Самоуправление и акимы

Петр СВОИК

На этой неделе в Астане прошел международный круглый стол по местному самоуправлению (МСУ). Вопрос (спустя 7 лет) вновь актуален: в плане Мажилиса на этот год опять значится законопроект «О местном государственном управлении и местном самоуправлении». На моей памяти, это уже шестая или седьмая попытка, все предыдущие были совершены в промежутке 1996-2000 годов. Все они были безрезультатными, либо депутаты отправляли законопроект назад в правительство, либо оно само его отзывало.

Уникальность такой ситуации заставляет перед решающей попыткой (председательство в ОБСЕ все же!) спокойно разобраться: почему провалились все предыдущие. Оттолкнемся от Конституции, в которой имеется раздел «Местное государственное управление и самоуправление». И в нем как раз расписано, что государственное управление осуществляется акиматами и маслихатами в административных единицах, а МСУ признается в сельских и городских местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения.

Не будем вдаваться в подробности, насколько исполнительная ветвь (акимы) полновластна, а представительная (маслихаты) - придаточна, и насколько хорошо или плохо те и другие справляются со своими правами-обязанностями. Также, в данном случае, не важно, что маслихатов ниже районов нет, и государственное управление в сельских территориальных единицах осуществляется исключительно «акимчиками».

Для нашего анализа важно другое: вся местная власть и спускаемые для ее отправления бюджетные и иные госресурсы расписаны именно за акиматами-маслихатами и на МСУ просто-напросто ничего не остается. И потому, как ни старались разработчики из Минюста что-то придумать для МСУ, территориально они не могли выйти за пределы кварталов-микрорайонов, а функционально - выше каких-нибудь правил выпаса скота. Короче, все законодательные потуги сводились к очередной версии КОСов (костанайцы должны помнить, что это такое), с которыми акиматы уже и сами достаточно наэкспериментировались.

Где же выход? Его (как всегда) подсказывает нам наш Ел басы. В Послании этого года он сказал, что нам нужна программа «Путь в Европу». Следовательно, в самом начале этого пути нам придется присоединиться к «Европейской Хартии самоуправления». А в ней сказано, что под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов МСУ регламентировать значительную часть государственных дел. Вы поняли? Местное государственное управление и самоуправление - это... разные названия одного и того же! Потому-то при наших «живых» акимах самоуправление и получается заведомо мертворожденным уже в правительственной «утробе», еще только на стадии попыток законотворчества.

Другое дело, что на пути в Европу нам придется не фантазировать с какими-то «дополнительными» МСУ, а идти на выборность акимов, превращать маслихаты не в декорации, а реальную власть, наделять города, поселки, села-аулы и сельские округа собственными бюджетами и муниципальным имуществом, - короче, строить тот демократический фундамент, на котором, глядишь, и реальный Парламент появится.