Никита Михалков: «Буду бить любого...»

«12» - это мой, как теперь говорят, месседж, это повод к разговору»

"Известия"

Перед отлетом в Голливуд режиссер дал интервью, уникальное по откровенности

Михалков знал, что не получит второго «Оскара». На вопрос: «А зачем вы тогда летите в Лос-Анджелес?» - отвечал: «Надо приехать и достойно НЕ получить. Не прятаться, прикрывая трусость напускным равнодушием или даже презрением: плевать, дадут - не дадут... Мне не плевать. Но я так много получил от этой картины - включая саму картину, что номинации в пятерку вполне достаточно». Перед отлетом в Голливуд Никита Сергеевич дал «Известиям» интервью, уникальное по степени откровенности.

«12» - больше, чем фильм»

- О вас распространился слух, связанный с фильмом «12». Говорят, есть проблемы с прокатом в США, потому что нарушены авторские права Сидни Люмета.

- Права на прокат картины «12» на территории США приобрела крупнейшая компания Sony Classics. У нас подписан договор. Прокат начнется после «Оскара». Никаких проблем с этим нет. Но я не могу запретить людям выдавать желаемое за действительное.

- К «12» предъявляют много как идеологических, так и «технических» претензий. В частности: в фильме представлена судебная система, актуальная для Америки 1950-х и не соответствующая России 2007 года. В какой степени это вас тревожило, когда вы начинали съемки?

- Ни в какой. Критики в юриспруденческом раже забыли прочесть начальные титры фильма «12». Там сказано: «Не следует искать здесь правду быта, попытайтесь ощутить истину бытия». Для меня был единственно важен повод к разговору. А то, что этот повод и этот разговор для России 2007 года крайне актуальны, думаю, никто оспаривать не решится. «12» - больше, чем фильм. Это мой, как теперь говорят, месседж... Мы живем в эпоху голых королей, которым никто не говорит, что они голые. То ли некому сказать, то ли все остальные тоже не одеты. Появилось целое сообщество людей, живущих по своим, отдельным законам. В этом сообществе считается, что Зверев может влиять на умы - или на что он там влияет - с экрана телевизора, а Ксюша Собчак - идеальный образец для десятилетних девочек ...

- Ваш пафос по поводу Собчак понятен, вот только почему на открытии Московского кинофестиваля она сидит в первом ряду?

- А я откуда знаю?

- Вы - президент ММКФ.

- Ну и что? Я билеты не распределяю, фейс-контроль на входе не устраиваю. Кто-то ее пригласил, она публичная фигура. Я вообще не о ней конкретно сейчас говорю, а об атмосфере в обществе. Ксения Собчак не виновата - она востребована и пользуется своей востребованностью. Вам нравится? Получите. Не нравится? Переключите на другой канал. Плюрализм - это когда плохое перестают отличать от хорошего. И то, и другое имеет право на существование. Писатель, создавший роман «The Тёлки», может считаться явлением. Моя дочь Надя его предыдущую книгу не только не дочитала до конца, чего с ней отродясь не бывало, но даже выкинула в помойку - чтобы дома не было. Я понимаю: провокация - очень полезная вещь с точки зрения бизнеса. Не понимаю другого: взрослые люди, имеющие детей и работающие в подобном жанре либо в пиаре этого жанра, - они хотят, чтобы их дети жили так, как это показывается в соответствующих телепрограммах или описывается в подобных книгах? Конечно, нет. Более того, каждый уверен, что именно его ребенку уготована другая участь. Что на родительские деньги, пусть не лучшим образом заработанные, этот ребенок поедет учиться, вырастет культурным, образованным человеком. Но так, знаете ли, и наркобароны думают. Однако их дети тоже подсаживаются на наркотики... Вот это я считаю высшей формой цинизма - рассказывать о других отстраненно, с холодным сердцем, с холодным носом, как будто ведешь репортаж из кунсткамеры. А я рассказываю про себя.

«Лупят наотмашь»

- Ваш фильм получил 16 «Золотых орлов». Говорят, что Национальная киноакадемия полностью находится в руках Михалкова и он выписал себе такое количество наград, какое счел нужным.

- Давайте на секундочку предположим, что это так и есть, что я могу влиять на решение академиков. Так неужели меня не смутили бы 16 «Орлов»? Неужели я бы не сказал: ребята, зачем мы будем подставляться?.. В том-то и дело, что никакого влияния нет и быть не может. Я имел возможность ознакомиться с результатами голосования. 97 голосов за «12». И 32 - за следующую картину.

- А как насчет вашего влияния на российский «оскаровский» комитет и даже на заокеанскую академию?

- А как насчет того, что я позавчера на Красной площади перед мавзолеем изнасиловал двухлетнего бычка?

- Почему бычка?

- Сочинять так сочинять. Я и помыслить не мог, что мы попадем в «оскаровскую» номинацию... У нас даже дистрибьютера не было, мы послали фильм в Америку, как мой прадедушка Василий Иванович Суриков послал когда-то свой рисунок из Красноярска в Академию художеств. Это сейчас появилась Sony Classics. Что касается российского комитета, люди, которые говорят о моем «влиянии», могут доказать, что я кому-то звонил, кого-то о чем-то просил? А теперь у меня к ним встречный вопрос: а вы что предлагали выдвинуть от России?

- Да ничего.

- А, в смысле - лучше ничего, чем Михалкова. Ну, тогда о чем мне с ними разговаривать? Хотя я бы, конечно, с радостью подтвердил все эти слухи - чтобы заткнуть рты: «Ребята, вы имейте в виду... Видите, какие у меня длинные руки? Так что вы уж сидите тихонечко...» Но меня последние 15 лет каждый день лупят наотмашь, только ленивый меня не оплевывает, и я никому никогда не отвечал. Вот сейчас отвечаю - в первый и последний раз.

- Вы участвовали в последнем Госсовете, где обсуждалось, какой станет Россия к 2020 году. А может так случиться, что к тому времени мы увидим картину «Утомленные солнцем-3»?

- Вряд ли. У меня столько еще несделанного, недосказанного... «Солнечный удар» Бунина. И «Однажды в России». Это энциклопедия современной российской жизни. Но не как «12». С другой стороны.

«Не умеют любить - пусть боятся»

- Почему все-таки Дапкунайте не снимается в «Утомленных солнцем-2»? Говорили, будто вас развело некое телешоу, в котором она участвовала.

- Это одна из причин. Я ее предупреждал, что такие шоу очень подрывают образ артиста в глазах зрителей.

- То есть вы являетесь противником танцев со звездами, звезд на льду, цирков, рингов и прочего?

- Ни в коей мере. Все, вами перечисленное, интересно смотреть. Я говорю о реалити-шоу - «Большой брат», «Дом-2», где, по-моему, ни разу ни у кого из участников ни одной книжки не появилось на тумбочке.

- Значит, Дапкунайте пострадала из-за «Большого брата». А, кстати, будь вы сейчас молодой звездой, в каком шоу согласились бы участвовать?

- Ну, во-первых, я и в своем нынешнем возрасте поучаствовал бы с удовольствием. Если бы время нашлось. Это азартно, это весело...

- По-моему, вам подходят бокс и джигитовка. Или работа с хищниками.

- Если выбирать, исходя из соответствия характеру, - пожалуй. А если на преодоление себя - это лед. Я единственный раз в жизни встал на коньки, в тот день у меня увели девушку, и я - в знак протеста - никогда больше на каток не ходил.

- Как вы относитесь к пародиям на себя самого? Видели Галкина в его новогоднем шоу, как Михалков режиссирует зимнюю Олимпиаду в Сочи?

- Нет. А что там было?

- Очень смешно, по-моему. Например, Михалков упорно называет биатлонистов охотниками. «Выстрелил и стой на месте. Куда ты побежал? Ты же русский человек! Тебе собака все принесет...» Или конькобежцу: «Что ты согнулся в три погибели? Ты же русский человек! Распрямись!» - «Так ведь последним приду, Никита Сергеевич!» - «Ничего, я смонтирую - придешь первым...» Так, по вашему хохоту понятно, что к пародистам вы лояльны.

- Да я вообще лояльный человек. Я не знаю, кто и зачем про меня всякие ужасы сочиняет. Странные люди: сами придумывают монстра, и сами потом его боятся. Ты не представляешь, до какого абсурда иногда доходит. Тот же Галкин отказался участвовать в церемонии вручения «Золотого орла». Что-то там у него не сложилось. Ну, отказался и отказался. Так Алла Пугачева пришла к управделами президента Кожину и попросила: «Защитите Галкина! Михалков его теперь в порошок сотрет...» Почему?! За что?! Что случилось? Конечно, это некрасиво, он отказался за день до церемонии. Но у меня Меньшиков отказался участвовать в «12» за полтора дня до начала съемок. Другой разговор, что, кто прав, кто виноват, - Бог рассудит. Но чтобы я начинал гонения?! Бред!

- До сих пор очень часто в Рунете - как только заходит речь о Михалкове и надо увесистый камушек кинуть в огород, - вспоминают историю с лимоновцем, который пришел к вам на мастер-класс и бросил яйцо. Вы приказали охране его схватить, подошли - и ботинком по ро... пардон, по лицу.

- Ты имеешь в виду того парня, у которого еще и газовый пистолет нашли? А в Самаре те же лимоновцы пытались плеснуть в меня серной кислотой. В Питере - кинули нож. Пока у меня сил хватит, я буду бить любого, кто посмеет посягнуть на мою честь и безопасность. А также на честь и безопасность моих близких. Бить буду в кровь - так и запиши. А вся эта интеллигентская херня: «Бедного мальчика ботинком...» Ты поднял руку - будь готов отвечать.

- А как же «подставь другую щеку»?

- Я сожалею, что, может быть, в этом вопросе мне не хватает смирения. Но тогда надо быть отшельником, монахом. Я не монах, силы у меня есть, я много занимаюсь спортом, так что - не умеют любить, пусть боятся.

- А вы сами чего-нибудь боитесь?

- Конечно. Много чего боюсь. Себя потерять боюсь - в первую очередь... Понимаешь, я не хочу рассказывать людям - тем людям, которые на полном серьезе сочувствуют этому лимоновцу и проклинают Михалкова, о жутком творческом одиночестве. О том, как не хватает ушедших - того же Паши Лебешева. О том, как трудно бывает, когда на тебя одного все наваливается и не у кого спросить совета. У меня замечательные друзья, соратники, высочайшие профессионалы, один Леня Верещагин чего стоит, но все же есть вещи, так глубоко и почти невидимо запрятанные, что ощутить правильность пути можно, только протоптав все тропинки, долго и мучительно нащупывая правильную дорогу. И тут так нужны попутчики, которые понимают тебя и мучаются вместе с тобой...

Фото газеты «Известия»