Международные трассы мимо кассы

28 января, 17.50, Костанайский автовокзал. В комфортабельном автобусе на 57 мест, следующим по маршруту Рудный - Екатеринбург, всего 5 пассажиров

Ольга ЛИХОГРАЙ

Костанайский рынок международных перевозчиков практически полностью заняли автобусные «пираты» 

Так представители фирм, осуществляющие регулярные автобусные рейсы в соседнюю Россию, называют тех, кто возит пассажиров не вполне легально. Это самые популярные маршруты в ближайшие российские города - Челябинск, Екатеринбург. Официально такие рейсы именуют международными. И к перевозчикам, осуществляющим их, предъявляются весьма серьезные требования.

При этом, считают официальные перевозчики, их вытесняет с рынка так называемый «серый» водитель - перевозчики на микроавтобусах, без лицензий, которым жесткие требования закона «Об автомобильном транспорте» не писан.

О том, что автобусники-нелегалы отбирают бизнес у добропорядочных перевозчиков директор костанайского ТОО «СП Кушнеров» Леонид КУШНЕРОВ твердит во всех инстанциях с 2010 года. Но ситуация, с его точки зрения, не только не меняется в лучшую сторону, но с середины 2013 года даже ухудшилась.

- Я посчитал. Из Костаная в Россию ездит как минимум 40 микроавтобусов в день. При этом они не имеют право ездить ни в Челябинск, ни в Екатеринбург, - заявил «НГ» Кушнеров. - Согласно «Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом», автобусы, используемые на международных автомобильных сообщениях, должны иметь мягкие сиденья с откидными спинками при протяженности маршрута уже более 150 км. Кроме того, автобусы должны быть оборудованы тахографами, которых нет ни в одном микроавтобусе. Также, согласно «Закону о транспорте», регулярные международные перевозки пассажиров осуществляются только с автовокзалов и автостанций. Микроавтобусы забирают пассажиров с домашних адресов.

Прибавьте к этому, говорит Кушнеров, отсутствие сменщика на микроавтобусах, а также билетов и багажных квитанций. Но самое главное - отсутствие лицензий, которые владельцы микроавтобусов просто не могут получить из-за жестких квалифицированных требований к международным перевозчикам.

- Лицензия на осуществление перевозок по международным рейсам выдается один раз и считается генеральной, - объясняет Леонид Кушнеров. - А разрешение на перевозки, согласованное в двух министерствах (РФ и РК) выдается на 5 лет. Если в течение этого времени замечаний не было, перевозчик собирает пакет документов, и разрешение продлевают еще на 5 лет и т. д.

Лицензии на осуществление перевозок ввели в 2012 году и как раз для того, чтобы избавить автобусный рынок от нелегалов. Но получили обратный эффект. Регулярным перевозчикам, работающим легально, пришлось оборудовать автобусы тахографами, собирать кучу документов, ждать лицензии около двух месяцев, потом еще столько же разрешение на перевозки. Этот бизнес, чтобы быть безопасным, просто обязан быть затратным. Но при этом основную массу пассажиров по сей день забирают так называемые нерегулярные перевозчики, без всяких лицензий, а порой и патентов.

Патенты на нерегулярные пассажирские перевозки выдают местные акиматы, и действительны они только для перевозок внутри Казахстана. На этой территории микроавтобусы могут работать по патенту как такси, перевозя пассажиров на расстояние менее 150 км. Если километраж больше, требуются уже комфортабельные автобусы и патент даже внутри РК, а для международных перевозок нужна специальная лицензия.

Как костанайские маршрутки могут работать на ближнее зарубежье, не выполняя практически ни один из основных пунктов Правил и закона, непонятно. Зато вполне очевидно, что добросовестных перевозчиков они сегодня разоряют.

Кушнеров признается, что все чаще опытные, квалифицированные водители вынуждены уходить с легальных рейсовых автобусов на нелегальные маршрутки. Там - основной пассажиропоток, а значит, и деньги.

В его фирме пять автобусов на 70 мест каждый. Но сплошь и рядом в Челябинск и Екатеринбург в них едут 3-7 пассажиров. Похожая ситуация и у других регулярных перевозчиков. Практически ничего не зарабатывающие на маршруте водители уходят к «серым» конкурентам.

- Водитель имеет право отказаться от рейса, если в автобусе мало пассажиров, - говорит Леонид Кушнеров. - Но, во-первых, другие пассажиры возмутятся и в следующий раз не сядут на этот рейс, а во-вторых, за 15 невыполненных рейсов отбирают разрешение на международные перевозки.

Получается, что легальные перевозчики опять в минусе. В то время, как нелегальные, не смущаясь, рекламируют свои услуги. «Микроавтобусы в Челябинск, по адресам, 8 мест», «Микроавтобус «Мерседес Виано», 7+1, по РК и РФ» - в самих текстах объявлений содержатся нарушения правил перевозок, по которым такие рейсы могут совершать автобусы, имеющие не менее 16 пассажирских мест.

- С нелегальными перевозчиками, осуществляющими международные рейсы, сложная ситуация была всегда, - считает ведущий специалист автоотдела ГУ «Инспекция транспортного контроля по Костанайской области» Нурлан ЖУМЕКЕНОВ. - Когда в наши функции входил надзор за нелегалами, мы проводили рейды, составляли акты проверки, отправляли микроавтобусы на штрафстоянки. С середины прошлого года надзорную функцию за международными перевозчиками у нас забрали и отдали ее административной полиции.

Когда на уровне республики функцию надзора передавали другому ведомству, объяснялось все логично: у полицейских больше возможностей ловить на дорогах нелегалов, есть автомобили, инспекторы и т. д. Но передача оказалась чисто формальной. У универсальных полицейских, в которых недавно переквалифицировались дорожные, до сих пор нет права контролировать автобусников-нелегалов на дорогах. Правительство передало право надзора только на словах, на деле - правовая документация для административной полиции все еще прорабатывается.

И получается, что перевозчики без лицензий у нас - самый что ни на есть льготный вид бизнеса. Ни налогов, ни расходов, ни контроля. Мимо бюджета идут весьма серьезные деньги. По подсчетам Кушнерова, только один нелегальный микроавтобус в нашей области за год зарабатывает около 5-6 млн тенге.

Виктор КОГАЙ, президент Союза автобусных перевозчиков и автовокзалов РК (Астана) считает, что, работая в столице, нелегалы зарабатывают в обход налогов около 1 млрд тенге в год.

- Если посчитать нелегальных перевозчиков во всех городах Казахстана, то всплывут многомиллиардные суммы черного нала, которые уходят мимо бюджетов, - объясняет Виктор Когай. - А государство почему-то не заинтересовано в пресечении этой ситуации. Все нормы прописаны в законе и правилах, но их некому контролировать. Для этого создавалась транспортная инспекция, которая хоть слабо, но боролась с нелегальными перевозчиками, устраивала рейды и т. д. Сейчас ни один универсальный полицейский даже не в курсе, что имеет право требовать лицензии и проверять водителей микроавтобусов, не говоря уже о количестве рейсов. И кому жаловаться честным перевозчикам?

Проблема с «пиратским» автобусным рынком не решается по всей республике, уверяют в Союзе. И считают, что это - вина государства. Именно оно должно требовать и контролировать соблюдение прописанных в законе норм.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА