Там за туманами

Туман медленно полз по набережным, и, огибая собор, растворялся в черном зеркале воды

Юлия РЯСКИНА ng@ng.kz
Фото автора

Санкт-Петербург в декабре: удовольствие для тех, кто понимает

Безумно жалко время. Провела морозные  дни независимости на подоконнике, как стерилизованный кот Матроскин, а ведь в прошлом декабре в те же четыре дня успела свозить себя в Питер.

Порою начинаешь сомневаться в здравом рассудке людей, посоветовавших Петру примостить столицу на продуваемых всеми ветрами болотных топях. Летом атакуют полчища мошкары, а зимой даже при нуле дрогнешь до костей из-за высокой влажности. Да и вообще в любое время года частая перемена погоды в этих местах в порядке вещей.

В декабре обычно слякоть и грязь. Но знаете ли вы, как идут Питеру декабрьские туманы? Завернувшись в их седую мягкость, как в пуховый платок, город затихает, погружаясь в дремотное томление. Оно дышит во всем: во влажных  прядях тумана, скрывшегося под Аничковым мостом, в гулкости одиноко цокающих по Большой Морской каблучков, в хрупкости кованых листьев ограды Михайловского сада.

Туман сползает с Невы, как простыня с постели. Изломы бастионов Петропавловской крепости выплывают из ниоткуда и тут же скрываются в очередном слое тумана. Монетный двор, Казначейство, Артиллерийский цейхгауз, Церковный и Ботный дома - все утопает в густом молочном киселе. Держится лишь золоченый шпиль колокольни Петропавловского собора, откуда с высоты в 122,5 безучастно взирает летящий ангел - главный символ города на Неве. Ему-то хорошо, вот нам бы пришлось облегчить кошелек тысячи на две за тот же, в сущности, вид - именно столько стоит пятнадцатиминутная экскурсия на вертолете «Ми-8», стартующего в летный день с соседней лужайки.

Петропавловская крепость - первая постройка города - задумывалась как оборонительное сооружение, но так и не сыграла эту роль. Скорее уж довелось ей оборонять правящий режим от всякого инакомыслия: в течение двух веков в ее стенах томились политические заключенные. Первым узником стал царевич Алексей, выступивший против преобразований Петра Великого. Позже гостили декабристы, народовольцы и известные писатели -  Достоевский, Чернышевский, Горький. За всю  историю из мрачных казематов Петропавловки не было совершено ни одного побега.

Здесь все дышит историей. В соборе - усыпальница императорской семьи Романовых, где покоится прах российских императоров от Петра I до Николая II. В Никольской куртине - музей денег и печатня, в Комендантском доме - музей истории Петербурга.

Но современность вносит свои коррективы. И вот уже сеты самых актуальных ди-джеев звучат в фортификационных сооружениях ХVIII века - это один из лучших ночных клубов города «BL€SK» прописался в  Петропавловке.

Пушечный залп, раздающийся ежедневно в полдень с Нарышкинского бастиона, прерывает нашу дискуссию о незавидной судьбе исторических памятников в России, напоминая, что пришло время обеда.

Питер - это пироги. Чудесные пироги с крольчатиной, селедкой, брусникой и яблоками. А еще пышки в старой пышечной на Б. Конюшенной. Здесь всегда людно, столы усыпаны сахарной пудрой и все дружно, не стесняясь, облизывают пальцы.

Если соберетесь в ресторан - зайдите в «Чехов», днем там поют живые малиновки, по вечерам на белом рояле играют Шуберта, а в резных буфетах ожидают бутылки с наливками по старинным рецептам. Хреновуха - ядреная, наливка из сушеных слив - вкусная, к супу из белых грибов дают пирожки, а к борщу - пампушки.

После сытного обеда отправляйтесь в музей. Конечно, лучше не суетиться, надеть удобную обувь, взять с собой воды и потратить на каждый из них целый день. Впрочем, все увидеть все равно не удастся: известно, что даже если ходить в музей, как на работу - ежедневно на 8 часов и задерживаться у каждого экспоната не более минуты - на осмотр всего собрания уйдет не менее 10 лет. Так что, как ни крути, а получается Русский музей-light и Эрмитаж-express. В Эрмитаже навестите «Мадонну Бенуа» да Винчи, загляните к «Мадонне Литта» по соседству и не пропустите  «Святого Себастьяна» Тициана. Полюбуйтесь на «Кающуюся Марию Магдалину» Джампетрино, которой принадлежат самые выразительные глаза и красивые губы в галерее, затем - к Рембрандту и дальше быстро на третий этаж к самому лучшему в мире собранию ранних Матисса и Пикассо. «Черный квадрат» Малевича, дарованный В. О. Потаниным, я не очень люблю, но, как говорится,  дареному квадрату в углы не смотрят...

Лучше гляньте на милые моему сердцу «Таитянские пасторали» Гогена. Расправившись с Эрмитажем, предайтесь неторопливому созерцанию Айвазовского в Русском музее, чтобы наконец-то обнаружить в его «Волне» плывущую корову, о которой вообще мало кто знает.

С утра отправляйтесь в Спас-на-крови - самый красивый собор Петербурга, воздвигнутый на том самом месте, где было совершено покушение на Александра II. Храм, выстроенный в стиле русской архитектуры 16 века, напоминает собор Василия Блаженного в Москве. Своим сказочным, похожим на терем,  силуэтом и ярким убранством эффектно контрастирует со строгими серыми декорациями канала Грибоедова. Не пропустите 7065 кв. м мозаики, созданной по эскизам Васнецова и украшающей собор изнутри.

После загляните в  величественный Исаакиевский собор, занимающий четвертое место в мире по величине. Храм начали возводить на месте небольшой деревянной церкви в 1818 по проекту французского архитектора Огюста Монферрана. Монферран был предприимчивым малым и, дабы обставить всех в конкурсной программе, представил Александру I аж двадцать четыре проекта собора в различных стилях. Но строительные работы растянулись на сорок лет. Злопыхатели подшучивали, что, дескать, Монферрану предсказали скорую смерть после окончания строительства, вот он и не торопится. Но шутки оказались пророческими - через месяц после его завершения Монферран скончался.

Богослужения проходят только по великим праздникам, в остальные дни собор работает как музей: витражи, скульптуры, мозаика. Но ваша цель - колоннада. Туда ведут триста железных пронумерованных ступенек, наградой за преодоление которых будет захватывающая панорама северной столицы. Для неисправимых романтиков колоннада открыта до четырех утра.

Заканчивая эту статью, ловлю себя на мысли, что скучаю по Питеру. Я опять жду декабрь, чтобы отправиться вбирать в себя его призрачную влажную дымку, любоваться решетками бесчисленных мостов, рисунок которых, кстати,  никогда не повторяется, и навестить корову Айвазовского.