Автобусная опасность

В погоне за прибылью водители автобусов нередко забывают о безопасности пассажиров

Надежда КОВАЛЬСКАЯ, kovalskaya@ng.kz
Ольга ГОРАЙ, gorai@ng.kz

Статистика на сегодняшний день вызывает серьезные опасения - только за последний год количество аварий с участием автобусов выросло в 3 раза. А ведь от профессионализма водителя общественного транспорта зачастую зависят жизни не только нескольких десятков пассажиров, но и пешеходов.

Вот мчится «двойка» удалая...

Наверное, многие из нас хоть раз в день да пользуются общественным транспортом. Сложно не заметить, что у каждого маршрута свой характер. И меняется он в зависимости от того, кто находится за рулем. Одни ездят аккуратно, другие - как дрова везут, третьи не считают зазорным курить прямо в салоне автобуса...

Взять хотя бы довольно популярный маршрут «двойку». 29 марта около 8.15 выходим на остановку «Амангельды». Время утреннее, на остановке много народу. Подходит «двойка», и толпа устремляется в открывшиеся двери. Укомплектовываемся довольно долго - мест сидячих нет, поэтому кто-то топчется прямо возле открытых дверей, раздумывая, как бы протиснуться поудачнее. Но тут автобус трогается с места. Двери еще открыты. Пассажиры, которые буквально висят на последних ступеньках, держась за поручни, недовольно кричат: «Дверь закройте!» Дальше едем практически без приключений, не считая того, что водитель резко тормозит и таким же образом двигается с места. Уже выйдя на остановке, спрашиваем пассажиров «двойки», что они думают о манере езды водителей.

- Езжу этим маршрутом постоянно, - говорит Светлана ЛИСОВСКАЯ. - К сожалению, бывает всякое. Недавно, когда лед на дорогах еще был, мы на одной остановке так забуксовали, что минут 10 не могли тронуться с места. Такое чувство, что водитель автобуса всю зиму на летней резине ездит...

Позвони мне, позвони

30 марта едем по маршруту № 13. Садимся на остановке «КЖБИ» и следуем до самого центра. Все это время поглядываем на водителя. Большую часть дороги он разговаривает по сотовому телефону. Непонятно, каким образом он умудряется не только следить за дорогой и управлять длинным и неповоротливым автобусом, но и брать деньги с пассажиров. А это, между прочим, нарушение ст. 461-1 КРКоАП (пользование водителем при управлении транспортным средством телефоном либо радиостанцией). Попавшись на таком в первый раз, водитель заплатит 5 МРП, во второй - уже 7. Однако, судя по тому, как часто водители нарушают именно эту статью, попадаются они редко.

Это не единственное нарушение, которое допускают водители 13-го маршрута. Несмотря на то, что дорога по улице Герцена вся разбита, они ездят по ней на большой скорости, так, что пассажирам сложно устоять на ногах. В этот же день на остановке «Арман» 13-й резко встал впритирку к автобусу № 11, образуя второй ряд. Пассажирам пришлось лавировать между длинными грязными корпусами габаритного транспорта.

Для водителей маршрута № 11 разговаривать по мобильному телефону во время движения - тоже норма. Вечером 28 марта садимся в автобус на остановке «Радуга». Водитель уже разговаривает по телефону. Таким образом он проехал две остановки, одной рукой держа телефон, другой - рассчитывая пассажиров. Через три остановки телефон вновь зазвонил. На этот раз водитель ограничился несколькими минутами. Регулярно разговаривают по телефону водители маршрутов №№ 21, 25, 38, 9, 12, 5.

Настоящую байгу устраивают водители автобусов на улицах Аль-Фараби, Абая, Герцена. Именно по ним проходит большое количество маршрутов, и, чтобы обогнать конкурента и первым оказаться на следующей остановке, водители прибавляют скорость. А, подъезжая к остановке, тормозят так, что можно упасть.

Несмотря на то, что практически все автобусы снабжены специальной аппаратурой, объявляющей остановки, водители регулярно забывают их включать. Вместо этого на весь салон звучит блатная музыка.

- Я езжу на маршрутах № 21 и № 25, и в темное время всегда приходится ориентироваться на ощупь, водители не объявляют остановки, - пожаловалась Елена ВОРОНКОВА. - На 21-м маршруте постоянно включают блатную музыку. А на 38-м я нередко замечала, что водители курят.

Порадовали автобусы 24-го маршрута. За несколько поездок нам не удалось зафиксировать ни одного нарушения. Водители вежливы, одеты в рубашки и галстуки.

В 3 раза больше

Это всего лишь несколько примеров. Полную картину знают только дорожные полицейские. По данным УДП ДВД, только за первые 2 месяца 2013 года в области зафиксировано 197 нарушений Правил дорожного движения водителями автобусов.

- Основные нарушения - выпуск на линию технически неисправного транспорта (за это наказано 3 должностных лица), превышение скорости, управление без документов, - пояснил старший инспектор управления дорожной полиции ДВД Костанайской области Юрий ПАНАСЕНКО. - Что касается ДТП, то в большинстве своем это наезд на пешехода. Есть и такие случаи, когда водитель трогается, не убедившись в полной высадке или посадке пассажиров, и зажимает их дверьми. Такой факт зафиксирован в феврале этого года. В прошлом году по вине водителей автобусов произошло 17 ДТП, одно из которых закончилось смертью 7-летнего ребенка. Это в 3 раза больше, чем в 2011 году. Уже в нынешнем по вине водителей автобусов произошло 2 ДТП.

В статистику этого года еще не вошла авария, которая произошла 14 марта. Водитель «семерки» наехал на 61-летнюю женщину, которая поскользнулась и упала на остановке. От полученных травм пострадавшая скончалась в городской больнице. Следствие еще идет, виновник аварии пока официально не назван.

Нарушения без наказания

Случаи, когда автобус сбивает пешехода, почти всегда становятся достоянием общественности, но мало кто знает, чем обычно заканчиваются такие истории. Расскажем о недавней. В декабре прошлого года инвалида 1-ой группы Александра Пономарева сбил на пешеходном переходе автобус № 19. Пострадавшему был причинен вред здоровью средней тяжести. Административный суд постановил: лишить водителя прав сроком на 1 год и взыскать с него штраф в размере 200 МРП. Водитель ТОО «TTS» приговор обжаловал и остался за рулем, отделавшись штрафом. Интересно, что за полгода до случившегося он уже привлекался к административной ответственности по статье 463, п. 1 КоАП (несоблюдение водителями транспортных средств требований сигналов светофора и регулировщика, дорожных знаков, разметки проезжей части и другие грубые нарушения Правил дорожного движения).

Водитель ТОО «Жарык-Жол-1», по вине которого костанаец Александр Белевцев потерял память и речь, также продолжает вертеть баранку автобуса. Два года родственники 59-летнего мужчины пытались привлечь водителя маршрута № 24 к ответственности, но все, чего им удалось добиться - компенсации морального вреда в 500 000 тенге. Виновника аварии же никак не наказали - пока шло следствие, все сроки давности прошли.

Контроль на первом месте

Чем же ответят пассажироперевозчики на претензии горожан и дорожной полиции? Оказалось, в росте ДТП с участием водителей автобусов они видят свои причины.

- Водители автобусов - это прежде всего профессионалы, - считает директор ТОО «Жарык-Жол-1» Виктор МУЩИНСКИЙ. - Но ситуации могут быть разными. Поведение пешеходов на дорогах оставляет желать лучшего. Был у нас недавно такой случай. Стоял человек на тротуаре и вдруг перед самым автобусом побежал. Был гололед, и водитель не смог вовремя остановить тяжелую и длинную машину. Также и в случаях с легковыми автомобилями. В 95 % аварий виноваты водители легковушек и только в 5% - автобусов. Что касается дисциплины, у нас существует оговоренная форма одежды - пиджак, галстук. Если есть какие-то жалобы от пассажиров на поведение водителей, мы их коллективно разбираем.

По словам заместителя директора ТОО «Костанайавтотранс» Бельгубая ЖИТЕРБАЕВА, водители каждое утро перед выходом на линию проходят обязательную проверку. Им меряют температуру, давление, проверяют на содержание алкоголя в крови. Оценивают и внешний вид.

- Если водители нарушают ПДД, то кроме штрафных санкций, которые ему предъявляет сотрудник ГАИ, они у нас пишут объяснительную, - рассказал Житербаев. - Бывает, дело доходит до выговора, а иногда даже приходится расторгать договор. Разговоры по мобильному телефону и курение в автобусах - это грубейшие нарушения, за которые водитель обязан нести ответственность. Ведь на каждом конечном пункте водитель стоит не менее 5-10 минут. Этого времени должно хватать для звонков и перекуров. У нас во всех автобусах висят информационные табло, и, если водители ведут себя неподобающим образом, каждый пассажир может позвонить и оставить свою жалобу.

Кадры решают все

Ситуацию усложняет и то, что водителей не хватает.

- Каждый перевозчик сегодня сталкивается с тем, что трудно найти опытных, профессиональных водителей, - говорит исполнительный директор ТОО «Туристтранссервис» Алексей БОЙЧЕНКО. - Но при приеме на работу мы в первую очередь все же смотрим на стаж вождения.

В условиях дефицита приходится принимать на работу и молодых водителей. Работодатели говорят, что главное в таких случаях - тщательно проверить человека.

- Мы тоже когда-то были молодыми, молодость - это не показатель, - отмечает Житербаев, - при приеме на работу для нас важно, чтобы у человека были категория «D» и хотя бы минимальный стаж работы. Чтобы узнать подробную информацию о водителе, мы всегда звоним на прошлое место его работы, узнаем, по какой причине он ушел, как проявлял себя.

Профессия водителя автобуса в нашей стране не престижна. Зарплата невысокая, зависит от коммерческой выгодности маршрута. Нагрузки большие. Но зато устроиться водителем автобуса совсем не сложно. Достаточно иметь категорию «D». А вот в Германии получить место в фирме, занимающейся пассажироперевозками, все равно что вытянуть счастливый билет. Сначала придется ждать больше полугода, пока тебя запишут на курсы водителей автобусов. И еще не факт, что ты на них попадешь - слишком много желающих. При отборе необходимо пройти математические, технические и языковые тесты и полное медицинское обследование. Если подходишь по всем параметрам, добро пожаловать на 21-месячные курсы, которые включают в себя полгода практики. Причем стоят они недешево - более 3 000 евро. При устройстве на работу первое время новоиспеченный водитель ездит в качестве пассажира рядом с инструктором.

Последовать опыту Германии мы навряд ли в ближайшее время сможем. Но спрашивать с нарушителей по всей строгости закона, пресекать популярную у нас байгу между автобусами на остановках, приводить эти самые остановки и улицы города в приемлемый для транспорта вид, наказывать виновных - задачи вполне посильные. Если, конечно, их в принципе ставить.

Как улучшить безопасность и качество обслуживания в общественном транспорте?

Алексей БОЙЧЕНКО, исполнительный директор ТОО «TTS»:

- Компаниям, занимающимся пассажирскими перевозками, надо усилить профилактическую работу с водителями. Регулярно проводить с ними беседы. У нас существует такая практика: мы определяем время, собираем всех водителей, приглашаем сотрудника дорожной полиции, и он ведет разъяснительную работу. Также компаниям необходимо усилить контроль за водителями. Если водители нарушают Правила дорожного движения, применять штрафные санкции, выговоры, вплоть до временного снятия с машины. Мы стараемся жестко контролировать работу водителей.

Виктор ШЕНГОФ, бывший начальник отделения дорожной полиции Южного ОВД:

- На качество пассажироперевозок влияет несколько причин. Многие нарушения Правил дорожного движения и ДТП с участием или по вине водителей автобусов происходят из-за плохих дорог. Чтобы уменьшить число ДТП, необходимо отремонтировать все дороги. К тому же сейчас много фирм, которые занимаются пассажироперевозками. В результате водители конкурируют между собой, стараются обогнать водителей других маршрутов, подрезают их, устраивают гонки на дорогах. Если бы перевозчик был один, то конкуренции и гонок на дорогах можно избежать. Что касается этических норм и поведения водителей в автобусе, то местным исполнительным органам следует принять правила, в которых были бы оговорены эти вопросы. И ввести контроль за их исполнением.

Людмила ГОРБЕНКО, первый секретарь областного филиала Компартии Казахстана:

- Я сама часто езжу общественным транспортом и могу с уверенностью сказать, что качество этих услуг у нас в Костанае не на высшем уровне. В первую очередь не устраивают профессиональные навыки водителей. Едешь и боишься. Часто замечаю, что водители резко трогаются с места и резко останавливаются - так, что пассажиры, которые стоят, чуть ли не падают друг на друга. Я считаю, что нужно строже относиться к отбору на эту ответственную должность. При приеме на работу необходимо учитывать водительский стаж - чем больше, тем лучше, смотреть на послужной список водителя. Также было бы неплохо усилить контроль за учебными заведениями, которые готовят водителей автобусов.

Вадим СОБОЛЕВ, юрист:

- Водители автобусов зачастую не думают о безопасности пассажиров и нарушают Правила дорожного движения. Из-за этого очень часто происходят аварийные ситуации. Чаще всего - это наезд на пешеходов. Я считаю, что нужно повышать требования к квалификации водителей автобусов. Еще одна проблема - дачные маршруты, которые ходят в летний сезон. Автобусы постоянно набиты, ходят редко, проезд в них дорогой. Я думаю, было бы целесообразно со стороны властей дотировать в этом плане перевозчиков. В общем и целом не хватает контроля со стороны государства к этой сфере. Поэтому я бы предложил в качестве эксперимента какие-то маршруты передать в коммунальную собственность и посмотреть, к чему это приведет.

Батима АБДРАХМАНОВА, депутат маслихата Костаная:

- Качеством обслуживания в общественном транспорте должны быть обеспокоены руководители предприятий, которые занимаются пассажирcкими перевозками. Они взялись оказывать эти услуги, значит, должны предоставлять их качественно. Если они набирают штат водителей, то обязаны обучить их, как вести себя, ознакомить с правилами. Если требуется, то нанять специалиста, который бы провел специальный семинар, курсы. Например, официантов в ресторанах учат, как обслуживать, как вести себя с клиентами. Вот и перевозчики должны заботиться о своей репутации и проводить обучение водителей, которых они принимают на работу.