Не роскоши ради, а проходимости для

Жанабай Бисимбаев был назначен на должность акима района в 2014 году

Ольга ЛИХОГРАЙ

Расходы на автомобиль акима превысили затраты на ремонт сельских дорог

Аким Камыстинского района Жанабай Бисимбаев приобретает служебный автомобиль Land Cruiser Prado почти за 13 млн тенге. Эту информацию «НГ» подтвердили в районном акимате 11 апреля. В этот же день президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на Совете национальных инвесторов еще раз напомнил: чиновникам «надо ездить на наших автомобилях».

Как пояснил «НГ» руководитель аппарата акима Камыстинского района Ибрагим БЕКМУХАМЕДОВ, покупку внедорожника еще не проплатили, но марка уже известна.

- Сейчас аким района ездит на автомобиле марки «Тойота», седане, который покупали в 2007 году, - ответил он на вопрос о причине покупки. - Но если вы бывали в Камыстинском районе, то знаете - как только пересекаешь границу Денисовского района, начинаются ухабы. У седана ломается пластиковый бампер. Нужен дорогостоящий ремонт, поэтому остановились на полноприводном автомобиле. Не ради роскоши. Мы не покупаем автомобили люксового класса, а приобретаем автомобиль-элегант.

У Land Cruiser Prado, отметили в акимате, «минимум опций и максимум проходимости». Что касается проходимой «Нивы», то в Камысты считают, что она «не настолько комфортабельная для уровня акима района». Не подходит районному акиму и SsangYong Chairman костанайской сборки, на котором ездят заместители акима области. Chairman - это седан, уточнили в Камысты, а главе района нужна машина с полным приводом. А по поводу рекомендаций главы государства о поддержке отечественного автомобилестроения Бекмухамедов отметил:

- А что, поддержка должна выражаться в том, чтобы все акимы купили SsangYong? С 2014 года можно закупать автомобили, которые производятся на территории Таможенного союза. «Тойоты» собираются в РФ. И этот бренд пользуется у нас заслуженным авторитетом. Машины надежные, качественные, отсюда и цена. Акиму часто приходится ездить в Костанай - 2-3 раза в месяц, дорога до областного центра оставляет желать лучшего. Аким остается политическим лицом, его безопасность должна быть обеспечена.

Land Cruiser Prado 2014 г. в. В акимате Камыстинского района считают такую машину оптимальным вариантом

Руководитель управления финансов Сауле АЙМУХАМБЕТОВА прокомментировала «НГ» ситуацию с возможностью приобретения автомобилей, производимых на территории ТС.

- В закон о госзакупках были внесены изменения, которые вступили в силу в конце января этого года, - сказала она. - Эти изменения разрешают приобретать товары, производимые на территории ТС. Но наряду с этим существует постановление правительства о поддержке казахстанских производителей. В перечень товаров как раз входят автомобили. Но закон по статусу выше постановления.

Разобраться в этом противоречии, возможно, помогут правила, разрешающие либо запрещающие покупку импортных авто. Но они еще не приняты.

Кстати, в конце прошлого года акимат Камыстинского района купил новый служебный автомобиль «Шевроле-Круз» 2013 года выпуска стоимостью почти 4 млн тенге. Автомобиль предназначался для заместителя акима района по социальным вопросам. Хотя 7-летний седан «Тойота», на котором в последнее время ездил Бисимбаев, вполне пригоден для использования. На него пересядет другой заместитель акима. Такой подход, считают в районе, вполне обоснован, так как заместители ездят по разбитым дорогам реже, чем аким.

- Существует лимит пробега, который устанавливается постановлением правительства, - объяснил Ибрагим Бекмухамедов. - Акиму района - 5 000 км в месяц, заместителю - 3 500 км. Нам аким сразу сказал: автомобиль должен быть неброским, исключительно для работы, громадный джип - это нескромно. Хотя по цене у них небольшая разница. Я бы Land Cruiser Prado не назвал недорогим автомобилем, но в соотношении «цена-качество» ему нельзя найти аналогов среди отечественных. Покупать слишком недорогую машину - неправильно. На ее ремонт с учетом наших дорог нужно расходовать много бюджетных денег.

А может, никто и не пытается искать недорогие, но качественные аналоги? Не говоря уже о попытках отремонтировать сельские дороги. В бюджете Камыстинского района на 2014 год на обеспечение функционирования автомобильных дорог в поселках, аулах и аульных округах запланировано всего 10,5 млн тенге. На освещение улиц в сельских округах - 8,2 млн, на озеленение сельских округов - 2,1 млн тенге. Правда, на функционирование дорог районного значения заложено 23,7 млн тенге, что почти равно совокупной стоимости двух служебных автомобилей. 

Фото Николая СОЛОВЬЕВА