Опять запах выборов

Петр СВОИК

Только что вернулся из Астаны, где прошел круглый стол Центризбиркома и ОБСЕ, опять по Закону «О выборах». Принятый еще указом президента в 1995 году, он с тех пор перманентно «совершенствуется». Основанием к чему является неизменная критика, высказываемая международной миссией ОБСЕ, партиями, кандидатами, наблюдателями и СМИ.

Столь же неизменны и основные критикуемые позиции: массированное использование административного ресурса, монополизация кандидатами от власти телевидения и основных печатных СМИ, применение политически мотивированных административных и уголовных преследований для «отсечения» неугодных кандидатов, ангажированность прокурорских и судебных органов и, наконец, фальсификация итогов выборов.

И вот, накануне председательствования в ОБСЕ, та же тема. Выступая от партии «Азат», я особо выделил ключевую значимость изменения порядка формирования избирательных комиссий. Если для предоставления всем участникам выборов равного доступа к СМИ или исключения административного ресурса необходима комплексная конституционная и политическая реформа, то вопрос паритетного формирования избирательных комиссий может быть решен сразу.

Есть, кстати, и международное обоснование: в ратифицированном нами «Международном пакте ООН о гражданских и политических правах» значится, что в избирательных комиссиях должны быть представлены все политические силы. Соответственно, мы предлагаем, чтобы каждая политическая партия была вправе иметь в каждой из комиссий по одному представителю. Это право не является обязанностью, партии делегируют своих представителей в комиссии по своему усмотрению, причем партийность представителей не имеет значения. Кроме того, участвующие в выборах кандидаты также должны быть наделены аналогичным правом делегирования в любую избирательную комиссию своего округа по одному своему представителю. Таким образом, численность комиссий следует ограничивать только нижним пределом, например, 7 человек.

А также для блокирования наиболее практикуемых фальсификационных приемов необходимо включить в нормы прямого действия закона следующие простые процедуры:

- избирательные бюллетени изготавливаются с отрывным талоном. Число талонов у каждого члена комиссии, выдававшего бюллетени, сверяется с числом подписанных им же бюллетеней в урнах;

- после подсчета и раскладки бюллетеней по стопкам каждой партии, кандидата, любой член комиссии вправе еще раз просмотреть и пересчитать любую пачку;

- протоколы результатов голосования изготавливаются в количестве, позволяющем выдать на руки подписанный и заверенный печатью оригинал любому члену избирательной комиссии.

В заключение же пришлось сказать, что способность «однопартийных» правительства и Парламента включить в Закон «О выборах» механизмы паритетного формирования избирательных комиссий, а также предлагаемые нами простые проверочные процедуры, мы считаем тестом на готовность «партии власти» к действительно конкурентным выборам. В противном случае, возможно, стоит подумать, а стоит ли участвовать в следующих «выборах».