Утопия, ставшая реальностью

Евгений ШИБАРШИН

В ее воплощении активно участвовали и костанайцы

28 января в Казахстане отметили 135-летие нашего земляка Ахмета Байтурсынова. Выучившись на аульного учителя, он впоследствии стал первым народным комиссаром просвещения и членом правительства Каз.АССР, ученым-тюркологом, профессором. Однако таким мы узнали его лишь недавно. До начала 90-х годов это имя с ярлыком  «буржуазный националист» находилось в историческом забвении. Может быть, его вспомнили только потому, что сегодня в Казахстане быть «буржуа» или «националистом» уже не считается запретным? По этому поводу своим мнением поделился доцент кафедры истории Казахстана Костанайского госуниверситета Бауыржан НУРСЕИТОВ. Он один из авторов недавно изданной книги «Костанайская область: прошлое и настоящее». Более 10 лет занимается изучением истории национального движения «Алаш».

От переписки к созданию партии

- Известно, что Байтурсынов был одним из создателей движения «Алаш» и правительства самопровозглашенной казахской автономии. То, что оно отменило у себя декреты советской власти и его полки воевали против частей Красной Армии, вроде бы подтверждает версию о «буржуазности» и «националистичности» движения. Или все было не так?

- Движение «Алаш» возникло на волне первой российской революции 1905-1907  годов. Октябрьский манифест царя давал некоторые демократические свободы, и представители казахской интеллигенции ими воспользовались. Они в переписке между собой обсуждали возможность введения обучения детей казахов на родном языке и меры по доступности для них высшего образования, писали о необходимости развития национальной культуры и участии в работе Государственной думы. Все эти положения были изложены в так называемой «Каркаралинской петиции», которую адресовали царскому правительству. Подписал ее и учитель Ахмет Байтурсынов, который работал в Каркаралинской, а затем и Кустанайской школах.

Была тогда еще одна проблема. В ходе реализации переселенческой политики начали разрушать сложившуюся у казахов систему хозяйствования. На земли, которые веками использовались под пастбища, приезжали землеустроители, исследовали их плодородие, составляли карты и вскоре там появлялись переселенцы, которым выдавали в пользование лучшие земли. С местным населением эти вопросы никаким образом не согласовывались. Начали возникать конфликты. Движение «Алаш» предлагало искать компромиссные решения, которые устраивали бы и переселенцев, и коренное население. Ахмет Байтурсынов стал идеологом этого движения. По его предложению начали выпускать газету «Казах», которую он и возглавил. Она стала трибуной для выражения мнений тогдашней казахской интеллигенции. Это было либеральное движение, желающее все проблемы решать эволюционным путем. Об автономии тогда не было никакой речи. Идея о ней возникла после февральской революции 1917 года. Временное правительство, начав демократические реформы, подняло вопрос о созыве Учредительного собрания, делегатов на который должны были избирать только от партий. Поэтому движение «Алаш» в июле 1917 года организовало первый Всеказахский съезд, где провозгласило себя партией, и положение о создании казахской автономии в составе России вошло в ее программу.

В Костанайском уезде отделение партии «Алаш» тогда возглавлял врач Аубакир Алдияров, окончивший Казанский университет, а комиссаром «Алаш Орды» по уезду в то время был Ельдес Омаров. Летом создали казахский комитет, который занимался проблемами казахов.  Как видим, у партии «Алаш» не было основания выражать недовольство политикой Временного правительства.

При войне, но с миром

- А продолжающаяся война? Ведь не зря же в 1916 году в Тургайских степях возникло восстание? 

- В 1914 году «Алаш» призывал казахов идти на фронт, говоря о том, что в случае победы Германии над Россией немцы придут в степной край и установят свои порядки. Военное ведомство не стало призывать в армию представителей мусульманских народов, но объявило о мобилизации для ведения тыловых работ. Получилось так, что ее в 1916 году начали проводить как раз в то время, когда мужские руки нужны для проведения сельскохозяйственных работ. Иначе население ждала голодная зима. Чтобы сорвать мобилизацию, казахи начали захватывать местные органы власти, пытаясь уничтожить метрические списки. Все это переросло в народное восстание. Газета «Казах» призывала выполнять царский указ, предупреждая, что от карательных мер пострадает все население. Так оно и получилось. В мае 1917 года Временное правительство отменило военно-тыловые работы, и казахи начали возвращаться домой. 

Между молотом и наковальней

- Выходит так, что приход большевиков к власти казахам оказался ненужным?

- Среди казахов были разные настроения. В том числе и радикальные. Что же касается оценки Октябрьской революции 1917 года, то Байтурсынов говорил, что насколько казахскому народу была понятна Февральская революция, настолько непонятна - Октябрьская. Как вы знаете, в Кустанае советская власть была установлена только в декабре 1917 года. Да и то пришлыми людьми - продотрядом из Питера.

Тем не менее руководители партии «Алаш» решили воспользоваться очень важным программным положением большевиков - правом наций на самоопределение. В декабре 1917 года прошел второй Всеказахский съезд, на котором заявили о создании казахской автономии в составе России и сформировали правительство «Алаш Орда». Оно вступило в переговоры с большевистским правительством. Те вначале ответили взаимностью, но затем прекратили всякие контакты. Там возобладала точка зрения, что «Алаш Орда» - буржуазное правительство. «Алаш Орда» оказалась между молотом и наковальней. Большевики их не признали, они пошли к Колчаку, заявившему о создании нового российского правительства, а тот выступал только за «единую, неделимую».

Через отрицание к признанию

- Приходилось слышать версию, что войска «Алаш орды» участвовали в подавлении партизанского движения в Кустанайском уезде...

- Полки были созданы сразу же после провозглашения автономии как народная милиция, для поддержания порядка. В нашем регионе сформировали Кустанайский и Тургайский полки, которые находились в Орске. Там располагался военный совет «Алаш Орды». Его возглавлял кустанаец Мурзагазий Испулов. Эти полки с кустанайскими партизанами не воевали. В последствии, когда «Алаш Орда» прекратила свое существование, они вошли в Красную Армию. Но в других регионах эти отряды действительно вели бои с «красными». Это был период, когда «Алаш Орда» находила поддержку у «белых». В целом, кустанайцы лояльно относились к партии «Алаш». На одном из уездных собраний РКП(б) в 1919 году говорилось, что идеология «Алаш» популярна среди русского крестьянства. Очевидно, это было связано с тем, что наш край тогда считался Сибирью, и была острая необходимость усиления регионального управления. Что и воплощалось в идее создания автономии. Поэтому у большевиков решение национального вопроса было одним из центральных.

- Потому Ахмет Байтурсынов не признал советскую власть?

- Когда Джангильдин в мае 1919 года поехал на встречу с Лениным, то взял с собой и Байтурсынова. «Алаш Орда» в тот период начала распадаться. Очевидно, в этой встрече Ленин смог убедить Байтурсынова, благодаря чему стало возможным создание государственного органа, в который вошли не только большевики, но представители «Алаш Орды». Байтурсынов даже вступил в РКП(б). Но его интерес к советской власти был, скорее всего, не безоговорочным. Вскоре после создания Казахской автономной ССР он вышел из партии. Оставаясь сторонником демократического устройства, он увидел, что большевики предлагают только один вариант - диктатуру пролетариата. И хотя впоследствии занимался только научной и преподавательской работой, однако, за это подвергался гонениям и был репрессирован.

Идеи «Алаша» не носили классовый характер, руководители этой партии никогда не противопоставляли казахов представителям других наций. Тот же Ахмет Байтурсынов был женат на русской женщине. Их идею о национальной автономии можно считать для того времени даже утопической. Но ведь она должна же была когда-то появиться? А сегодня Казахстану стало возможным развиваться уже не только в рамках автономии, но и как самостоятельному государству.