Вера или мода на религию?

Николай ВОРОНИН

В прошлом году управление по делам религии областного акимата обнародовало данные опроса, согласно которым в Костанайской области 80% жителей считают себя верующими. Правда, из них всего 20% являются практикующими верующими, то есть посещают храмы и мечети. Видимо, остальные в Бога верят, но не верят попам и имамам.

В последние годы действительно наблюдается активный всплеск богоискательства. Это парадокс: в наше столь безбожное время люди вдруг потянулись в храмы и мечети. Аким Карагандинской области даже запретил чиновникам посещать мечеть в рабочее время.

Обычно к Богу идут, когда уже не на кого надеяться или некому больше верить. Давно известно: человек редко обращается к Богу, когда ему хорошо. Вообще-то люди - странные существа: гадости делают друг другу, а прощения просят у Бога. У многих на шее крестик, а в душе - нолик. Бизнесмены и крупные чиновники ставят храмы и возводят мечети в надежде, что Бог простит им грехи, зачастую тратя на строительство греховно нажитые деньги.

На постсоветском пространстве мода на религию пошла от президента России Бориса Ельцина. Я помню, как многие испытали шок, когда он публично, при телекамерах, посетил храм. Пресса на волне горбачевской демократии (вседозволенности) широко освещала этот факт - в большинстве случаев с сарказмом. Одна газета писала: царь Борис пришел в храм, чтобы попросить прощения у Бога за то, что приложил руку к развалу огромной страны. И тут же сообщалось, что Ельцин так же, как подписывал акт о роспуске СССР за рюмкой водки, и в храм замаливать грехи пришел навеселе. В другой газете писали, что, видимо, президента слегка покачивало не от алкоголя, а от непривычного ему запаха ладана и горевших восковых свечей.

С тех пор практически во всех странах, возникших на руинах Советского Союза, функционеры советско-партийных органов из бывших коммунистов в одночасье превратились в верующих демократов. Я не понимаю, как можно быть до корня волос атеистом и сразу вдруг стать верующим. Ну не верю я, что бывший секретарь ЦК или обкома искренне поверил в Бога.

Обращается к религии много молодых людей. Несмотря на это, иногда кажется, что мы теряем даже естественные ценности: благородство, великодушие, верность слову. По большому счету рядовые казахстанцы вряд ли мечтают о 2030-м или тем более 2050 годе. Они распределяют свое стратегическое планирование не дальше чем на неделю, месяц. Как перебиться до зарплаты, как помочь родне, как рассчитаться с ипотекой. А вот поможет ли им в этом Бог, тоже вопрос.