Вокруг реконструкции улицы Герцена

Сейчас на ул. Герцена снимают старый асфальт

Ольга ЛИХОГРАЙ

Глобально улучшая очередную улицу, мы рискуем потерять относительно недавно отремонтированную

На днях аким области заявил, что подрядчиков, плохо ремонтирующих дороги, будут заносить в список недобросовестных. Глава региона также предупредил, что при разыгрывании очередных тендеров нерадивые дорожники будут на особом учете. Что это означает в реальности, пока непонятно. Ведь сказано это было больше для острастки перед сезоном масштабных капитальных ремонтов и реконструкций улиц.

У экспертов в области строительства дорог уже есть претензии к предстоящим работам. В частности, к реконструкции улицы Герцена, которую можно назвать одной из самых долгожданных и глобальных. Об этом свидетельствуют и сроки ремонта, и внушительная сумма бюджетных средств в несколько миллиардов тенге. Как видоизменится в ближайшие три года улица и как ее ремонт отразится на других улицах?

Ходят как попало

Напомним, общая стоимость реконструкции - 2 млрд 120 млн тенге. В этом году выделено 400 млн тенге, на которые улицу сделают от Орджоникидзе до Киевской. Главный инженер ТОО «Аяз» Анатолий ПАПСУЛИН рассказал «НГ», что ул. Герцена - это выезд из областного центра, и переделывать ее будут полностью. Сначала все коммуникации, включая теплотрассы, водопроводы, канализационные сети, газопровод, кабеля ЛЭП и связи.

- Появятся перекрестки с новыми светофорами, у дороги будет другой тип покрытия, - говорит Папсулин. - Трассу укрепят в основании. Правда, проект реконструкции был сделан 5 лет назад, поэтому некоторых объектов в нем нет, но их хотят добавить.

Как оказалось, многоэтажные дома вдоль ул. Герцена будут построены, хотя проектом они не предусмотрены. Многоэтажки займут участок от Урожайной до Киевской. Несколько пятиэтажек и девятиэтажек будет выстроено в рамках государственной программы.

- С учетом новых потребностей в строительстве жилья мы будем их привязывать к старому проекту, - говорит главный архитектор Костаная Абай ЮНУСОВ, - это не противоречит архитектурным требованиям.

Сейчас на Герцена уже начались работы, она перекрыта от ул. Орджоникидзе до ул. Кубеева, в ближайшее время ее закроют до ул. Киевской. Подрядчики завозят строительные материалы, снимают старый асфальт. Автобусы при этом, как утверждают жители района КСК, ходят как попало. Хотя в ЖКХ нам еще несколько недель назад предоставили план объезда, согласно которому 9 автобусных маршрутов должны объезжать ремонтируемый участок Герцена по трем улицам - Киевской, Каирбекова и Орджоникидзе.

- Несколько дней назад Герцена была закрыта от Орджоникидзе до Урожайной, так автобусы куда только не сворачивали - и на Урожайную, и на ул. Дружбы, - говорит житель района КСК Николай ЛЯМКИН. - А это такие убитые улицы, что на них не то что на автобусах - на джипах не проедешь. На Каирбекова из-за машин и автобусов уже пробка от Кубеева до Лермонтова тянется. Каирбекова тоже на ладан дышит.

С нагрузкой не справятся

Пользователь сайта «НГ», проработавший в сфере строительства дорог 23 года, утверждает, что объездные улицы за три года ремонта Герцена можно полностью убить, если их правильно не подготовить. По данным строителя, ни Каирбекова, на которую ложится самая большая транспортная нагрузка, ни другие с объездом не справятся. На Каирбекова недавно залатали несколько ям, но этого мало, чтобы привести ее в порядок. Нужно заделывать поперечные трещины, которые дорожники называют перспективными ямами, потому что при большой нагрузке трещины превращаются в выбоины и разрушают дорогу. Каирбекова просто испещрена такими трещинами и их никто не заливал битумом, как полагается. В таких же трещинах большинство объездных улиц, по которым сегодня, не задумываясь, пускают транспорт.

После реконструкции на ул. Герцена обещают сделать 12 автобусных остановок

Что предлагают эксперты: ширина Герцена позволяет закрыть одну полосу движения, а вторую оставить для автобусов и автомобилей. Тогда объездные улицы будут целее.

Опыт по этой части у областного центра есть. Из-за ремонта улицы Дзержинского весь транспорт в 2010 году пустили в объезд по ул. Майлина. Теперь по Майлина невозможно проехать, чтобы не угодить в яму. На участке дороги в районе областного налогового департамента сейчас стоит знак, предупреждающий об огромной яме, которую все водители вынуждены объезжать. Ремонт Майлина в этом году не запланирован.

По замкнутому кругу

Еще один пример неграмотного объезда приводит наш читатель Алексей СКОРОУС. Водитель со стажем вспоминает, как несколько лет назад параллельно ремонтировали улицы Победы и Амангельды. В итоге весь транспорт пошел по Тарана.

- Невозможно было протолкнуться ни на Тарана, ни на Алтынсарина, - вспоминает Скороус. - Теперь посмотрите на Тарана в районе магазина «1000 мелочей». В этом году на ней под дождем заделывали ямы. Конечно, это последствия не только объезда, а в целом некачественного ремонта. Но то, что у нас при ремонте одной улицы убивают несколько других, - это факт.

Замкнутый круг. Отремонтировали одну улицу, разбили другую, на которую вновь можно заложить бюджетные средства для ремонта. И так можно вкладывать в ремонт дорог до бесконечности.

Интересно, что при ремонте областных трасс содержание объездной дороги идет за счет того подрядчика, который делает основную. В этом случае подрядчик заинтересован сделать дорогу быстрее, чтобы меньше потратить на содержание объезда. При ремонте городских улиц такой принцип не действует, и, по сути, подрядчик, который в этом году делает Герцена, не сильно печется о сохранении Каирбекова. Ведь ее ремонт ляжет не на его плечи.

- При ремонте областных трасс действительно объезды содержат подрядчики, потому что эти объезды порой нужно строить, - говорит Анатолий Папсулин. - А в случае, например, с Герцена, транспорт пойдет не по специальному объезду, а по такой же ул. Каирбекова, которая предназначена для проезда и легкового, и грузового транспорта. Поэтому улицу никто не ставит на содержание подрядчика.

Засадят яблонями и тополями

В отделе ЖКХ акимата Костаная считают, что улицы, предназначенные для объезда ремонтируемого участка Герцена, вполне приемлемы для объезда. А закрыть одну полосу движения по ул. Герцена невозможно, потому что согласно проектно-сметной документации предполагается переукладка трубопроводов, которые проложены перпендикулярно.

- Улицы Киевская, Каирбекова и Орджоникидзе рассчитаны на проезд большегрузных машин с осевой нагрузкой до 25 тонн, - пояснила в ответ на письменный запрос «НГ» и. о. начальника отдела ЖКХ, ПТ и АД акимата Костаная Майра СУЛЕЙМЕНОВА. - Дополнительной подготовки данные улицу не требуют.

В ЖКХ также пояснили, что по проекту на Герцена предусмотрено оставить две полосы движения шириной по 11,25 м каждая и разделительную полосу от 3 до 9 м шириной в зависимости от участка дороги.

- Будет построено 12 автобусных остановок, - пояснила начальник отдела строительства и госзакупок отдела ЖКХ, ПТ и АД акимата Костаная Нина БЕНЮХ. - Решено сохранить разделительную полосу по ул. Герцена и устроить на всем ее протяжении пешеходную зону и газонную часть. Тут высадят 748 пирамидальных тополей и 323 сибирских яблони. На разделительной полосе также будут установлены опоры уличного освещения. Кабель будет подземный, чтобы в будущем не кронировать ветки разросшимся деревьям.

Интенсивность не учитывают

Поперечные трещины на Каирбекова при повышенной нагрузке через несколько месяцев превратятся в ямы

На Герцена также в ближайшем будущем появятся дополнительные полосы движения со съездами с основной дороги для проезда спецмашин. При сопряжении тротуаров с проезжей частью будут сделаны пандусы с понижением бортового камня.

Герцена через 3 года обещает выглядеть очень заманчиво. Но вот побочные эффекты беспокоят не только обывателей.

Эксперт технического надзора Владимир КОЧИН подтверждает, что в случае с реконструкцией областных трасс, прежде всего, предусматривают объезды. На их строительство закладывают средства, отсыпают, например, щебнем и асфальтируют. Для устройства объездов городских улиц средств не хватает.

- При устройстве объезда учитывают конструкцию проезжей части, - объяснил Кочин. - И как минимум по двум показателям - по нагрузке на ось и по интенсивности движения. Нагрузка на ось - это вес в тоннах, который может выдержать улица. Интенсивность - это сколько автомобилей в сутки пройдет по данной улице. Если показатели позволяют дать улице повышенную нагрузку, то можно делать объезд.

Но на практике эти показатели в учет никто не берет. Просто предусматривают ближайшие для объезда улицы, которые в итоге рассыпаются на глазах. Каирбекова делали несколько лет назад, о предстоящей на нее транспортной нагрузке никто не думал. Хотя уже при нынешнем движении Каирбекова нужно было делать хотя бы 6-полосной. Или вовремя сделать качественный средний ремонт, чтобы через пару месяцев окончательно не потерять улицу.

От ул. Киевской до Урожайной вдоль Герцена выстроят несколько многоэтажных домов

Фото Николая СОЛОВЬЕВА