Как доехать до «Евро-2» на «Москвиче-412»?

Сейчас по дорогам области ездит 160 тыс. автомобилей. Из них 110 тыс. произведены в СССР и в странах СНГ

Виталий ХАЛЕВИН, halevin@ng.kz,
Николай СОЛОВЬЕВ, photo@ng.kz

Европейские стандарты угрожают существенно сократить количество автомобилей в Казахстане

С 1 января 2009 года все АЗС в Казахстане должны продавать только те марки бензина, которые соответствуют европейским экологическим стандартам: с низким содержанием серы и бензола. С этого же дня будет запрещен ввоз в страну автомобилей с карбюраторными двигателями. Старые «Жигули» и «Волги», все еще бегающие по нашим трассам, пока обещают не трогать. Но из истории с праворульными автомобилями казахстанцы уже твердо уяснили, куда может завести дорога, вымощенная самыми благими намерениями.

Вредные «Жигули»

Суть грядущей реформы можно выразить в одной фразе: инжектор - это хорошо, а карбюратор - плохо. Самыми опасными для окружающей среды считаются автомобили с карбюраторными двигателями - в основном это «Жигули», «Москвичи» и «Волги», выпущенные во времена Советского Союза или в начале 90-х годов прошлого века. Поэтому с 2009 года будет запрещен ввоз в Казахстан определенных марок автомобилей - в зависимости от года их выпуска и страны-производителя (см. таблицу). Это факт. А что будет с эксплуатацией старых машин?

- Прежде чем перейти на стандарт «Евро», правительство должно принять ряд подзаконных актов, в которых будет определена судьба автомобилей, не попадающих под эти стандарты, - считает заместитель начальника территориального управления охраны окружающей среды Гали БЕКЕНТАЕВ.

По словам сотрудников костанайских СТО, переделать старые автомобили под новые стандарты очень сложно. В Казахстане за такую операцию просто никто не возьмется, в России такая реконструкция стоит более 100 000 рублей.

Водительский стаж костанайца Салеха МИРЗАЕВА - 44 года, в том числе 12 лет он управляет старенькой «Волгой». Свой «ГАЗ-21» Салех не поставит в гараж и не продаст даже после внедрения стандартов «Евро»:

- Это очень надежная машина, получше любой иномарки будет. А окружающую среду больше дизельные автомобили загрязняют, вот их пусть и запретят эксплуатировать.

Многие владельцы старых автомобилей считают, что внедрение стандартов «Евро» в Казахстане ударит по их карманам. Мол, это не борьба за экологию, а отстаивание чьих-то интересов. Чьих?

- Дорожных полицейских, - присоединяется к нашему разговору хозяин «Москвича» Александр НЕРОДЕНКО. - Что им помешает остановить меня на «Москвиче» и выписать штраф за то, что автомобиль не соответствует новым стандартам? В этой ситуации водители будут бесправны.

Большой секрет для маленькой коробочки

Постановление правительства Казахстана №1372, в соответствии с которым автотранспорт должен перейти на европейские экологические стандарты, было принято 15 января 2008 года. Цель - ограничить предельные нормы вредных веществ, выбрасываемых автотранспортом в атмосферу. Согласно пресс-релизу Министерства транспорта и коммуникаций (МТК), стандарты «Eвро» будут единовременно вводиться и для автотранспортных средств, и для топлива к ним. На каждый экологический этап отводится два года: «Евро-2» начнет действовать с 1 января 2009 года, «Евро-3» - с 1 января 2011 года , «Евро-4» - с 1 января 2014 года.

В принципе, перейти на новые нормы можно уже сейчас: под стандарт «Евро» адаптированы большинство иномарок и последние марки российских автомобилей с инжекторными двигателями, в которых установлены специальные датчики «Евро-2». Небольшая пластмассовая коробочка с проводами обеспечивает циркуляцию выхлопов автомобиля, в результате чего в них уменьшается процент токсичного угарного газа. Уже есть автомобили с датчиками «Евро-3» и «Евро-4», но в наших условиях все эти хитрые приспособления бесполезны.

- В наших условиях эти датчики не работают из-за низкого качества топлива, - отмечает работник одной из костанайских СТО, специалист по ремонту топливной системы и системы зажигания Артем ВОДЯНИЦКИЙ. - Водители иномарок обращаются на СТО с просьбой удалить датчик из автомобиля, потому что в противном случае может выйти из строя весь мотор.

- Для того чтобы ввести стандарты «Eвро», - считает преподаватель кафедры «Технический сервис» Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ, - необходимо заменить оборудование на нефтеперерабатывающих заводах и изменить процесс изготовления топлива. Наша нефть содержит много серы - это основной компонент, влияющий на процессы сгорания топлива в автомобиле и выброса вредных веществ в атмосферу. Из-за повышенного содержания серы страдает качество топлива.

Самопальное «Евро»

Однако есть и другое мнение о причинах низкого качества топлива. Сейчас в Казахстане производят ГСМ в Шымкенте, Атырау и Павлодаре. Редактор интернет-журнала «Атырау.news» Жаслан КУЖЕКОВ в течение трех лет работал руководителем пресс-службы Атырауского НПЗ (АНПЗ). Он утверждает, что все три казахстанских нефтеперерабатывающих завода уже готовы производить топливо, соответствующее стандартам «Евро»:

- К примеру, АНПЗ выпускает бензин, соответствующий стандартам «Евро-2», - это марки АИ-80 и АИ-92. С 2008 года АНПЗ прекращает выпуск бензина марки АИ-93, как несоответствующего европейским стандартам, и приступает к производству бензина марки АИ-95, который в мире обозначается брендом Premium. Для производства экологически чистого топлива на реконструкцию завода было потрачено более $300 млн.

Но почему в таком случае датчики «Евро» отказываются работать на отечественном бензине?

- Все дело в том, - считает Жаслан Кужеков, - что в розничной продаже бензин нагло смешивают с дизельным топливом и продают автомобилистам как высокооктановый. Для решения этой проблемы необходимо создание независимой лаборатории, которая брала бы замеры качества топлива на АЗС.

По мнению эксперта, казахстанские НПЗ в 2009 году могут столкнуться с другой проблемой: как сертифицировать свою продукцию. Для заводских лабораторий необходимо приобрести дорогостоящее европейское оборудование. Окупить потраченные средства можно только через повышение цен на топливо. Более того, правительство до сих пор не унифицировало новые ГОСТы на топливо, соответствующие требованиям «Евро-2».

Но настоящие испытания готовит казахстанским автовладельцам переход на стандарт «Евро-3». С 1 января 2011 года в Казахстане будет запрещен выпуск бензина одной из самых популярных в стране марок - АИ-80. Придется переходить на более качественный, но и более дорогой бензин марки АИ-92. Сейчас литр АИ-80 на костанайских АЗС стоит 76 тенге, литр АИ-92 - 90 тенге. Получается, что в месяц водители будут тратить на топливо в среднем на 3000 тенге больше.

Эксплуатация - до полного износа

Но все же одну приятную новость правительство казахстанцам может сообщить уже сейчас: стандарты «Евро-2» будут применяться только к тем автомобилям, которые будут ввозиться в Казахстан и собираться на отечественных автомобильных заводах.

- Автомобили, которые не попадают под действие новых экологических требований, могут работать до полной амортизации и физического износа, - сообщила «НГ» эксперт Министерства транспорта и коммуникаций Аимгуль БАТЫРБЕКОВА. - Для них не изменятся правила прохождения технического осмотра. Дорожные полицейские не имеют права оштрафовать водителей «Москвичей» только за то, что их автомобиль не адаптирован под стандарт «Евро».

Все остальные вопросы должны быть урегулированы в законодательстве. В течение 2008 года МВД Казахстана должно разработать ряд подзаконных актов, касающихся ввоза и эксплуатации автомобилей с 2009 года, а налоговый комитет - внести изменения в Налоговый кодекс.

- Планируется изменить для водителей автомобилей налог на имущество, - пояснила Аимгуль Батырбекова. - Чем старше автомобиль, тем больше налоговый сбор.

Увеличение налога и повышение качества бензина - это рычаги, которые должны сделать эксплуатацию старых автомобилей в Казахстане экономически невыгодной. Если учесть, что таможенная пошлина на ввоз новых автомобилей в Казахстан постоянно увеличивается, то наши водители скоро будут поставлены перед выбором: либо разориться на иномарку, либо подождать появления в продаже изделий отечественного автопрома, либо ходить пешком.

Стандарт «Евро-2»

Страна-производитель автомобиля

Год выпуска

Страны Евросоюза

с 1997 года и позже

США

с 1996 года и позже

Япония

с 1998 года и позже

Канада

с 2001 года и позже

Индия

с 2005 года и позже

Малайзия

с 2003 года и позже

Китай

с 2004 года и позже

Корея

с 2001 года и позже

Россия

с 2006 года и позже

Узбекистан

с 2007 года и позже

Что будет с автобусами?

Запрет на ввоз автомобилей в Казахстан коснется и общественного транспорта.

- Даже не очень новый автобус, адаптированный под стандарт «Евро-2», стоит около 100 000 евро, - сообщил «НГ» заведующий гаражом ТОО «TTS reisen» Виталий АМАН. - Ни у одного костанайского перевозчика таких средств нет. Если обновлять автотранспорт такими автобусами, то проезд для пассажиров станет «золотым».

По словам Виталия Амана, возможно, перевозчики будут вынуждены закупать автобусы китайского производства. Цена таких машин будет невысокой, как, впрочем, и их качество.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА