Когда новое - недоработанное старое

Согласно новому закону, запрещено выходить из своего авто и садиться в служебную машину полицейского

Ольга ЛИХОГРАЙ

Закон «О дорожном движении» ошарашил не только владельцев автомобилей, но и полицейских

Нормы закона, вступившего в силу 20 октября, либо создают условия для коррупции, либо неисполнимы на практике - так считают юристы, правозащитники и лидеры республиканских движений, борющихся с поборами на дорогах и ратующих за безопасность движения. Закон удивил еще и тем, что уже через несколько часов после вступления в силу исполнение отдельных его пунктов притормозили на уровне МВД. Подобные «запреты запретов» уже прозвали юридическим нонсенсом. Однако де-юре действие закона никто не отменял. Как он будет работать де-факто?

Вразрез с ПДД

О том, что Закон «О дорожном движении» РК, который последний раз редактировался в 1996 году, давно нуждался в изменениях, никто не спорит. По данным, озвученным в 2009 году на форуме по безопасности дорожного движения в Москве, Казахстан занимал первую строчку среди 40 стран Еврорегиона по смертности в ДТП, за ним шли Россия и Украина.

- Тогда было озвучено, что в Казахстане из расчета на 100 000 жителей в авариях погибают 36, - сообщил «НГ» председатель Ассоциации безопасности дорожного движения «Общая дорога» (Алматы) Арсен ШАКУОВ. - При том что у нас на 1 000 человек приходилось всего 157 машин. В странах Европы машин гораздо больше, но смертельных аварий меньше. Непонятно, почему наши чиновники не озаботились созданием нового закона еще в 2009 году.

В 2011 году ООН и ВОЗ приняли резолюцию по улучшению условий дорожного движения. Ее одобрили 160 стран мира, в том числе и Казахстан. Этим странам советовали кардинально изменить закон «О дорожном движении». Создавался новый закон два года, вышел на 70 листах мелким шрифтом, но в итоге мало кого обрадовал. Отдельные пункты вызвали как минимум недоумение, как максимум - возмущение. К недоумениям относят, например, обязательство проходить медицинский осмотр каждые два года водителям, достигшим 65-летнего возраста. Административные полицейские сами признают, что в перечень обязательных документов на право вождения справка о медосмотре не входит, поэтому при остановке машины ее требовать не будут.

- Зато справка может понадобиться, например, при совершении ДТП 65-летним водителем, - объясняет начальник отдела управления административной полиции ДВД Костанайской области Виталий ШТЕР. - Если ее не окажется, это усугубит ситуацию.

Норма о том, что с 20 октября на трассах, где отсутствуют разделительные полосы, нельзя превышать скорость в 100 км/час, расходится с Правилами дорожного движения. В них прописано, что за городом водители легковых машин могут ехать со скоростью 110 км/час. С учетом того, что в нашей области на большинстве трасс разделительные полосы отсутствуют, скорость придется на 10 км/час сбрасывать. Это если инспекторы будут руководствоваться новым законом. А если водители в ответ начнут ссылаться на ПДД?

Массу возмущений вызвал пункт о том, что водитель не имеет права не только выходить из своего автомобиля без требования полицейского, но и садиться в служебный автомобиль даже для оформления протокола. Делается это во избежание коррупционных поползновений с обеих сторон.

- А если на улице мороз 40 градусов, водитель болеет или за рулем беременная женщина? - спрашивает Арсен Шакуов. - Считаю, что эта норма требует оговорок или дополнений, согласно которым будут исключения.

Сейчас Ассоциация безопасности дорожного движения «Общая дорога» пытается опротестовать норму о полном запрете нанесения на кузов аэрографических трехмерных рисунков.

- Понятия «трехмерный аэрографический рисунок» вообще нет в мировой практике, - утверждает Шакуов. - По крайней мере, когда я пытался найти, что это такое, объяснения не нашел. А как можно запретить то, чего нет в природе? А если я просто весь кузов раскрашу обычной краской и это уже будет одномерный кисточный рисунок, меня не оштрафуют?

Больше всего Шакуова и его сторонников возмутил сам повод для запрета аэрографии: рисунки на машинах отвлекают внимание водителей.

- Мы даже написали письмо президенту РК в защиту аэрографии, - говорит он. - В письме объяснили, что внимание больше отвлекают рекламные билборды, транслирующие ролики. Давайте их запретим, а заодно весной девушек в коротких юбках и еще радио... Эта норма просто противоречит Конституции, а ее пытаются выдать за борьбу за безопасность на дорогах.

По обочинам в объезд закона

В целях безопасности ввели пункт и о том, что в любом населенном пункте нельзя оставлять автомобили на обочине дорог при отсутствии специального знака стоянки. Юристы отмечают, что сама норма не нова и рекомендована Комитетом ООН. В цивилизованных странах запрещают оставлять машины на обочинах, в том числе и для того, чтобы народ больше пользовался автобусами. Но в Казахстане все восприняли слишком буквально, а для воплощения запрета в жизнь чиновники МВД и депутаты, проголосовавшие за закон, не придумали ничего.

- Возникает вопрос: кто у нас сидит в МВД и что курят наши депутаты? - с нескрываемым сарказмом говорит председатель карагандинского ОО «ОСА» (Общество содействия автомобилистам) Руслан ЛАЗУТА. - Не продумали инфраструктуру, даже не растиражировали знаки «Стоянка разрешена», которые по закону должны расставить в местах остановок автомобилей, а уже ввели запрет. Мне вообще сложно обсуждать почти все пункты нового закона, потому что невозможно обсуждать сумасшествие. А последовавшее после вступления в силу закона заявление о том, что «норма (об оставлении машин на обочине) пока действовать не будет» - просто юридический нонсенс. Над нами же будут смеяться все страны и снова назовут Боратостаном!

Речь идет о заявлении председателя Комитета административной полиции МВД дел Игоря ЛЕПЕХИ, сделанном спустя несколько часов после вступления закона в силу.

- Если желтой линии вдоль магистрали нет, если знака «Остановка запрещена» нет, могут останавливаться, - сообщил 20 октября Лепеха. - Пока все будет так же, просто сейчас мы отрабатываем с местными исполнительными органами механизм. Пока пусть не боятся.

- Что означает это «пока»? - возмущается Руслан Лазута. - Пока - в течение месяца, года? И кто такой Лепеха, чтобы отменять действие нормы закона, который разрабатывали депутаты и который вступил в силу? А завтра кто-нибудь убьет человека и скажет, что норма о наказании пока действовать не будет, что тогда?

По поводу того, что слово полковника МВД оказалось весомее закона недоумевает и председатель Независимого автомобильного союза Эдуард ЭДОКОВ (Алматы).

- Подобное заявление после вступления закона в силу - прецедент, - считает он. - Получается, что какие-то нормы можно не исполнять и в других законах. А полагается либо исполнять, либо исключать пункт из закона.

По мнению Эдокова, де-юре слова полковника ничего не значат. Если инспектор захочет оштрафовать водителя за машину на обочине, то будет прав. Правозащитник говорит, что многие водители уже обратились к нему за разъяснениями. Он советует не платить штраф, а в случае составления протокола сохранять его, чтобы потом оспорить в суде.

Красиво, но не эффективно 

 

21 октября, 9:40. Номер 001 в ОРЭР был продан, но с электронного табло его не убрали

Не менее резко Эдоков и другие правозащитники высказались по поводу продажи престижных государственных номеров. С 20 октября их можно купить в зависимости от престижности (это понятие для государственных регистрационных знаков тоже определили чиновники) за 253 724 тенге и 422 256 тенге. К более дорогим отнесены номера так называемого повышенного спроса с цифровыми обозначениями 001, 002, 700 и т. д. Хотя для костанайского региона, обозначенного цифрой «10», номера 002 или 003 особой красоты не представляют. Зато 101 в сочетании с «десяткой» смотрится красивее, но его можно получить бесплатно.

В 9:40 утра, 21 октября, в ОРЭР (отдел регистрационно-экзаменационной работы) УАП ДВД Костанайской области уже было не пробиться. Бегущая строка на электронном табло высвечивает свободные номера для продажи: от 001 до 555 и 777 серии СZA. Серия ААА, ВВВ, как нам пояснили, осталась в Алматы. Номер 001 светился на табло, но уже был продан.

- 20 октября ОРЭР не работал, начали продавать номера 21 октября, два номера уже продано, - объяснил заместитель начальника ОРЭР Аслан БАЛГАБАЕВ. - Это номера 001 и 111. Почему они есть на табло? Еще не сделали корректировку.

Процедура покупки красивого номера такова: водитель заполняет акт регистрации транспортного средства, ставит все отметки, а на обратной стороне в специальной графе указывает, какой государственный знак хотел бы приобрести. Но не оплачивает покупку, а подходит к инспектору, который уточняет, не перекупил ли номер другой водитель. Если знак есть в наличии, водитель идет в кассу.

Балгабаев заверил, что в перспективе купленные знаки будут моментально убираться с электронного табло. Дело техники. Правозащитники, наоборот, считают, что это дело людей, выдающих знаки. Причем настолько выгодное, что нововведение в законе просто лоббирует чьи-то интересы.

- Хорошо, если на номер претендует один человек, а если десять? - отмечает Эдуард Эдоков. - Продажа крутых номеров - дело не новое, во всем мире их продают, и это правильно. Но продают через аукцион, где процедура гораздо прозрачнее и справедливее. Их продают по рыночным ценам и по принципу, кто больше даст. Но не по таким заниженным ценам, как у нас. Для владельца авто стоимостью $200 000-300 000 не составит труда купить номер за $2 300 - это самая высокая цена, которую назначили у нас. В Москве стоимость таких номеров доходит до миллиона рублей!

Номера повышенного спроса 21 октября в костанайском ОРЭР были в избытке

Ждем подзаконные акты

Эдоков предполагает, что те, кто сидит на раздаче номеров, будут их придерживать, потом продавать по более высоким ценам, а разницу класть себе в карман. И в целом в новом законе вместо борьбы с коррупцией видит одну показуху.

- А я считаю, что в новом законе больше положительных моментов, просто общественность сконцентрировалась на отрицательных, - убежден начальник отдела УАП Виталий Штер. - По большинству пунктов он исполним. Потерпите немного - появятся подзаконные акты, постановления, которые и по остальным пунктам расставят все точки над i.

- В законе много хорошего, - соглашается Арсен Шакуов, - но его нужно было тщательно проработать, а не просто копировать с других законов. В целом он исполним, его обязаны исполнять, иначе никакого эффекта не будет.

Эффект уже есть, только отрицательный. Противники нововведений считают, что разработчики «попали жезлом в небо». Как скоро отдельные статьи закона станут более приземленными и реальными для участников дорожного движения, сказать сложно.

Самые обсуждаемые нормы

Выдержки из закона «О дорожном движении»:

- Водители механических транспортных средств, достигшие 65-летнего возраста, обязаны проходить повторный медицинский осмотр каждые два года.

- Вводятся новые водительские удостоверения, которые будут иметь семь категорий: A, В, С, D; BE; СЕ; DE и шесть подкатегорий: А1, В1, С1, D1, C1E и D1E. Это позволит упорядочить эксплуатацию скутеров, мокиков (подкатегория А1), трициклов (подкатегория В1) и другого мини-транспорта. Обновленные права будут выдаваться лицам, впервые их получающим, а существующие водительские документы будут действительны до истечения срока их действия.

- Государственные регистрационные номерные знаки (ГРНЗ) цифрового обозначения 100, 111, 200, 222, 300, 333, 400, 444, 500, 555, 600, 666, 700, 800, 888, 900, 999 можно купить за 253 724 тенге. Стоимость номеров повышенного спроса - 001, 002, 003, 004, 005, 006, 007, 008, 009, 777 - определена в 422 256 тенге. Для номерных знаков транспортных средств, находящихся в ведении государственных органов, пошлина составит 5 186 тенге.

- Нанесение на кузов аэрографических трехмерных рисунков запрещено.

- За отсутствие регистрации доверенности в полиции предусмотрен штраф в размере 0,5 МРП.

- Водителям запрещается выходить из автомобиля без требования полицейского и садиться в автомобиль инспектора во избежание коррупционных правонарушений.

- Остановка и стоянка автомобилей на дорогах и улицах, где отсутствует специальный разрешающий остановку и стоянку знак, запрещается.

- От прохождения обязательного техосмотра освобождаются автомобили, возраст которых не превышает 4 года, включая год выпуска.

- На трассах, где отсутствует разделительная полоса, нельзя превышать скорость 100 км/час.