«У вас я чувствую себя как дома».

Мария КАТКОВА, ng@ng.kz

Путешественник Рафаэль де Местре о том, как объехать весь мир без капли бензина, новых технологиях и о том, чем Казахстан похож на Испанию

IT-консультант-фрилансер, живущий «между Испанией, Германией и Румынией» и путешествующий по миру на электромобиле - у Рафаэля де Местре не самая ординарная биография. Вот уже почти четыре месяца он колесит по разным странам, «продвигая» идею экологически чистого автотранспорта. За это время он уже привык к общению с журналистами и с удовольствием поделился с читателями «НГ» своими дорожными впечатлениями.

«О  такой машине я мечтал с детства…»

- Скажите, Рафаэль, как вам пришла в голову идея совершить кругосветное путешествие на электромобиле?

- Я с детства хотел такую машину: однажды мне довелось прокатиться на электрическом скутере, и я пришел в полный восторг от того, как быстро и бесшумно он ездил. Сейчас электрокары продаются во многих европейских автосалонах - заходи да покупай. Но большинство людей считают это бесполезной тратой денег, мол, стоит дорого, а далеко на ней не уедешь. На самом же деле это совсем не так.

- То есть ваше кругосветное путешествие - попытка доказать на собственном опыте, что электромобиль может заменить обычную машину?

- Совершенно верно! Я просто хочу показать: смотрите, ребята, технологии не стоят на месте - теперь можно ехать быстро, бесшумно, да еще и не выбрасывать кучу денег на бензин и не загрязнять атмосферу. И эта идея работает: у меня есть странички в социальных сетях, собственный сайт в Интернете и канал на YouTube - своеобразный путевой дневник онлайн. Так вот, судя по комментариям, очень многие люди просто поражены тем, что они там видят - пишут: «Мы и подумать не могли, что на этой электрической машинке можно так далеко уехать».

- Кроме того, комментаторы часто спрашивают, не «подгоняли» ли вы машину к условиям кругосветного путешествия специально?

- Я всегда отвечаю честно: моя машина осталась в том же виде, какой была куплена в магазине. Я ничего не менял и не переделывал - только купил и поставил новые шины. Это американский электрокар серийного производства, марка Tesla Roadster 507, такой можно найти в любом автосалоне, продающем электромобили. Стоит эта модель около 25 000 евро.

- Путешествуете вы на личной машине, а как же обстоят дела с остальными дорожными расходами? Кругосветное путешествие - затея не из дешевых.

- Всю поездку я совершаю полностью за свой счет. Разумеется, я приглашал к сотрудничеству разные компании: начал с «зеленых» организаций, предлагал совместный рекламный проект с известным брендам, даже самим производителям электрокаров - и что же? Все компании, которые так любят похвалиться тем, как они продвигают идеи защиты окружающей среды и экологически чистого производства, отвечали одинаково: «Это отличная идея, парень! Ты молодец, но денег мы тебе не дадим». И я не получил ни от кого из них ни цента.

«Я могу заправиться у вас дома»

- Итак, когда же официально началось ваше путешествие?

- Вообще-то, я планировал совершить поездку в следующем году на новой модели электрокара Tesla Model S. Но в феврале в такое же путешествие пустились два французских парня - я тут же решил, что медлить  больше нельзя, и отправился вдогонку. Хотел начать путешествие 1 мая, но, к сожалению, пришлось отложить старт аж на 11 число. Я вообще всю дорогу корректировал планы: то визу приходится долго ждать, то никак не могу договориться о транспортировке машины через океан. Сначала я планировал все в духе Жюля Верна и его «Вокруг света за 80 дней», но из-за проволочек 80-й день я встретил в Караганде. Впрочем французов я все равно обгоняю.

- У вас с ними соревнование?

- Они утверждают, что никакого соревнования нет, но это все потому, что я иду первым.

- Каково же это: совершать на электромобиле путешествие, которое не всегда удается владельцам мощных внедорожников?
- Никаких проблем. У меня с собой целых три зарядных кабеля: первый «берет» от 10 до 16 ампер, второй, потолще - от 16 до 32 ампер, а третий самый мощный - до 70 ампер. Один кабель имеет на конце стандартную вилку - подходит к обыкновенной розетке, которая есть дома у каждого из вас - я могу заряжаться от нее, правда, это будет очень долго. Другой же кабель имеет промышленный разъем - подключившись к соответствующему источнику питания, я полностью заряжаю батарею машины за 5-6 часов. На полной зарядке я проезжаю около 400 километров.

Единственный минус той модели электрокара, на которой я езжу - 12-сантиметровый клиренс. Это слишком мало для дорог за пределами Европы, которые не всегда в идеальном состоянии. Приходится постоянно сбавлять скорость и объезжать опасные места.  

«У вас здесь все как в Испании»

- Вы в пути уже четвертый месяц - сколько же стран вы успели повидать за это время?

- Мой путь начался в Испании, оттуда я двинулся во Францию, далее - Швейцария, Германия, США, Китай. Сейчас я в Казахстане, от вас я направляюсь в Россию, потом в Украину, Румынию, Венгрию, ну а дальше через Австрию и Германию домой - я надеюсь быть там уже через три недели.

- Вот уже несколько дней вы путешествуете по Казахстану. Какие города, кроме Костаная, вы посетили?

- Первый крупный город, который я увидел - Алматы. Далее по маршруту была Караганда - кстати, там я встретил самую красивую девушку, которую когда-либо видел. К сожалению, познакомиться нам не удалось, она не говорила по-английски, а я по-русски и по-казахски знаю ровно четыре слова: «да», «нет», «жақсы» и «рахмет». И последняя моя крупная остановка в Казахстане - Костанай.

- Всегда интересно узнать, какие впечатления от нашей страны остаются у иностранных туристов? Поделитесь своими?

- Вам очень повезло, в Казахстане - самые красивые девушки  и самые добрые люди. Я много путешествовал до этого, и, бывая в других странах, непроизвольно сравнивал местных жителей с испанцами - сравнение всегда получалось в нашу пользу. Казахстан - это первая страна, где я чувствую себя как дома - светит солнце, вокруг меня отзывчивые люди, готовые просто так помочь совершенно незнакомому человеку, который даже не говорит на их языке. Мне бы очень хотелось как-нибудь приехать к вам снова.

- А удалось ли вам попробовать наши национальные блюда?

- Очень вкусно и очень похоже на испанскую кухню. Больше всего мне нравится, что у вас тут всегда на столе мясо в разных видах и обязательно хлеб.

- К сожалению, на Западе у большинства людей своеобразное мнение о Казахстане, России и соседних странах: многие считают их экзотическими и опасными местами, куда не стоит ездить в одиночку.

- Мои знакомые, увидев карту маршрута, наперебой отговаривали меня ехать через Китай, Россию, Казахстан - мол, у них там сплошные бандиты, бардак и коррупция, у тебя будут проблемы - ты шагу там сделать не сможешь. И знаете, что? В Казахстане со мной не случилось ровным счетом ничего. Я увожу отсюда только прекрасные воспоминания. Все неприятности со мной случались как раз в «культурных» европейских странах - в Германии, где, по идее, сплошной «орднунг», меня оштрафовали непонятно за что, да к тому же полицейский потребовал половину штрафа наличными и забрал себе. В Казахстане только однажды меня остановили на трассе - пришлось отдать 5000 тенге, но буквально через несколько минут деньги мне вернули.

- А как ваша семья отнеслась к этому путешествию? Как вы поддерживаете с ними связь?

- Семья у меня по испанским меркам совсем небольшая: мама и двое братьев. Когда братья услышали, что я собираюсь объехать весь мир на электрокаре, они были в восторге, мол, молодец, парень, давай! А вот мама, конечно же, не обрадовалась - она и сейчас переживает, на то она и мама. Так что на связь я стараюсь выходить почаще - мы общаемся в Интернете, где у меня есть аккаунты в популярных социальных сетях и собственный канал, куда я выкладываю видеозаписи.

Сейчас Рафаэль де Местре находится в России. Следить за путешествием можно в режиме реального времени через Интернет: у него есть аккаунты на Facebook (www.facebook.com/80eDays/), YouTube (electricgrid) и в Твиттере (@chargelocator). Также на его личном интернет-сайте www.80edays.com можно найти электронную карту передвижений и остановок, отображающую также скорость и путевые заметки с фотографиями.


Фото и видео Николая Соловьева.