Не подкрутишь - не поедешь

От качества соединения зависит безопасность

В современных автомобилях применяется около 2000 крепежных соединений. На какие из них прежде всего нужно обращать внимание? На вопрос отвечает старший преподаватель кафедры «Технический сервис» КГУ Геннадий САВЕЛЬЕВ.

- В автомобилях выделяют три группы соединений, каждая из которых имеет свои особенности. Наиболее важные те, которые в первую очередь обеспечивают безопасность движения: это колеса, рулевые тяги и шаровые опоры. Вторую группу объединяет крепежная функция. К третьей относят соединения, обеспечивающие герметичность различных систем: топливной, масляной, охлаждающей жидкости и другие.

Что касается первой группы, то хотелось бы остановиться на моментах, связанных с крепежными работами на шаровых опорах. Шаровый палец в них крепится самоконтрящейся гайкой с капроновой втулкой. Не все знают, что эта гайка имеет разовое применение. То есть в случае замены шаровой опоры необходимо применять и новую гайку крепления шарового пальца. К сожалению, иногда этого не делают даже на СТО. Если замену вы произвели в дороге, то в качестве временной меры гайку в месте втулки можно обстучать (обжать) молотком. Но потом ее обязательно нужно заменить. Кстати, все резьбовые соединения, как правило, стопорятся. Самый распространенный способ - при помощи шплинтов. Применяют также пружинистые шайбы либо сгибающийся эллипс. Испытания показали, что самый надежный стопор - капроновая втулка.

В соединениях второй группы важна периодическая проверка степени затяжки гаек и болтов. Обычно это делается через определенный пробег автомобиля или после визуального осмотра. Особо нужно остановиться на креплениях, обеспечивающих герметичность соединений. В ходе эксплуатации их подтяжку обычно делают в случаях подтекания. Что же касается таких деталей, как головка блока цилиндров и различных крышек, то большое значение играет порядок затяжки. Особенно во время сборки после ремонта. Для каждой детали существует определенная схема, которая дается в инструкции по эксплуатации. Если говорить в общих чертах, то гайки головки цилиндров закручиваются от центра к краям, чередуясь с противоположной стороной. Круглые крышки - по принципу «крест-накрест». Закручивать их нужно динамометрическими ключами с последующим дозакручиванием обычным ключом на определенный угол: 1/2 оборота или 2/4, и так далее. 

Обратите внимание на очень важный момент. Если у вас появилась необходимость заменить болт или гайку, то будьте внимательны при покупке. Гайки и болты в автомобилях изготавливаются на заводе из специальных марок стали, резьба на них накатывается по определенной технологии, поэтому их нельзя менять на такие же детали, но сделанные для бытовых целей. При закручивании резьба может выдержать, но в движении, когда появляются динамические нагрузки, ее может сорвать. Если при покупке увидели заусенцы на резьбе, это означает, что она не накатана, а нарезана, и не годится для вашей машины.