Телега впереди лошади

16 ноября в «НГ» в разделе «Коротко о важном» было сказано: «Духовенство и контролирующие органы области выражают обеспокоенность появлением на юге Казахстана экстремистской организации «Хизб-ут-Тахрир». Представители духовенства предлагают ввести в школах предмет религиоведение». Озабоченность понятна. Стремление к информированию детей и молодёжи в области религии и духовному просвещению - тоже. И все же есть и серьёзные возражения. На мой взгляд, поднимать вопрос о введении религиоведения в школе (что, конечно, само по себе лучше «Основ православной» или какой-либо иной конфессиональной этики) - это всё равно, что ставить телегу впереди лошади. Сначала следует решить вопрос о восстановлении религиоведческих дисциплин хотя бы на всех гуманитарных факультетах вузов. В идеале же - и на остальных. Ведь тот же химик без «руля и без ветрил», то есть без чётких и разумных жизненных установок, может быть не менее опасен, чем штатный идеолог, проповедующий экстремизм и насилие. Уместна история религии и в ряде гуманитарных колледжей, и, прежде всего - в педагогическом. Может быть, в виде исключения, в виде факультатива - в одной-двух передовых школах области. В ином случае будет дискредитация предмета. Ведь откуда взять преподавателей без специальной дополнительной подготовки?

При введении нового школьного предмета мы натыкаемся и на ещё один подводный камень. Если этот предмет не войдёт в число тех, что отобраны для ЕНТ, то как убедить школьников в его необходимости? В условиях, когда учёба в старших классах всё более превращается в натаскивание по решению тестов, всё, что не входит в круг этих тестов, зачастую начинает восприниматься школьником, как нечто незначащее и обременительное.

Что же совершенно необходимо, легко и без затрат осуществимо, так это курсы для молодых журналистов, которые по роду своей деятельности призваны «глаголом жечь сердца людей», но при этом не имеют и элементарной систематической религиоведческой подготовки. Эти курсы несложно и недорого было бы организовать при Доме дружбы и областном акимате, где в отделе внутренней политики немало творческих людей.

Юрий БОНДАРЕНКО, профессор КГУ, Костанай