На грани абсурда

Аркадий ДЕНИСОВ

Недавняя поездка в Алматы обернулась для меня неприятными открытиями. Первое: город забит криминальными элементами, которые вышли по амнистии и приступили к «делу» - воровству и разбою. Стоило мне на минуту отвлечься с водителем автобуса, как из салона исчезла моя дорожная сумка. Пропали вещи, в том числе и обратный билет в Костанай. Последнее обстоятельство особенно напрягало - выезжать надо было в тот же день, а билеты на местном вокзале всегда отсутствуют. Товарищи меня успокоили: возьмешь в офисе ксерокопию своего билета, приложишь удостоверение - и тебе выпишут дубликат.

На деле же все оказалось далеко не так. Кассиры дружно отфутболили меня, объяснив, что необходимо распоряжение начальства. Но сами же и сообщили, что сегодня суббота и начальство отдыхает. Обращение в линейный пост полиции результата не дало, хотя дежурный офицер пытался мне помочь и звонил разным должностным лицам. Но ответ был один: у нас нет такой практики - выписывать дубликат утерянного или поврежденного билета. Для меня это убойный по своей глупости аргумент. Даже в авиации, где вылет стоит в десятки раз дороже, утраченный билет восстанавливают со скромной платой за операцию. По ЦСУ (централизованной системе управления) не проблема выяснить факт продажи билета на конкретное лицо, и дальше надо просто предъявить удостоверение личности. Уперевшись в глухую и тупую преграду, я попытался приобрести новый билет на поезд Алматы-Костанай и нарвался на привычную для местных порядков картину: билетов жок.

Оставался последний шанс - убедить проводников моего вагона, что я купил билет на их поезд, в их вагон, это совершенно очевидно по ксерокопии плюс удостоверение. Рейс выполняла костанайская бригада, и проводники отнеслись ко мне с полным пониманием. Правда, пояснили, что надо поставить в известность начальника поезда. Проводница вернулась быстро и смущенно объяснила, что по ксерокопии им запрещено садить пассажиров. Времени до отхода поезда оставалось в обрез, я рванулся к начальнику. Леонид Рысухин олицетворял собой непробиваемый гранитный утес:

- У вас нет билета. По ксерокопии вас не пустят.

- Но вы же можете запросить Костанай, он подтвердит факт приобретения мной билета именно на ваш поезд.

- Не морочьте мне голову, - отмахнулся исполненный собственного величия босс. - Идите и купите новый билет.

- Но в кассах нет билетов.

- Возьмите билет на Павлодар, там пересядете.

В связи с этими событиями у меня вопрос к руководству Костанайского отделения КТЖ: есть ли у вас какие-то обязательства перед человеком, купившим у вас билет? Должны ли вы помогать пассажиру, если он в форс-мажорных обстоятельствах потерял или испортил билет под дождем, при наводнении или пожаре? Какая проблема  в восстановлении утраченного билета, если под руками у вас единая электронная система продажи и бронирования мест в стране? По принципу «да-нет» работают роботы, а для человека существуют также обстоятельства, желание помочь людям, поддержать деловой имидж. Или для наших железнодорожников все перечисленное -  пустой звук?