Поднимайте их без громких слов

Галина ПЕТРЕНКО

Антимонопольщики заявили, где нельзя говорить об увеличении цен 

Публикация в СМИ может стать основанием для обвинения предпринимателей в действиях, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства. Информацию об этом на днях обнародовали представители департамента КРЕМиЗК на заседании круглого стола по вопросам цен на хлеб и качества хлебобулочных изделий.

Мероприятие организовал обком КНПК. По своему обыкновению «народный коммунисты» пригласили на него многих, кого хотели бы послушать, в том числе нескольких директоров пекарен. Один из них не пришел.

- Не пришел потому, что получил угрожающее предупреждение из антимонопольной службы после публикации в газете, - прокомментировала неявку секретарь обкома Зинаида МАСЛЕНКОВА. - Его обвинили в том, что призывает поднять цены на хлеб.

Антимонопольщики сразу же отреагировали на слово «угрожающий» и пояснили суть дела. Она такова, что знать о ней предпринимателям стоит.     

- Индивидуальный предприниматель высказался в публикации о том, что намерен в марте-апреле поднять цену на хлеб. Мы расценили это как действия, имеющие признаки нарушения антимонопольного законодательства, - пояснил руководитель отдела расследования нарушений антимонопольного законодательства на товарных рынках областного департамента КРЕМЗиК Бауржан УСПАНОВ. - Он говорит о планируемом поведении, давая сигнал другим производителям. Мы нередко с таким сталкивались, когда одно предприятие заявляет о своих намерениях, а через некоторое время его поведению на рынке следуют другие. По законодательству это антиконкурентные согласованные действия, когда не у всех были основания для повышения цены, но все поддались, последовали примеру и подняли цены. Мы направили ИП предостережение, чтобы он впредь воздержался от подобных действий. Не говорил об этом. Если у него есть экономические основания для подъема цены, пусть поднимает, но не надо об этом публично заявлять. Мы направили предостережение, и появилась вскоре другая публикация - предприниматель отказался от своих намерений... Мы информируем, что публичные заявления такого рода являются  признаком антиконкурентных действий.

Коллегу дополнительными разъяснениями поддержал заместитель руководителя департамента Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по Костанайской области Нурлан ДЖАЛГАСБАЕВ.

- Мы расцениваем такие вещи как призыв к ценовому сговору, - сказал он. - А за это ответственность серьезная, штрафы большие. С конфискацией монопольного дохода. У нас не было цели наказать, оштрафовать. Только предупредить. И мы не направляли угрожающих писем. В законодательство внесены изменения, которых добивалась, кстати, Национальная палата предпринимателей. Если ранее мы бы просто по обнародованным фактам провели проверку, то сейчас введен институт предупреждения, предостережения. Мы говорим предпринимателю: воздержитесь от подобных действий, в дальнейшем они будут расценены как нарушение.

Представители ведомства искренне считают, что такие их действия на пользу и бизнесу, и обществу. То есть обсуждайте вопросы ценообразования между собой, но о намерениях в СМИ - ни в коем разе.

В этом случае половину экономической аналитики в прессе - от «Форбса» до городской газеты - можно считать убитой. Ведь простой вопрос журналиста о рентабельности предприятия неминуемо «спровоцирует» у предпринимателя ответ, который будет на грани призыва к ценовому сговору. И неужели у нас теперь всерьез считают, что именно публикации о снижении запасов бензина на КМГ позволили состояться ценовому сговору королей бензоколонок?

Фото Галины ПЕТРЕНКО