Решает ли модернизация пенсионной системы наболевшие проблемы?

Евгений ШИБАРШИН

Президент РК своим указом недавно утвердил «Концепцию дальнейшей модернизации пенсионной системы до 2030 года». Механизмы реализации этого документа еще только разрабатываются.

Но сегодня уже можно оценить, насколько в Концепции учтены реальные проблемы, которые накопились в сфере пенсионного обеспечения казахстанцев.

Стаж будет учтен

Если говорить об официальной мотивации разработки Концепции, то она в документе сформулирована по чиновничьи сухо и витиевато. Есть там ссылка на  «долгосрочные демографические тренды и цикличность экономического развития», не забыли о «необходимости дальнейшей оптимизации распределения ответственности за пенсионное обеспечение между государством, работодателем и работником».

Нет только в объяснении причин очередной пертурбации ссылки на сегодняшнюю несправедливую методику расчета пенсий для тех, кто ушел на заслуженный отдых до рыночных реформ. Не стали «дразнить гусей» и низким уровнем оплаты труда, который не позволяет через НПФ накопить достаточную сумму, чтобы на пенсии не упасть до нищенского состояния. Да и тот факт, что накопительной пенсионной системой сегодня не охвачено более 2 млн человек из категории самозанятых, тоже остался вне продекларированной цели Концепции.

Как меры, предложенные в Концепции, способны решить именно эти проблемы? Ведь о них люди говорят все последние годы.

Начнем с методики расчета пенсий, которые оформлялись до введения накопительной системы. По существующей методике размер этих пенсий оказался на минимальном уровне. Официальные лица на все жалобы отвечали, что это, конечно, не справедливо, и обещали положение исправить. Что по этому поводу предлагает вышеназванная Концепция?

Заместитель руководителя Костанайского областного филиала РГКП «Государственный центр по выплате пенсий РК» Татьяна КОСЕНКО сообщила «НГ», что эту проблему предполагается решить изменением принципа начисления величины базовой пенсии. Ее в народе называют «президентской». Сейчас она составляет 50% размера официального прожиточного минимума.

Концепция предполагает это соотношение сохранить для пенсионеров, стаж работы которых - 10 лет. За каждый год сверх десятилетнего стажа размер базовой пенсии будут увеличивать на 2%. При стаже 35 и более лет она будет равна величине прожиточного минимума (будет учитываться стаж только до 1 января 1998 года).

Татьяна Косенко подчеркнула, что введение этой меры предполагается с 1 июля 2017 года. Этот метод еще предстоит ввести законодательно. Сейчас он обозначен лишь в форме Концепции, но некоторые пенсионеры уже сейчас приходят в ГЦВП и просят начислять им базовую пенсию по новой методике.

Солидарный компонент пенсионных выплат сохраняется как для состоявшихся пенсионеров, так и для граждан, имеющих не менее 6 месяцев трудового стажа на 1 января 1998 года. Назначение и выплата солидарных пенсий будут осуществляться в соответствии с действующим законодательством. Вместе с тем для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне в условиях действующего пенсионного законодательства их размеры будут ежегодно индексироваться с опережением уровня инфляции на 2%.

Получается, что для уже состоявшихся пенсионеров трудовой стаж будет учитываться дважды: при начислении солидарной пенсии и базовой. Насколько такая мера поправит финансовое положение людей, у которых других источников пенсионных выплат нет, сказать сложно. Конечно, если человек получает 22 000-30 000 тенге, добавка в 10 000 существенна. В этом случае и моральная сторона (государство хотя бы в такой форме наконец-то оценило прошлый труд человека) тоже многого стоит.

Отчисления в НПФ увеличат

Сложнее дело обстоит с будущими пенсионерами. У них доля солидарной пенсии с годами будет уменьшаться. Восполнят ли накопленные взносы в НПФ потерю зарплаты после выхода на пенсию? Это вторая большая проблема.

В Концепции приводится такая цифра: коэффициент замещения дохода пенсионными выплатами на 1 января 2014 года составил 44,6% среднереспубликанской заработной платы. Это для сегодняшних пенсионеров, которые в основном финансируются государством. Что касается будущих пенсионеров, то по Концепции предполагается«сохранение до 2030 года коэффициента замещения совокупными пенсионными выплатами на уровне не менее 40% утраченного заработка при стаже участия в пенсионной системе не менее 35 лет и регулярности отчислений 12 раз в год».

То есть государство хочет создать такую накопительную пенсионную систему, которая оказалась бы способна поднять минимальный порог пенсий на более высокий уровень. Сегодня, если минимальную пенсию соотнести со средней зарплатой по РК, коэффициент замещения составит примерно 21%. Концепция планирует к 2030 году довести его до 40%. За счет чего?

Тут самое время сказать об очередном новшестве. Предполагается, что с 2018 года будет введена условно-накопительная система.

- Участниками условно-накопительного компонента будут являться работники, в пользу которых работодатели начнут перечислять обязательные пятипроцентные пенсионные взносы, начисляемые от размера дохода работника, - рассказал об этой новации «НГ» руководитель департамента по контролю и социальной защите по Костанайской области Мурат МУРАТБЕКОВ. - Учет условных обязательств будет вестись на индивидуальных счетах, открытых в ЕНПФ. Накопления являются условными, не наследуются и не будут собственностью участника системы. Они будут перечисляться из доходов предприятия, а не из заработной платы работника.

По сути, это некий аналог солидарной пенсионной системы советского периода. Только на этот раз размер пенсии будет зависеть не от суммы, которую раньше определяло государство, а от того, сколько человек заработает. Это будет добавка к деньгам, которые накопились на другом счету в ЕНПФ, куда работодатель перечислял 10% зарплаты этого человека.

Но тут возникает проблема. Где работодатели возьмут эти самые дополнительные 5%? Это очередной налог или данные суммы будут вычитаться из налогооблагаемой базы? Как, например, уже сделали с аналогичными средствами, которые работодатели с 1 января 2014 года перечисляют в ЕНПФ на счета своих работников, занятых на рабочих местах с вредными условиями труда. В Концепции на этот счет ничего не сказано, и правительство никаких разъяснений еще не делало.

Предприниматели сразу же заговорили о том, что эта мера может привести к удорожанию выпускаемой продукции, к росту теневой экономики, к снижению затрат на заработную плату.

- В Казахстане проводится политика поддержки малого и среднего бизнеса, поэтому правительство, очевидно, предложит механизм, который бы разрешил эту коллизию, - высказал свое предположение Мурат Муратбеков. - Но данная мера позволит увеличить размеры накоплений в ЕНПФ, которые после ухода от солидарной системы будут играть решающую роль в пенсионном обеспечении. К тому же эта система усиливает заинтересованность работников за счет собственного труда обеспечивать свою старость.

Нужно иметь в виду, что с 2030 года для участников только накопительной пенсионной системы и условно-накопительного компонента при достижении ими пенсионного возраста будет осуществлен переход от назначения базовой пенсии к назначению минимальной гарантированной пенсии в случае, если их совокупный размер пенсионных выплат окажется ниже установленного минимального социального приемлемого уровня пенсий.

Самозанятых легализовать

Сегодня пенсионной системой охвачено чуть больше 60% трудоспособных граждан. Остальные 40% достигнут пенсионного возраста и, не имея официально зафиксированного трудового стажа 10 и более лет, будут получать только социальное пособие по возрасту в размере 50% от прожиточного минимума. Основная часть этой категории - так называемые самозанятые, которых в РК насчитывается более 2 млн. Большинство из них сейчас имеют какие-то доходы, но отчислений в НПФ они не делают. Хорошо, если по достижению пенсионного возраста у них еще сохранятся силы вести домашнее хозяйство (чем сегодня и живет в основном эта категория). А если здоровья уже не хватает?

Никто не мешает этим людям самостоятельно открывать счет в НПФ и добровольно перечислять туда взносы. Но большая часть из них - сельчане. Если у них образуются какие-то денежные излишки, они предпочитают вкладывать их в сегодняшний день. Это их выбор. Примерно такая же ситуация с людьми, занятыми в «теневом» бизнесе. Только там работодатель обязан перечислять деньги на счет своего работников в НПФ, но по взаимной заинтересованности этого не делает.

Концепция предусматривает меры по вовлечению этих людей в легальный бизнес, по профессиональному обучению безработных и другие меры. Ожидается, что охват пенсионной системой в 2030 году повысится до 80% занятого населения. Сейчас государство уже пытается реализовать программы по решению этой проблемы, но об их эффективности ничего определенного сказать пока никто не может.

Есть в Концепции еще одно новшество, о котором нужно обязательно сказать. Ибо в обществе оно наверняка вызовет неоднозначную реакцию. Для «повышения эффективности и обеспечения финансовой устойчивости накопительной пенсионной системы» будет отменен единовременный принцип изъятия пенсионных накоплений. За исключением сумм пенсионных накоплений, не превышающих 12 минимальных пенсий. То есть взносы из НПФ можно будет получать только определенными суммами ежемесячно.

Есть там и другие важные положения. Они касаются работников силовых структур, женщин, находящихся в декретном отпуске, и другие моменты. Нужно учесть, что это пока лишь Концепция, реализация которой может начаться только после принятия соответствующих законодательных актов. Для этой цели предусмотрен первый этап (2016-2020 гг.). Второй этап (2020-2030 гг.) будет посвящен повышению эффективности модернизированной пенсионной системы. 

Какая пенсионная реформа нужна Казахстану?

Айкын КОНУРОВ, депутат мажилиса Парламента РК, секретарь ЦК КНПК:

- Наша партия считает, что нужно вернуться к солидарной пенсионной системе. Мы с этим предложением уже не раз официально обращались к главе государства. В Казахстане только она может создать средние условия для пенсионеров. У нас сырьевая страна, что создает большую зависимость от ситуации на мировом рынке. Поэтому ждать, что у работников в добывающих отраслях будет стабильно высокая зарплата, не приходиться. К тому же большую долю в экономике занимает сельское хозяйство, где заработная плата низкая.

Не будет больших доходов, значит, и накопления в пенсионном фонде будут маленькие. Государство не может заставить частные предприятия платить работникам больше. Если социальное самочувствие граждан - главная забота государства, а оно не может повлиять на частников, тогда финансирование пенсионной системы должно быть государственным. Будет в Казахстане высокий уровень оплаты труда, тогда можно переходить на накопительную систему.

Римма БЕКТУРГАНОВА, депутат областного маслихата:

- В рыночных условиях и пенсионная система должна работать по рыночному. Какие бы жесткие ни были правила, которые ее регулируют. Человек должен сам создавать себе подушку безопасности, сам должен беспокоиться об условиях для обеспеченной старости. Возлагать эту обузу на государственный бюджет неразумно. Мы ведь хотим, чтобы у нас было качественное образование, доступные медицинские услуги, решались другие социальные нужды. Да и постоянно жалуемся на плохие дороги. Объемы бюджетного финансирования этих работ из года в год растут, а мы еще хотим, чтобы и пенсии были государственными. Денег на все не хватит, поэтому нужно выбирать. Другое дело - эффективность работы накопительной системы. Я поддерживаю критиков объединения частных НПФ в единый государственный фонд. На мой взгляд, выигрыша от этого не будет.

Сергей БОГАТЫРЕВ, председатель областного филиала ОСДП:

- Я тоже выступаю за возврат к солидарной пенсионной системе, которая была в советское время. Дело в том, что после создания в Казахстане накопительной системы, государство все равно вынуждено тратить бюджетные деньги на компенсацию инфляционных потерь пенсионных взносов в НПФ. Тогда к чему такая сложная система? Проще передать все государству. Нужно пересмотреть структуру налоговых отчислений и сделать так, чтобы какие-то налоги уменьшить, а налог, идущий для начисления пенсий, увеличить. Предприятия от этого не будут нести дополнительные расходы, а государство обеспечит свое полное участие в снятии социальной напряженности в обществе. Что касается ухода от иждивенчества и развития внутренней мотивации на обеспечение себе большей пенсии, то и здесь можно что-нибудь придумать.

Умурбек САТМУХАМБЕТОВ, председатель областного филиала партии «Ак жол»:

- Необходимо сочетать солидарную и накопительную пенсионные системы. Единственное, что нужно сделать, это усилить государственный контроль за работой накопительного фонда. Всем известно, что главной проблемой в работе прежних частных НПФ было вложение денег в малоэффективные проекты. Но почему бы их не инвестировать в нефтедобывающую промышленность? Надеюсь, слияние в единый государственный накопительный пенсионный фонд приведет к тому, что государство будет теперь вплотную заниматься сохранением вкладов будущих пенсионеров.