В зону доступности - на машинах

Юлия АНДРУСЕНКО, Галина КАТКОВА, ng@ng.kz

Новостройки в самом центре Костаная теснят гуляющих и пешеходов

Весной этого года в областном центре вдруг из-за своего металлического забора вывалился и растекся по окрестностям долгострой по имени «ТРЦ «МАРТ». Его рабочие начали рушить тротуар по проспекту Абая и разбирать брусчатку в пешеходной зоне на Аль-Фараби. Может, фонтан будут строить, предполагали самые прекраснодушные костанайцы. Оказалось - парковку. И какую.

Про «МАРТ» в мае

Судя по схеме, которую вручили журналистам на презентации проекта «МАРТ» 19 мая, двухрядная парковка протянется вдоль всего фасада, выходящего на проспект Абая, затем на ширину проспекта Аль-Фараби станет трехрядной и по-родственному, снова двумя рядами сольется с парковкой у ЦУМа. То есть, например, идущим по пешеходной улице в мечеть людям придется пересекать парковку. Объект, который все привычно именуют «тот, что на месте разрушенного кинотеатра «Костанай», занял своей махиной не только места вдвое больше, чем бедолага-кинотеатр, но и под паркинг отгрыз кусочек прогулочной зоны.

- Захвата территории с нашей стороны не осуществлялось и не будет. Ни границ участка под строительство, ни красных линий мы не нарушаем. У нас эскизные проекты согласованы с местными органами, рабочий проект прошел все экспертизы, - ответил на вопросы прессы по этому поводу директор управляющей компании МАРТ, ЦУМ, CITY KOSTANAI Азат САНДАЛОВ.

Власти города обо всем в курсе и все благословили, как происходило в Костанае уже не раз. Результат виден любому, кто идет прогуляться по пешеходной зоне в центре города. Последние 5-6 лет ее, как мыши сыр, активно подъедают новые объекты. Все до единого разрешенные, с экспертизами - «НГ» на стадии протестов жителей практически каждый из них «сопровождает» и выясняет, что с бумагами, согласованиями у крутых хозяев проблем никогда нет... Каждый ставит свое здание, а к нему, естественно, пристегивает место для машин. Без этого сегодня нельзя. Теснятся, толкаются локтями и гробят единственную более или менее масштабную прогулочно-рекреационную зону в городе. Она была устроена 30 лет назад. С 1981 года на Аль-Фараби, бывшем проспекте Ленина, в границах между улицами Баймагамбетова и Абая, и на ул. Бйтурсынова, бывшей Советской, от ул. Гоголя до ул. Тарана решением горисполкома Костаная было закрыто движение всех видов транспорта.

Причем на Байтурсынова в 2004-2005 гг. помаленьку обосновалась безобразно растянутая парковка, машины подъезжали к самым ступенькам университета. Ее извели... Чтобы в 2008 году устроить снова парковку напротив Казахско-французского центра.

Культурный такой магазин

К истории с этим объектом стоит вернуться. И потому, что тогда костанайцев чуть ли не впервые просто надули. И потому, что благими намерениями его хозяев оказалась вымощена дорога к бедламу на парковках. И потому, что ситуация повторяется с другими объектами в центре.

Напомним, Французский центр построили на месте, где по генплану была как раз рекреационная зона. Там, говорят, даже фонтан когда-то действовал, но к концу 90-х все захирело, поросло сорной травой. Что было, то было. И власти города решили не приводить в порядок рекреацию, а отдать место под застройку. Акимат Костаная в те годы вообще лихо отрепетировал этот ход, сколько запущенных скверов умертвили, чтобы раскорячить на их месте - внутри, по сути дела, улиц - новые постройки.

Вокруг Французского центра, помнится, было немало шума. Газеты выясняли, что и зачем строят. Например, «НГ» цитировала застройщика, директора лисаковского ТОО «Веда» Сергея ОРОШИЛОВА, который в 2007 году сообщал корреспонденту, что в здании будет музей, представительства французских фирм и турфирма, учредителями которой вместе с французами станут лисаковчане. То есть легенда о том, что центр культурный, все еще дрыгала в воздухе лапками. К чему? К тому, что под эту легенду были внесены изменения в генплан. И «согласно проектной документации и заявлению на производство строительно-монтажных работ целевое назначение объекта - Казахско-французский культурный центр в г. Костанае», - отвечала в апреле 2006 года «НГ» на запрос начальник областного управления госархстройконтроля Светлана ОСТАПЧУК.

Настоящее название, отражающее настоящее целевое назначение, все увидели в день открытия - Казахско-французский торгово-культурный центр. Сейчас это просто большой магазин. Музей кукол, разнесенный из центра зала на четвертом этаже по разным углам, и эстампы вдоль лестниц - все, что осталось от «культурной» легенды.

Хотя нет, не все. Культура, по закону, не требует такого большого количества парковочных мест, как торговый объект. Есть соответствующий СНиП РК 3.01-01-2002, который расписывает все и для всех. Он, например, утверждает, что «в торговых центрах, универмагах, магазинах с площадью торговых залов более 200 кв. м на 100 кв. м торговой площади должно быть предусмотрено 5-7 машиномест». Площадь Французского центра, как утверждал лисаковский предприниматель Вячеслав ЗАЙЦЕВ, который называл себя куратором объекта, 5000 кв. метров. Пусть торговых площадей вдвое меньше. Парковка для такого магазина должна быть рассчитана на число машин от 125 до 175. Зайцеву вскоре после открытия центра «НГ» задавала вопрос по поводу скопища машин вокруг магазина. Он отвечал, что жизнь наладится, когда на улице Байтурсынова (пешеходной) им выделят кусок на 50 машин. Место выделили, а проблемы остались. И парковка занята. И магазин постоянно окольцован автомобилями, при этом с его собственной парковки перед фасадом они висят гирляндами. Пешеходы чувствуют себя прокладками между боками машин. Тем более что по обе стороны пафосной торговой точки имеются подолгу не просыхающие лужи - абы куда из этой Франции не шагнешь.

Корреспонденты «НГ» были там во вторник, в три часа дня - время не пиковое для продаж. Парковка у самого магазина занята вся, вокруг пригрелась еще 21 машина, на парковке по ул. Байтурсынова - 14 автомобилей. Вечером там обычно занято все: на этом месте общается под музыку и с пивом владеющая машинами молодежь. Поговорили, выяснилось, что не к «французам» за покупками они приехали, а так... Но кому это теперь важно? Дело сделано. У магазина - сплошные нарушения, за которые никто никогда не отвечает. Напротив участка пешеходной зоны нет.

Зато мы класса «А»

Казалось бы, наступили на грабли, больше - ни-ни. Тем более что построенный рядом с ЦУМом бизнес-центр был первым объектом в Костанае, в котором запроектировали подземный паркинг. Ну ладно, воткнули снова в самом центре города. Но - высотка, то есть места под собой съедает немного, ну и раз парковка под землей - значит не будет столпотворения машин. Куда там!

Паркинг в бизнес-центре класса «А» - на 160 машино-мест. При этом и наземная парковка есть, отмеченная бордюром, и без всякого бордюра есть, и, может, даже не парковка, но машины табуном стоят, в том числе жмутся тесно к стене въезда в подземный паркинг... Этот участок улицы Касымканова - за бизнес-центром - вообще сплошная беспорядочная парковка. В свое время там у супермаркета Gros водители привыкли лезть с машинами на фонарные столбы. Магазина нет, а привычка осталась, ею пользуются в том числе и посетители окрестных кафе, которых здесь просто нагромождено. Все смешалось в беспорядке. Будет ли порядок?

- Места в подземном паркинге рассчитаны на наших арендаторов, снимающих площадь более 100 кв. метров, - проинформировал Сандалов.

Все остальные должны пользоваться большой парковкой за ЦУМом, общей для универмага и SITY KOSTANAI. Но вот даже сейчас, когда площади этого центра далеко не заполнены арендаторами, машины одна за другой паркуются у его подножия. Кто должен разбираться, куда направляется водитель?

Итог. Участок улицы Касымканова от улицы Толстого до линии центрального входа в ЦУМ потерян для пешеходов. Объективно последним свою лепту в это дело внес бизнес-центр класса «А».

Подземный паркинг будет и в МАРТе - тоже на 150 мест, и еще 180 мест на парковке наземной. То есть и здесь наивные мечты, что уж этот-то суперсовременный, как его не уставали называть на презентации проекта, центр не ущемит гуляющих, оказались напрасными.

Куски отваливаются

Готовя этот материал, мы задались целью посчитать, какой площади благодаря застройке последних 5 лет лишилась прогулочная зона в центре Костаная. Вооружились gps-навигатором и пошли считать, вымеряя площади парковок и территорий, которые заняли возведенные объекты, их огороженные дворы. Начали с парковки у торгового дома «Атриум», которая занимает сегодня 362 кв. метра бывшего пешеходного пространства, потом переместились на парковку по Байтурсынова - минус еще 575 кв. метров, дошли до нового здания областной прокуратуры, которое построилось солидно, с собственной парковкой и красивым двором - в общем минус 3 700 кв. метров. Обмерили Банк Центр Кредит, естественно, бизнес-центр и МАРТ, только трехрядная часть парковки которого занимает 2 100 кв. м пешеходной зоны. Сам будущий торгово-развлекательный центр мы обмеряли по периметру забора. В таком формате он занимает пространство уже три года. И еще постоит весь 2011-й год. Торжественное открытие запланировано на 1 марта 2012 года. За забором сейчас -11 500 кв. метров. Уберут ограду, ТРЦ чуть «подсохнет» в размерах, но не принципиально, парковкой прирастет... Короче, наши подсчеты показали, что процентов 40 пешеходной зоны в центре Костаная мы за счет всех новых объектов с их собственной инфраструктурой уже потеряли.

Ради чего? Например, ради «новой культуры шопинга», сообщили на презентации проекта МАРТа. Аналогов этой культуре у нас нет. Невиданные развлечения, привязанные к торговле, - это новая жизнь и т. д.

Кстати, в анонсе мероприятия устроители не нахвалятся местом дислокации ТРЦ: центр - зона максимальной доступности, излюбленное место отдыха и досуга жителей города, фасад выходит на самую оживленную пешеходную улицу, которая генерирует потоки до 30 тыс. человек в день... Если с этой улицей будут продолжать обращаться так, как сейчас, она окончательно потеряет именно эту свою привлекательность. Место-то для застройки еще есть - между ЦУМом и МАРТом как раз что-нибудь втиснется.

Справка «НГ»

В соответствии с генпланом застройки Костаная, утвержденным в 1986 году, проспект Аль-Фараби (бывший проспект Ленина) как пешеходный должен был простираться до улицы Набережной. А чтобы транспортные магистрали не мешали пешеходам, планировалось, что будут устроены переходы поверху или подземные.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА

Оцените, сколько места занимают парковки объектов в пешеходной зоне. Здесь еще не учтены стихийные у CITY KOSTANAI

Рисунок Виталия ЦЫГАНОВА

ОПРОС 

Считаете ли вы правильным сокращение пешеходной зоны в центре Костаная?

Сарсенбай НИЯЗБАЕВ, депутат маслихата Костаная:

- Безусловно, нет. Это зона отдыха, где люди могут отдыхать, гулять с детьми. В первую очередь нужно запретить строительство парковок. А потом уже решать, где размещать автомобили. Бездумно отхватывать куски от пешеходных дорожек - это неправильно. Пешеходная зона, такая, как Сити-центр, должна оставаться неприкосновенной. А проблемы с парковками можно решить - строить подземные паркинги, например. В Европе же как-то обходятся, не ущемляя интересы граждан. У нас один раз попробовали решить проблему с парковками, отобрав кусок у пешеходной зоны, и теперь даже не пытаются найти другое решение - можно ведь пойти самым примитивным путем.       

Нурбек АУЖАНОВ, разработчик генерального плана Костаная:

- В действительности необходимо место и для парковки автомобилей, и для прогулок горожан. Эта проблема возникла из-за того, что в городе не предусмотрено место для размещения такого количества машин. Это проблема всех старых городов, которые строились в советский период. Сейчас, когда  уровень автомобилизации вырос, нужно решать проблему, не ущемляя ничьих интересов. Современные возможности позволяют строить подземные парковки, состоящие из нескольких уровней. Это позволит вместить весь транспорт и при этом останется много места для озеленения города или для пешеходных зон. А вообще стоит развивать общественный транспорт, это разгрузит улицы города и автостоянки. Люди смогут без проблем добираться до нужного места и не испытывать дискомфорта.

Александр ТИМОШЕЧКИН, архитектор: 

- Строительство, если оно ведется по генеральному плану, не должно наносить ущерб гражданам. Поэтому любое решение вопроса, связанное с ущемлением прав граждан, является противоестественным. Подчинять все нужно  интересам пешехода, потому что это связано с угрозой для жизни людей. Я рассуждаю с точки зрения не архитектора, а человека, живущего в Костанае. У нас то неправильно размещен жилой дом, то еще что-то размещено не там, где нужно. А рядовым  гражданам Костаная это, оказывается, виднее, чем представителям администрации города. Это значит, что власть у нас некомпетентная, непрофессиональная, неграмотная и неквалифицированно решает проблемы жизни города.

Александр БАЙТУРИН, архитектор:

- И те, и другие имеют право быть. Каждый случай нужно рассматривать отдельно. Где-то строительство парковок вполне оправдано, даже если территория для этого отобрана у пешеходной зоны. Я считаю, что проспект Аль-Фараби вообще не стоило перекрывать - сделали пустыню в центре города, а люди на машинах не могут подобраться к зданиям в самом центре города. Вот это непонятное перекрытие улиц совершено в угоду непонятно чьим амбициям. Это ведь то же самое, что перекрыть артерию: кровь все равно найдет другие пути - ей же надо двигаться. Все должно быть рассчитано и соразмерно. Не просто с точки зрения пешехода, нужно взвешивать все точки зрения. Например, строительство подземных паркингов вызывает ажиотаж среди жителей близлежащих домов, им не нравится, что неподалеку роют огромный котлован. 

Аруна ЖАКСАГУЛОВА, заместитель председателя ОО «Yмiт-Надежда»:

- Нужны и пешеходные дорожки, и парковки. Людям с ограниченными возможностями порой бывает тяжело и далеко добираться от парковки до места назначения. Но в центре города нужно все-таки оставлять место для пешеходов.  Нужно сделать специальную стоянку, удаленную от прогулочной зоны.