Игрушки в войнушку

Юрий БОНДАРЕНКО

Святой для миллионов землян День Победы, конечно  же, не может не быть отмечен. И в том числе в искусстве, либо во всем, что претендует на таковое.  Недаром же на нас каждый год в связи с этой датой обрушивается столько фильмов и сериалов: и старых, подчас в чем-то наивных, но цепляющих за живое тех, кто постарше, памятью детства, и новых, красочных и эффектных, как праздничные фейерверки.

Я лично ничего против собственно фильмов о войне не имею. Но что нам подчас предлагают под беспроигрышным «брендом» патриотического воспитания? Возьмем хотя бы фильм «В июне 1941-го». И артист «культовый», и съемки что надо, и динамика... А досмотреть до конца просто сил не хватает. Потому что перед нами в аляповатой упаковке разворачивается пародия на Голливуд, причем не на тот, что давал образцы нового искусства, а на этакий инкубатор штампов, не раз осмеянных во всем мире.

Герой вроде бы и русский, но явно из мастерской по отливке терминаторов и уменьшенных сигальчиков. И в воде (простите за неточность - в болоте) он не тонет, и в огне не горит. А уж немчуру эту валит штабелями. Да еще и издевается: целую толпу раздевает и отправляет подальше в чем мать родила. После подобных сцен становится совершенно очевидным, что нас будет ждать традиционный, как американская рождественская индейка, финал: поединок главных антиподов - Нашего и Чужого. Такое ощущение, что сценарии сходят с одного ксерокса.

Не скажу за всех, ведь все мы очень разные, но мне лично «за державу обидно». И очень даже. Ну сколько еще должно пройти лет или столетий после Второй мировой, чтобы «немчуру» перестали изображать как стадо трусливых баранов или как хищных зверей, но никудышних рядом с нашими вояками? Для чего нам эти мыльные пузыри патриотических сказок? Разве не было подлинно достойных историй? Разве не было того же Теркина, для которого победа в рукопашной над одним, но зато крепким врагом, была великим подвигом, потребовавшим напряга всех его солдатских сил?

И нам, казахстанцам, и россиянам, конечно же, нужен герой. Но не испеченный по  далеко не лучшим заокеанским рецептам. Не очередной фабрикат из серии суперменов. А живой, нашенский, не только по одежде и чертам лица, но и по сути. Вспомните, кто, из прошедших через горнило киноэкрана, оказался любимейшими героями народных анекдотов? Чапаев, Анка и Петька. Поручик Ржевский из  «Гусарской баллады» с одной стороны, и совсем иной, вроде бы куда более одноплановый типаж - Штирлиц. Первые вошли в анекдоты именно своей жизненностью, колоритностью, последний - по несколько иным причинам. Но как бы то ни было, их, как и многих иных персонажей других фильмов, от «Александра Невского» до «В бой идут одни старики», объединяло одно: все они по своим действиям и экранным судьбам не были патриотически окрашенной калькой с заграничных  поделок. Так, может быть, патриотизм искусства таится не в умении «сделать красиво», «так, как у них», а в способности сказать о сегодняшней жизни и истории так, как способен сказать только ты, когда смотришь на эту жизнь своими собственными глазами? По крайней мере, здесь есть над чем подумать.