Где найти энергетическую денежку?

Петр СВОИК

Суверенный Казахстан давно отметил уже 15-летие своего существования, приобретя за это время огромный опыт строительства принципиально иной экономики, создания многих новых предприятий, способов и направлений деятельности. Однако энергетика - как на уровне городского тепло-, электроснабжения, так и национальной энергосистемы - осталась на уровне периода развала СССР.

В 90-е годы резкий (до 50%) спад потребления позволил эксплуатировать имевшиеся мощности без их развития, и даже без надлежащего капитального ремонта. Соответственно с начала 2000-х годов в ход пошли «ножницы»: объективный рост теплового и электрического потребления шел навстречу падению фактической располагаемой мощности тепло-электроснабжающих предприятий.

В итоге перед наступающим зимним сезоном 2008-2009 годов мы имеем картину уже полного перехода имевшегося еще недавно запаса мощностей в тотальную их нехватку. Между тем на сегодня не только в законодательной базе, но даже и на концептуальном уровне отсутствуют и определение, и понимание основ инвестиционного процесса в энергетике. Как и откуда следует привлекать средства, как и каким образом они должны окупаться, в чем интерес Инвестора и каков механизм защиты прав Потребителя - ответов на все эти вопросы ни в одном законодательном акте попросту нет.

Вполне очевидно, что обязанность развивать национальную энергосистему таким образом, чтобы всегда обеспечивать  возможность подключения новых потребителей и при этом иметь обязательный опережающий запас располагаемой мощности, должна быть напрямую вписана в национальное законодательство. И при этом целевым образом быть расписанной между самими субъектами естественных монополий, так и соответствующими уполномоченными государственными органами. Очевидно и то, что финансирование такого развития (в конечном счете) должно осуществляться самими потребителями. Причем именно в конечном счете, поскольку механизм компенсации инвестиционных вложений также очевиден - через абонентскую часть тарифа будущих потребителей. Подключаемых уже после того как инвестиции сделаны, и новые мощности - введены. Причем такую повышенную абонентскую плату должны вносить именно те, и  только те потребители, которые были вновь подключены (или увеличили свою подключенную нагрузку) за счет ввода новых мощностей.

Что касается интереса Инвестора, то ни одна экономическая сфера (включая даже экспорт нефти и сырых металлов) не способна предложить им более гарантированные сохранность и рентабельность вложений. Поскольку предприятия энергетики и коммунального хозяйства ни при каких условиях не уйдут с рынка, их продукция всегда будет востребована, а ее окупаемость гарантирует само государство - через регулирование цен и тарифов.

Поэтому рынок ценных бумаг в энергетике и коммунальной отрасли должен быть создан незамедлительно. Параллельный механизм - рынок акций. В идеале, любая тепло-, электроснабжающая система должна принадлежать самим потребителям. Что позволило бы осуществлять и «самоорганизующийся» тарифный и инвестиционный процесс внутри нее. Приближению к этому идеалу могла бы послужить организация подписки на приобретение части акций собственными потребителями - имеющимися и потенциальными. Количество таких акций и их номинальная стоимость должны соответствовать объемам необходимых инвестиций.

Здесь изложены только сами принципы, на которых следовало бы выстроить национальное законодательство в инвестирования энергетики. Разумеется, разработка конкретных изменений и дополнений в действующие законы, а также новых подзаконных актов, - это отдельная и весьма трудоемкая задача. Начинать которую можно лишь после того, как будет полная ясность по «проектному заданию». Что и предлагается.