костаная Базылу ЖАКУПОВУ и акиму области Архимеду МУХАМБЕТОВУ.

Ответ на запрос, адресованный лично Жакупову, долго готовили в отделе ЖКХ, затем прислали за подписью его заместителя Ерлана Теменова. Ответ на запрос лично Архимеду Мухамбетову нам обещали прислать со дня на день. А потом сообщили, что «в связи с загруженностью» глава региона не сможет ничего пояснить. И добавили: вместо него ответит Базыл Жакупов. Так нам удалось получить два практически идентичных ответа, в которых ни слова не было о том, кто из чиновников понесет ответственность за некачественный гранит. Не предоставили нам данные и о том, почему власти города и области изначально не учли нецелесообразность установки гранита, о которой на страницах «НГ» неоднократно говорили эксперты. 

Ограничились «коридором»

Зато нам указали на главного виновника - подрядчика ТОО «АБЗ плюс», которое должно теперь устранить дефекты за свой счет.

- Образовавшиеся трещины на гранитных бордюрах, вероятно, вызваны физическим воздействием на них при механизированной очистке улиц, - сообщил Базыл Жакупов. - В то же время подрядчик несет гарантийную ответственность на производимые работы сроком до трех лет. Выявленные дефекты будут устранены подрядной организацией за собственные средства (подрядчик ТОО «АБЗ плюс»). В 2016 году из общего объема запланированных работы по ул. Уральской выполнено лишь 10%, то есть проложено порядка 800 пог. м гранитного бордюра. В текущем году данные виды работ будут продолжены в рамках утвержденного проекта. Также хотелось бы отметить, что предложения об улучшении эстетического вида являются пожеланиями жителей нашего города.

Заместитель акима Костаная Ерлан ТЕМЕНОВ в своем ответе также отметил необходимость улучшения архитектурного вида города за счет дорогого бордюра.

- В рамках развития и улучшения эстетического вида Костаная акиматом города было принято решение об устройстве гранитного бордюра на ул. Уральской, так как она является коридором для встречи гостей Костаная, - сообщил 29 марта Теменов. - Проспект Абая является основной и центральной частью города.

В телефонном разговоре с корреспондентом Теменов добавил, что от идеи установки гранитного бордюра еще на двух улицах Костаная - Карбышева (в границах Уральской - Воинов-Интернационалистов) и Воинов-Интернационалистов (в границах Карбышева - Абая) городской акимат отказался «в связи с новым проектным решением». Утром 4 апреля  в городском акимате приняли решение отказаться и от установки гранитного бордюра на проспекте Абая.

А ведь еще в конце января на отчетной встрече с населением аким города уверял, что гранитный бордюр на центральной улице поможет «превратить наш город в современный» и в установке натурального камня «надо брать пример с Европы». Заявление вызвало бурные аплодисменты в зале. Спустя всего пару месяцев чиновники без всяких объявлений тихо свели гранитную эстетичность исключительно к «коридору». И то, видимо, потому что подрядчик уже начал эту работу.

Кстати, сами подрядчики от ее результатов тоже не в восторге.

- Мы выиграли тендер на капитальный ремонт ул. Уральской и пр. Абая, и только после этого выяснилось, что в рамках проекта предусмотрен гранитный бордюр, - рассказал главный инженер ТОО «АБЗ плюс» Валерий МАРЬЕНКО. - Учитывая требования по казахстанскому содержанию, купить гранит можно было только в Кордайском карьере Алматинской области. Когда стали привозить, оказалось, что в некоторых партиях гранит непрочный, с браком. Как нам объясняли, качество гранита бывает разное. Некоторый при распиле будет крошиться, и ничего с этим не поделаешь. Возможно, так получилось и с этим гранитом, поэтому и образовались дефекты.

По словам Марьенко, у «АБЗ плюс» есть опыт работы с гранитом в советское время. И тогда качество бордюров было совсем другим: при установке он не рассыпался, механическую очистку техникой выдерживал. Но раз по закону положено устранять дефекты за свой счет, то подрядчику «просто придется это сделать». В какую сумму выльется замена, еще не подсчитывали.

Экономия налицо

Зато «НГ» подсчитала, сколько городской бюджет сэкономил средств налогоплательщиков, отказавшись устанавливать гранит на трех улицах Костаная. Цифра превысила 100 млн тенге. В расчетах мы отталкивались от стоимости бордюра из искусственного камня, на который в акимате планируют заменить гранит. Причем поребрик будет от местных производителей, на которых «НГ» давно советовала властям обратить внимание.

- Представители акимата просили подготовить и показать им образцы камня, из которого мы сможем сделать бордюр, - поделился с «НГ» директор ТОО «МБИ-Костанай» Владимир ГАНЕНКО. - У нас много возможностей, появилось много новинок, можно сделать хорошие прочные бордюры из бетона «под гранит». Правда, в акимате пока не определились с цветом, поэтому, подойдут ли им наши варианты, не знаем. Могу только заверить, что качество нашего камня будет не хуже гранита по прочности и долговечности. У нас в городе самый мощный вибропресс, который и делает материал особенно стойким.

 После громких заявлений об эстетичности и прочности гранита чиновники оставили его только на Уральской, отказавшись от установки еще на трех улицах

По словам Ганенко, стоимость 1 пог. м бордюра из искусственного камня - 1 600 тенге, с доставкой и установкой - 2 000 тенге. Кордайский гранит тех же размеров, по данным чиновников, обходится в 8 000 тенге. Общая протяженность бордюров с двух сторон на пр. Абая, улицах Карбышева и В.-Интернационалистов составляет 20 800 погонных метров. Если умножить эту цифру на 8 000 тенге (стоимость вместе с доставкой и установкой 1 пог. м гранита из Кордая), получится 166,4 млн тенге. Если на этих улицах встанет искусственный камень, сумма уменьшится в 4 раза и составит 41,6 млн тенге. Как говорится, разница налицо.

Сэкономленные средства, как пояснили в отделе экономики и бюджетного планирования акимата Костаная, смогут направить на ремонт других улиц. Что же касается испорченного бордюра на Уральской, Владимир Ганенко предполагает, что тут может быть несколько причин: от неправильной подборки горной породы до неграмотной установки.

- Хороший гранит не будет крошиться. Поэтому его нужно для начала правильно добыть и распилить. Затем - правильно транспортировать и устанавливать. При установке между стыками вообще не должно быть просветов. Форма тоже имеет значение. Тот, что установили в Костанае, составляет прямой угол с проезжей частью, поэтому при очистке улиц техника его задевает. В советское время устанавливали гранитный бордюр под тупым углом к дороге. Такой очистительной технике труднее повредить.

Директор ТОО АПК «Арх-Лэнд» Юрий ШИШКИН подтвердил: важно соблюдение технологии. Но весь риск в любом случае лежит на подрядчике.

- Гранит - действительно вечный камень, если его правильно устанавливать и эксплуатировать, - считает Шишкин. - Карьер добывает гранитные глыбы, заводы их распиливают, и если подрядчику подсунули брак - это его проблемы. Установка идет согласно проекту, в котором оговариваются все детали: на какой бетон класть, как заделывать стыки.

Старая истина - музыку заказывает тот, кто платит, то есть акимат Костаная, а подрядчикам приходится только под нее плясать. Причем в случае с гранитной «музыкой» подбирали ее в большой спешке, добиваясь максимально помпезного звучания. Не вышло. Хорошо, что хватило мужества от неудачной идеи отказаться. 

Фото Николая СОЛОВЬЕВА