Единым курсом с властью

Виталий ХАЛЕВИН

На прошлой неделе стало известно об отрицательном заключении, которое правительство РК вынесло в отношении законопроекта «О СМИ», разработанного журналистскими НПО, - под тем предлогом, что реализация этого закона потребует дополнительного финансирования из бюджета. И хотя разработчики проекта отрицали попытку покушения на государственную казну, долгожданный документ благополучно похоронили. А вместе с ним и обещания, которые давал Казахстан перед голосованием его кандидатуры на пост председателя ОБСЕ.

Впрочем, говорить о том, что наше государство жалеет деньги на поддержку газет и телеканалов, было бы неправильно. Например, для пропаганды государственной политики через СМИ из областного бюджета в 2008 году выделили 198 млн тенге. Как раз перед проведением тендера на госзаказ в области СМИ в местной прессе появилась статья заместителя директора департамента внутренней политики Есенжола КУАНЫШПАЕВА, который четко отделил «зёрна» отечественной журналистики от её «плевел»:

- Многие современные издания, так называемая бульварная пресса, ориентируются на тиражи и прибыли. А это обеспечивают, в первую очередь, скандальные материалы. И неважно, что они далеки от правды. Заведомо подтасованные факты создают некий ложный образ, вводят в заблуждение адресатов информации. Серьёзные СМИ стараются выдерживать курс, направленный на консолидацию общества, и в  этом у них одни устремления с исполнительной властью.

Вроде бы всё понятно: если гонится газета за тиражом и прибылью, вывод однозначный - бульварная, скандальная и лживая. А если себе в убыток пишет об устремлениях исполнительной власти - значит правдивая и полезная. Ну как такой газете не помочь из государственного кармана? И неважно, что в свободной продаже такое издание никто даже под дулом пистолета не купит - рекомендательная подписка выручит. Дело-то общее, благое.  

Только вот каким курсом идут «серьезные» СМИ? Возьмем газету «Костанай», в которой материалы госзаказа занимают 60% от всего объема публикаций. На первой полосе приложения от 21 февраля 2008 года материал «Бойцы вспоминают минувшие дни...» проиллюстрирован фотографией, на которой бойцы... пьют пиво конкретной марки. Это при том, что в Казахстане реклама алкогольной продукции, в том числе и пива, запрещена в любой форме.

Или молодежная газета «Перекресток», собственником которой, согласно выходным данным, является ОО «Молодежный центр» и Совет по делам молодежи акимата Костаная? В №1 за февраль 2008 года юным читателям рассказывают? где лучше заниматься сексом, как испытать оргазм, а также почему звезды не носят трусиков. А в конкурсе «Раздевалка» позирует в нижнем белье несовершеннолетняя девушка. За прибылью эта газета явно не гонится, поскольку распространяется бесплатно в магазинах, фитнес-клубах и... библиотеке им. Толстого. Хотя для изданий эротического характера в Казахстане строгие ограничения по местам распространения и доступности несовершеннолетней аудитории.

Но обращать внимание на такие мелочи, наверное, как раз и означает - создавать ложный образ заведомо подтасованными фактами.