Закон сохранения очередей, или За что деньги плачены

Станислав НАМ, nam@ng.kz
Игорь ПРАВЩИКОВ, ng@ng.kz

 Две недели в Костанае работает Центр обслуживания населения (ЦОН), он же центр одного окна. Все это время ЦОН, созданный для того, чтобы избавить костанайцев от очередей, живёт в их тугом узле.

История рождения

Когда под ЦОН забирали здание вечерней школы, народу объясняли: нужно. Пора, дескать, навести порядок, прекратить глобальное томление в очередях в налоговом комитете, загсе, центре по недвижимости, отделе документирования (в народе - паспортном столе). Под такое благое дело и вечёрку перенести к чёрту на кулички - не грех. 

Затем началось общее томление духа и глобальный ремонт, на который, по данным                 департамента юстиции, было выделено 53 млн. тенге из республиканского бюджета и 48 млн. - из областного. 12 декабря аким области с помпой открыл ЦОН. После чего почти до конца декабря центр посетителей не принимал. В соответствии со старыми советскими традициями после парада открытия тут устанавливали аппаратуру и ликвидировали недоделки.

Как должна была выглядеть процедура документирования в ЦОНе? Гражданин легко и весело сдаёт в «одно окно» нужные документы и идёт по своим делам. Документы, тем временем, отправляются, допустим, в налоговую службу, где обрабатываются. А затем готовое свидетельство налогоплательщика вновь отправляется в ЦОН, откуда, опять же безо всяких хлопот, человек его и забирает. При этом в самом налоговом комитете заявления на оформление РНН не принимаются. Таким образом, убиваются два зайца: сокращаются очереди у налоговиков и исчезает контакт между заказчиком и исполнителем, а значит, возможность договориться полюбовно об ускорении услуги.

Как это устроено

Ремонт здесь вполне «евро». Модель обустройства тоже «не наша». В двухэтажном ЦОНе на первом установили «электронную очередь» - нехитрый аппарат, выдающий талоны с порядковым номером очереди. Тут же - кресла, в которых можно дождаться, когда на электронном табло высветится твой номер и номер окошечка, в которое нужно обратиться. Высветился - добро пожаловать на второй этаж, к окошкам.

Зала ожидания в ЦОНе два. В одном - поменьше - установлен телевизор. В другом - то самое табло. Инструкции по заполнению бланков лежат на столиках, бланки выдаются тут же.  В принципе, всё должно работать без проволочек и очередей. Увы, на деле - в обоих залах - битком народа, сидячих мест в залах ожидания не хватает. Душно, шумно и периодически скандально.

Синдром понедельника, вторника и остальных дней

Елизавета КОСТОЕВА пришла в ЦОН менять паспорт. Говорит, неделю ходила после работы в паспортный стол на ул.Гоголя. В 16.00 перед ней всегда оказывалось человек 10, очередь до Елизаветы так и не дошла. Потом её отправили в Центр одного окна.

Пенсионерка Антонина ШИРЯЕВА рассказывает, что ей надо получить свидетельство о смерти отца.

- Я уже третий раз заполняю бланк, мне его возвращают, потому что ошибки находят. А у меня зрение плохое. Почему сюда нельзя посадить людей, которые бы заполняли за отдельную плату все бланки? - недоумевает женщина.

Гуля САГИНБАЕВА уже может считаться постоянным посетителем открывшегося центра. 28 декабря она сдала документы на получение домовой книги. В тот день, говорит Гуля, взять талон для регистрации в электронной очереди было сложно, народу набилось много. Тем не менее, Гуля документы сдала. Инспектор сказала, что 4 января можно будет забрать книгу. Но 4-го срок перенесли на 5-е, а 5-го - на 8-е.

- Ладно, у меня сейчас отпуск, есть время стоять в очереди. Но сколько можно? Мы два месяца не могли в паспортном столе получить эту книгу сначала из-за того, что её не было, а потом из-за очередей. Я на два часа вырывалась с работы, но за это время отстоять очередь было невозможно.

Чтобы не терять попусту время, Гуля решила взять тут же справку об отсутствии земельного участка. Талон под номером 714 она получила в 11 дня. К 16.30 табло показывало, что перед Гулей ещё 23 человека, хотя в холле Центра на тот момент находилось от силы пятеро. Так и не дождавшись своей очереди, женщина ушла из ЦОНа.

За час до открытия - у входа уже изрядно народу. С утра - не протолкнуться.

Официально учреждение работает с 9 до 18.00. Но, как говорит директор ЦОН Любовь КОМЗОВА, раньше одиннадцати вечера отсюда ещё никто не уходил.

Табло показывает фокусы

9 января, около 15-ти часов. Сотня человек терпеливо дожидается, пока электронное табло разрешит им пройти наверх. Алмагуль Кондубаева пришла в центр, чтобы вписать ребенка в домовую книгу. Пришла утром, но до обеда попасть на заветный второй этаж женщине не удалось. Впрочем, и после обеда перспективы попадания Алмагуль к окошечку инспектора были туманными. С талоном под номером 218 клиентка ЦОНа без всяких надежд смотрела на электронное табло: ещё не все, кто занимал очередь с утра, сдал свои документы. 

С табло, между тем, второй  день творились чудеса: оно гасло, переходило в режим ожидания, давало сбои. После каждой метаморфозы цифры на нём менялись непредсказуемо, что резко повышало градус общей нервозности в зале ожидания центра. Накануне взбешённая толпа прорвалась через охрану к площадке между первым и вторым этажом, наплевав на очередь. Инженеру-электронщику центра в тот день работы хватало с избытком.

В тот же день с утра в свежеотремонтированном ЦОНе прорвало канализацию.  Туалеты закрылись до устранения аварии, оставив людей, которые проводят у «одного окна» целый день, в крайне затруднительном положении.

Перемены по ходу дела

Основная нагрузка посетителей центра ложится на паспортистов. Для примера, около 400 клиентов ЦОНа, пришедших туда 8 января, хотели:

а) получить справку о выписке,

б) выписаться,

в) получить домовую книгу.

В тот же день в ЦОНе побывали 32 желающих воспользоваться услугами загса, 74 - ЦПН, нуждающихся в получении РНН - 25 человек. Типичное соотношение, говорят в центре.

В итоге, схема «прием документов-перевозка их в управление-обработка-перевозка в ЦОН-выдача документов» занимала не 2 дня, как положено по инструкции, а больше. И тогда было принято решение перевезти паспортистов в ЦОН, чтобы из вышеназванной цепочки исключить звено «перевозка». Впрочем, Любовь Комзова оптимизма не теряет:

- Мы обязаны выдержать все сроки оформления документов, я думаю, где-то через неделю мы сможем немного разгрузить отдел документирования. Если в городском отделе было всего четыре паспортиста, то тут их станет девять, это позволит ускорить процесс оформления документов.

До 5 января центры обслуживания населения числились подразделениями департамента юстиции. А 5-го Кабинет министров издал постановление №1 о придании ЦОНам статуса отдельного государственного учреждения. Это означает самостоятельную работу, свой устав, который надо ещё разработать, и, возможно, самостоятельное финансирование.

А ещё надо подготовиться к выдаче  справок, дающих право на получение жилищных пособий, которые тоже предстоит получать в ЦОНе. Это будет примерно через год. Как говорит Любовь Комзова, если вовремя не продумать механизм их выдачи, то очередь за ними может затмить очередь за домовыми книгами.

ЦОН не оправдал ожидания? Откроем ещё!

В конце декабря министр юстиции Загипа Балиева заявила, что один ЦОН рассчитан на 100 000 -150 000 человек. В Костанае живёт свыше 200 000. Итог: в областном центре, по словам заместителя начальника департамента юстиции Виктора МОЛИБОЖЕНКО, должен открыться ещё один ЦОН. Кроме того, также сейчас обсуждается вопрос организации ещё 19-ти центров, по одному в каждом городе и райцентре. Напомним, для переоборудования нынешнего костанайского центра понадобилось порядка 100 млн. тенге. Пусть все остальные встанут бюджету в 2 раза дешевле - стоимость вопроса всё равно приближается к 1 млрд. тенге.

Где гарантии, что несколько собранных воедино очередей, порожденных неумением организовать работу в конкретном ведомстве, переродятся в стройный порядок после этих трат? Первый костанайский опыт доказывает обратное.

Любовь Комзова считает, что на решение оргвопросов и проблем, заставляющих сегодня ЦОН работать в авральном режиме, уйдёт не меньше года. Но в Астане и Алматы до сих пор существует проблема с очередями.

Инспектора, обученные в течение месяца, вынуждены сразу становиться универсалами: раньше подавляющему большинству инспекторов не доводилось оформлять документы сразу для всех ведомств. Очевидно, что обкатка кадров и наработка навыков тоже займёт не один месяц.

Между тем говорят, что в будущем ЦОН расширит число обслуживаемых им ведомств. В частности, будет выдавать справки комитета по землеустройству. Так что клиентов в очередях европейски отремонтированного ЦОНа прибавится.

Наверное, проще тратить немалые казённые деньги на показной шик внешней отделки, чем навести порядок с очередями в  том же паспортном столе, ЦПН, налоговой... Последнее ведь не столько бюджетных миллионов требует, сколько

мозговых и организационных усилий...

Что и как быстро делают в костанайском ЦОНе

Услуга, предоставляемая в ЦОНе

Срок выполнения

Регистрация прав на недвижимость

До 5 дней

Информационная справка

1-2 дня

Оформление РНН

2 рабочих дня

Оформление свидетельства об усыновлении/удочерении

От трех рабочих дней до 33 календарных дней

Свидетельство о рождении

2 рабочих дня

Документирование

До 45 дней. Ускоренное документирования - 5-7 рабочих дней

Оформление архивной справки

От двух рабочих дней до 32 календарных дней

Оформление свидетельства о расторжении брака

От двух рабочих дней до 32 календарных дней