В кольце бензиновых проблем

Некоторые заправки уже закрылись, другие находятся на грани разорения

Ольга ЛИХОГРАЙ

Реализаторы прогнозируют дефицит и разорение мелких АЗС

Последние два месяца на заправках области наблюдаются серьезные перебои с бензином. Основной ажиотаж связан с дефицитом самой ходовой марки - АИ-92. Проблемы есть также и с АИ-80, и с дизельным топливом. Резкий скачок цен на высокооктановый бензин АИ-92 с 91 до 98 тенге за 1 л произошел в мае. В июне розничная цена поднялась до 102 тенге. А оптовая в это же время оказалась гораздо выше. Реализаторы топлива, присутствующие на бензиновом рынке более десятка лет, уверяют, что такая ситуация сложилась впервые. Чиновники из правительства пытаются сдерживать розничные цены ежемесячными протокольными решениями. Но влиять на оптовиков они не могут, а розница не может существовать себе в убыток. Итог - бензина не хватает, торговля стоит, заправки закрываются. Чего нам ждать дальше на рынке автомобильного топлива?

Российский подорожал

Эксперты связывают проблему с тем, что с 1 мая в России экспортная пошлина на бензин выросла на 44%.

- Наша область - самая близкая к России, поэтому нашим операторам АЗС было выгоднее закупать бензин в РФ, - считает начальник межрегиональной инспекции Агентства РК по защите конкуренции (антимонопольный комитет) Ерболат ИБРАЙХАНОВ. - Но после повышения экспортной пошлины цена на российское топливо подскочила.

По данным антимонопольного комитета, казахстанские НПЗ в принципе могли покрыть около 60% потребности региона в бензине. Но исторически сложилось, что примерно 80% автомобильного топлива различных марок из-за более дешевой цены  закупалась в России. До майского повышения экспортной пошлины. Теперь цены с учетом доставки практически сравнялись.

В ситуацию вмешалось правительство, пытающееся не допустить дальнейшего роста цены на горючку, и обязало казахстанские НПЗ снабжать регионы дефицитным топливом согласно минимальным потребностям.

- Потребность рассчитывают представители местных исполнительных органов, - пояснил главный специалист межрегиональной инспекции Агентства РК по защите конкуренции (антимонопольный комитет) Нурлан ДЖАЛГАСПАЕВ, - и отправляют заявку в республику. Регулирует ее министерство нефти и газа и отправляет на заводы. В июне в Костанайскую область бензина марки АИ-92 требовалось и было поставлено с казахстанских НПЗ 1850 тонн, марки АИ-80 - 2330 тонн, дизельного топлива для свободной продажи - 3400 тонн. Это по самым минимальным потребностям, поэтому остальной объем частники все равно закупали в России.

Кстати, в эту цифру не входит объем дизельного топлива, требующегося для сельхозработ. Он идет отдельно по льготной цене.

- Проблем с дизельным топливом для уборки урожая нет, - сообщил «НГ» заместитель начальника управления сельского хозяйства Костанайской области Тимур БИСЕМБАЕВ. - На июль, август и сентябрь в наш регион уже поступило 75 000 тонн дизтоплива по льготной цене - 70 тенге за 1 литр.

По протокольному решению

В свободной продаже цена дизтоплива гораздо выше и сейчас уже доходит до 87 тенге за 1 литр. Это с учетом сдерживания цен, которые устанавливает правительство. Как объясняют местные специалисты, ежемесячно правительство подписывает протокольное решение расширенного совещания рабочей группы по вопросам обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами и механизму ценообразования на ГСМ. Именно этим решением в июне в Костанайской области были установлены цены на бензин марки АИ-92 - не выше 102 тенге за 1 литр, марки АИ-80 - не выше 83 тенге за 1 литр, на дизельное топливо - не выше 87 тенге за 1 литр. В июле разрешено повысить стоимость розничной продажи бензина марки АИ-80 до 84 тенге за 1 литр. Цена на остальные марки остается прежней.

В принудительном сдерживании цен со стороны правительства на продажу бензина владельцы мелких АЗС и видят основную проблему с дефицитом.

- Ситуация на рынке ГСМ сейчас такова, что мы не готовы ее комментировать, - сообщил «НГ» заместитель директора по коммерции КсФ ТОО «Гелиос» Арсен БЕЙСЕМБАЕВ. - Можете обратиться в Алматы, в наш головной офис, но я сомневаюсь, что они вам ответят.

- А что тут комментировать? Две мои заправки в Костанае и Затобольске  закрылись еще месяц назад, - говорит директор АЗС, руководитель ИП «Испергенов» Ермек ИСПЕРГЕНОВ. - Продавать бензин невыгодно из-за того, что оптовая цена превышает розничную. Литр бензина марки АИ-92 оптом сейчас продают по 105 тенге. А в розницу правительство не разрешает нам его поднять выше 102 тенге.

Испергенов даже специально ходил в антимонопольный комитет, чтобы объяснить абсурдность ситуации. Но там сказали, что решение правительства нужно исполнять, а за самовольное повышение цены предпринимателю грозит штраф.

Прогнозы и анализ

Абсурдность сложившейся ситуации понимают  и такие крупные реализаторы горючего, как ТОО «Иволга-Холдинг», у которого по области 7 нефтебаз и 54 АЗС.

- Цена розницы абсолютно непроходная, - говорит менеджер по реализации топлива ТОО «Иволга-Холдинг» Сергей БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ. - Мы сейчас работаем за счет старых запасов российского бензина, которые нам достались по старой цене. А дальше нужно договариваться о цене, чтобы была прибыль.

Как говорит Белоцерковский, Россия подняла цену и этим ограничила поставки. Павлодарский НПЗ стоит на ремонте, Атырауский предлагает оптом АИ-92 по 100 тенге за 1 литр. Но с учетом затрат на доставку, обслуживание АЗС и в расчете на прибыль в Костанае она как минимум поднимется на 5 тенге.

- Сейчас нет смысла и оптом продавать бензин, потому что в розницу он не продается из-за большой разницы в цене, - отмечает Белоцерковский. - Получается замкнутый круг. По нашим прогнозам, на рынке ГСМ  будет ощущаться серьезный дефицит бензина, неминуемо и закрытие мелких АЗС.

Специалисты антимонопольного комитета на прогнозы скупятся, но анализом ситуации на рынке занимаются.

- В Костанайской области около 230 АЗС, 50 из них в Костанае, - говорит Джалгаспаев. - Всего 45 мелких и крупных субъектов, которые торгуют бензином. Сейчас мы изучаем, какие объемы у каждого из них, какова цена реализации. И самое главное - насколько обоснованны розничные и оптовые цены.

Насколько затянется этот анализ и главное, повлияет ли он на политику формирования цены - неизвестно. Пока же государственная политика жесткого ограничения цены приносит проблемы и потребителям, и реализаторам.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА

Цены на рынке ГСМ Костаная в июле 2011 года

Рисунок Алексея МАЦАРИНА