Коварная подмена

«Недавно купил подержанную иномарку и решил на всякий «пожарные случай» проверить балансировку и углы установки колес. Когда мастер на СТО начал их снимать, то обнаружил, что на двух колесах диски имеют другую маркировку, и посоветовал их поменять. Нужно ли это делать? Ведь они внешне одинаковые?»

Виктор МОРОЗОВ (Костанай) 

На вопрос отвечает наш постоянный эксперт - старший преподаватель кафедры «Технический сервис» Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ.

- Я тоже недавно столкнулся с аналогичным случаем. Человек купил  японский автомобиль, который до этого эксплуатировался в одной из костанайских фирм. Вначале вроде бы все было нормально. Но через какое время он обратил внимание на повышенный шум колесной резины. То ли она трет где-то, то ли идет какое-то буксование. Внимательно все осмотрели и решили, что вся проблема в угле установки колес. Поехали на СТО и только там заметили, что на дисках колес стоит разная маркировка. Оказывается, что на передних колесах диски шириной 6 дюймов, а на задних - 5,5. Казалось бы, какая разница, если на диски разной ширины установить шины одинакового размера? Дело в том, что тогда и колеса будут иметь разный диаметр. Особенно пагубные последствия в таких случаях ждут полноприводные автомобили. Если у них окажутся колеса разного диаметра (к тому же,  если они установлены еще и на разных осях), то это приведет к выходу из строя коробки передач и «раздатки».

Нужно иметь в виду, что помимо этого немаловажную роль играют расстояние от оси диска до оси присоединения («вылет диска») и даже диаметр центрального отверстия диска и диаметр расположения отверстий под крепежные болты или шпильки. Я уж не говорю о диаметре обода. Все эти данные заложены в маркировке диска, нанесенной на его поверхность. (Пример одной из возможных маркировок - 5Jx14 H4 ET39 PCD100 DIA54).

Когда в рассказанном мною случае спросили у продавца, кто же так поменял диски, в ответ услышали, что машина в таком виде пришла из Японии. Понятно, что на заводе такого произойти не могло. Очевидно, кто-то из дилеров во время комплектации автомобиля не придал значения важности маркировки дисков, а при получении в Костанае, тем более, на это не обратили внимание.

Поэтому при покупке подержанного автомобиля обязательно сверьте маркировку диска с той, что дается заводом-изготовителем в руководстве по эксплуатации данной модели автомобиля, и проверьте, имеют ли все диски одну и ту же маркировку. Если маркировка окажется разная, и вы не обратите на это внимание, то помимо неприятностей для полноприводных автомашин, о которых я уже говорил, могут возникнуть и другие: ухудшиться управляемость машины, сократится срок службы колес и подшипников, увеличится длина тормозного пути. Я уж не говорю о том, что может измениться дорожный просвет, расстояние между шиной и кузовом, а также направление света фар. Для кого-то эти факторы могут показаться незначительными, но и они иногда становятся решающими для сохранения безопасности движения.