Горячая пора для горючего

«Казмунайгаз» - единственная АЗС, на которой есть все виды бензина и дизельное топливо за наличный расчет

Юлия АНДРУСЕНКО, andrusenko@ng.kz
Надежда КОВАЛЬСКАЯ, kovalskaya@ng.kz

Кто виноват в нынешнем дефиците бензина и дизельного топлива?

На днях у костанайцев, в сознательном возрасте переживших 90-е, появилась возможность поностальгировать. Изрядно подзабытые времена острого дефицита можно еще раз пережить на АЗС города. Дизельное топливо и бензин марок АИ 80, АИ 92 продают лишь тому, кто имеет в кармане заветные талоны. И те, кстати, не так просто достать. Настроения костанайских автомобилистов становятся взрывоопасными.

Талон дороже денег

Корреспонденты «НГ» решили сами проверить, насколько трудоемкий процесс - наполнить бак авто бензином.

Первая заправка, куда мы заехали в поисках дефицитного АИ 92 - АЗС «Иволга». Вывеска на одной из колонок «АИ 92 только по талонам», призванная спасать кассиров от тысячекратного разъяснения, своей роли не выполняла. Водители с надеждой в глазах оккупировали окошко кассира. Присоединились к страждущим и мы.

- 92-й есть?

- Только по талонам.

- А где можно талоны купить?

- В офисе на Дощанова, 157.

Напоследок мы решили сфотографировать объявление, предупреждающее об отсутствии бензина.

- Здесь не фотоаппараты нужны, а автоматы, - проворчал мужчина, заправляющийся 95-м бензином на соседней колонке.

На заправке «Мунай онимдери» столпилось больше десятка машин. Вновь подъезжающие спрашивали у тех, кто уже попытал счастья в кассе: «По талонам или за наличку?» Услышав неутешительный ответ, многие из них разворачивались и уезжали, даже не выходя из автомобилей. АИ 95 заливать желающих не нашлось - отпугивала самая высокая по городу цена -150 тенге за литр. АИ 98 - 160 тенге. Тоже «рекорд».

На заправках «Гелиоса» - АИ 92 тоже по талонам, АИ 80 и ДТ, как и на «Мунай онимдери», отсутствуют. АИ 95 - по 146.

Заправка «Эталонавто» удивила абсолютным отсутствием клиентов. Ситуацию прояснил электронный стенд с указанием цен на топливо. На нем одиноко высвечивалась цифра «86». Эта заправка предлагает только АИ 80 по 86 тенге. Подойдя к кассе, наткнулись на уже знакомое объявление: «Уважаемые клиенты! Дизельное топливо и АИ 92 отпускаем только по талонам». Кассир пояснила, что такие меры продиктованы руководством, простым служащим причин ограничений не объяснили. Такая же ситуация на заправках этого оператора, находящихся за чертой города.

За бензином - за город

Безусловным лидером по дефициту горючего стала АЗС «Меридиан». Все колонки этой заправочной станции были увешаны объявлениями: «Дизельного топлива нет», «АИ 80 нет», «АИ 92 только по талонам», «АИ 95 нет». Зато у клиентов этой заправки есть реальный шанс купить АИ 92 за наличные. Правда, для этого придется ехать сюда к полуночи. Кассир «Меридиана» пояснила, что ежедневно выделяется лимит объемом 250 литров для продажи. Их реализация начинается после 12 часов ночи. Кто не успел, тот опоздал.

Наученный горьким опытом таксист, с которым мы объезжали станции, подсказал, что заправить за наличный расчет АИ 92 можно на АЗС «Бахыт» по адресу: Мауленова, 35. Положительный ответ кассира приятно удивил, но без ложки дегтя все же не обошлось.

- Мы и вчера продавали за наличные, и сегодня отпускаем, - рассказала нам женщина. - Но осталось литров 100 92-го бензина, так что и у нас скоро не будет.

На этой же станции можно было купить и АИ 80, и ДТ без талонов.

Совершенно выбивается из ряда костанайских АЗС «КазМунайГаз». На этой заправке есть в свободной продаже все виды бензина и дизельное топливо. Причем АИ 95 по прежней цене 135 тенге. Напомним: у «Гелиоса» - 146 тенге, «Мунай онимдери» - 150 тенге. АИ 98 также радует демократичной ценой - 141 тенге. Таких заправок в Костанае всего лишь две, обе на выезде из города. Но, несмотря на их отдаленность, очереди здесь выстраиваются от самой трассы. Некоторые предусмотрительно приезжают за соляркой на бензовозах или с бочками.

Это, конечно, хорошо, но каждый раз ведь не будешь выезжать за город, выстаивать очередь, чтобы залить в бак доступный АИ 92. Поэтому большинству все-таки лучше иметь в запасе несколько талонов на бензин.

За ними-то мы и отправились. Для начала в «Эталонавто». Причины, по которым фирма реализует горючее по талонам, стали ясны, как только мы переступили порог бухгалтерии компании. Сотрудница охотно продала нам 5 литров бензина АИ 92 в бумажном эквиваленте по 115 (!) тенге за литр, тогда как государство регламентирует продажу бензина этой марки не дороже 106 тенге. В офисе АЗС «Иволга» талоны реализуют вообще по 118 тенге.

В офисе ТОО «Гелиос» нам не повезло.

- С новыми клиентами мы не работаем, - пояснила сотрудница компании. - Продолжаем реализацию топлива тем, с кем заключили договора ранее.

Виноваты завод и спекулянты

Как же получилось, что в стране, которая обладает неизмеримыми запасами нефти, ситуация на розничном рынке дошла до откровенного дефицита? Компетентные лица видят несколько причин.

Как сообщил «НГ» директор департамента развития нефтяной промышленности министерства нефти и газа Куандык КУЛМУРЗИН, это связано с введением в действие нового Закона «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов»:

- Эта ситуация на казахстанском рынке в первую очередь возникла из-за приостановления отгрузки нефтепродуктов с завода в Атырау. Это произошло в начале августа, когда вступил в силу новый Закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов». Возникло несколько толкований отдельных статей этого закона. Интервал между отгрузками растянулся на 2 недели. Вы представляете, что такое в Казахстане при необходимости беспрерывного снабжения регионов нефтепродуктами разрыв в полмесяца? 22 августа отгрузка возобновилась. С Атырауского завода до Костаная доставка нефтепродуктов железнодорожным путем занимает минимум неделю. Значит товар, отгруженный 22 августа, стал поступать в Костанайскую область ориентировочно в конце августа или в начале сентября. Остатки топлива, которые были у АЗС на начало августа, уже реализовали, а свежий объем еще не подошел. И в связи с этим в конце августа возник ажиотаж и поползли слухи о том, что в сентябре цены поднимутся. Это привело к тому, что даже те, кто имел остатки бензина на нефтебазах, приостановили реализацию, ожидая получить дополнительную прибыль.

В связи с такими предположениями региональная инспекция Агентства по защите конкуренции начала проверки костанайских АЗС. Их инспектируют не впервые в этом году.

- Сейчас завершается расследование в отношении двух крупных компаний по факту необоснованного ограничения реализации дизельного топлива за наличный расчет, - сообщил начальник отдела мониторинга и анализа товарных рынков межрегиональной инспекции Агентства РК по защите конкуренции (антимонопольный комитет) Нурлан ДЖАЛГАСПАЕВ. - Что касается АИ-92, то реализаторы сослались на отсутствие запасов и высокие цены поставщиков. Работа по этому направлению ведется, по данному вопросу мы направили запросы в компании, реализующие бензин, провели мониторинг. По нашим данным, АЗС в основном сейчас АИ-92 реализуют по лимиту. У кого-то он составляет 1000 л, у кого-то больше. Такого запаса хватает до 10-11 часов утра, дальше - по талонам. По талонам АЗС не могут не отпускать бензин, поскольку договоры с пожарной службой, станцией «Скорой помощи», правоохранительными органами они заключили ранее и в случае невыполнения им грозит ответственность в виде серьезного штрафа.

Режим тотального молчания

Сами же операторы АЗС комментировать наболевшую ситуацию отказываются. Как сообщил корреспондентам «НГ» директор КФ ТОО «Эталонавто» Дулат ДЮСЕМБИН, говорить о дефиците горючего сегодня - значит усугубить собственное положение.

- Мы отчитались перед Агентством по защите конкуренции об остатках бензина у нас, - сказал Дюсембин, - поэтому отвечать на ваши вопросы должны компетентные органы.

Этими же «компетентными органами» прикрываются и остальные. По их словам, причины дефицита кроются не только во временном прекращении отгрузки на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе.

- Мы сейчас как под колпаком ходим, - говорит один из сотрудников крупной костанайской АЗС, имени которого мы по понятным причинам не называем. - Каждую неделю нас собирают и заставляют отчитываться - где и почем берем бензин, сколько осталось. Мы зажаты со всех сторон. Теперь в России, где мы раньше закупали АИ-92, его себестоимость составляет 110 тенге, а мы должны здесь у себя продавать его за 106. Такие цены установило государство. Почему мы должны работать себе в убыток? Вот и не продаем, и не будем этого делать, пока все не решится. То, что у нас осталось, мы реализуем по талонам.

Загнанные в угол региональные реализаторы горючего могут стать легкой добычей. По неофициальным данным, некоторым костанайским АЗС, балансирующим на грани, уже были сделаны предложения о продаже бизнеса тому, кто твердо стоит на ногах. Защитить компании от рейдерских атак не в силах никто, и в первую очередь государство. Предпринимаемые им меры по стабилизации ситуации на данный момент никакой пользы не приносят. С 27 сентября в Казахстане повысятся пошлины на экспорт светлых и темных нефтепродуктов. Однако это никак не отразится на состоянии нефтяного рынка - экспорт запрещен до конца текущего года.

Одна надежда у реализаторов горючего - на повышение розничных цен. А для потребителей просвета не предвидится в любом случае. Нас ждет либо обострение дефицита, либо скачок цен на бензин.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА

ОПРОС 

Каким вы видите развитие событий на рынке розничной торговли горючим?

Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ, директор Центра макроэкономических исследований:

- Так как Костанайская область граничит с Россией, то в силу эффекта Таможенного союза цены на ГСМ в области обязательно сравняются с российскими, то есть поднимутся еще на 15-20%. Другого выбора нет. Рано или поздно запрет на экспорт будет снят и весь бензин начнут вывозить в Россию.  Инструмента противодействия этому процессу нет, товары можно свободно провозить как в одну сторону, так и в другую. Собственно, для этого Таможенный союз и был создан. Раз поднятие цен неизбежно, значит подорожание должно проходить так, чтобы не вызвать резонанса.  Скорее всего это будет поэтапно, по 5-7% за этап. Произойдет такое повышение не сразу, а в течение года-полутора. 

Петр СВОИК, член президиума ОСДП «Азат»:

- Цены на бензин поднимутся. Правительство пытается административно воздействовать, но реальных мер для стабилизации ситуации не предпринимает. В итоге посопротивляется немного и уступит требованиям предпринимателей, реализующих бензин. Реально облегчить ситуацию для потребителей можно.

Цена на топливо складывается из стоимости его производства и множества накруток. Удешевить бензин можно через создание вертикали интегрированных компаний от скважины до бензоколонки, избавившись от посредников. Остальное - неэффективные меры. 

Валерий ВИШНИЧЕНКО, мажилисмен:

- Ситуация должна разрешиться к середине октября. Обстановка будет нормализована и ажиотаж вокруг цен на бензин и его наличие уляжется. Угрозы реализаторов, что они не будут продавать бензин, если он не подорожает - это откровенный шантаж. Этого не произойдет, потому что, во-первых, это невыгодно компаниям, реализующим бензин. Таким образом они лишают себя заработка. Во-вторых, я думаю, что этот шаг предпринят ими, чтобы вынудить правительство повысить цены. И убедившись, что этого не произойдет, они отступят. 

Хусаин ВАЛИЕВ, сенатор:

- Я думаю, что эта ситуация  временная. Мы нефтедобывающая страна, и все три перерабатывающих предприятия работают.  Можно допустить, что есть определенный сговор между операторами АЗС, подобный тем, которые неоднократно пресекались правительством. В то же время правительство обозначило ценовой коридор. Я думаю, что нужно немножечко переждать. Мне кажется, что это связано с уборкой. На дизельном топливе это определенно сказывается, да и бензин во время сбора урожая тоже нужен. В октябре ситуация стабилизируется. По-моему, совершенно правильно, что на какой-то временной промежуток перешли на талоны. Все в сумме дает синергетический эффект, что бензин вдруг как-будто исчез.  

Серик ЫБРАЙ, владелец группы такси:
- Пока нас ситуация с бензином не касается, поскольку у нас есть ранее заключенная договоренность с одной из компаний. Она реализует нам бензин по талонной системе. Но АЗС предупреждают, что в скором времени цена на бензин еще повысится. Сейчас им выкручивают руки - оптовая цена превышает установленную государством цену розничной торговли. Если они поднимут цены, то на такой же процент поднимется и стоимость услуг нашего такси. А вообще, меня как простого гражданина волнует тот факт, что подорожают сразу коммунальные услуги и продукты. В первую очередь это ударит по социально незащищенным слоям населения. Придется туже затянуть пояса.