«Завтра» туриста по-прежнему за рубежом

Таисия КОЛЕВИД, ng@ng.kz

Желающих инвестировать в областной туризм пока нет 

Два года назад развитие туризма в Казахстане было объявлено одним из экономических приоритетов. Речь шла о раскрытии, прежде всего, собственного туристического потенциала страны. Была принята соответствующая государственная программа. А департамент предпринимательства и промышленности Костанайской области разработал программу по развитию туризма в нашем регионе на 2006-2008 годы. Как она реализуется?

Чего хотели

Основными целями программы заявлены превращение туризма в доходную отрасль экономики за счет использования имеющихся природных и культурных ресурсов; повышение туристского потенциала области; удовлетворение средствами туризма потребностей в отдыхе всех слоев населения Костанайской области, Казахстана, СНГ, а также иностранных туристов.
В соответствии с поставленными целями предстоит: создать туристский имидж Костанайской области; развивать въездной и внутренний туризм в области; максимально освоить в области туристские ресурсы; принимать необходимые меры по развитию, модернизации материальной базы туризма и туристской инфраструктуры; активизировать строительство новых объектов; создать экономические условия для развития туризма.

Из областного бюджета на эти цели, судя по программе, предусмотрено потратить 1 млн. 383 тыс. тенге. Из других источников - 15 млн. 300 тысяч.

«2» и «28» - почувствуйте разницу

Из бюджетных денег 883 тыс. тенге стоит изготовление пакета информационно-рекламных материалов и 500 тыс. - участие в Казахстанской международной выставке «Туризм и путешествия» в Алматы. Короче, просто на то, чтобы хоть как-то региону «засветиться». Другие источники, как пояснили в департаменте, это деньги предпринимателей, имеющих туристические объекты. 300 тыс. тенге - для установки билбордов с указанием туристических маршрутов Алтынсаринского района и 15 млн.- это кредитные средства, на которые ТОО «Костанайтурист» проведет реконструкцию зданий и строительство спортивно-развлекательного комплекса на базе отдыха «Селена». И это по части внутреннего туризма все. Нет, число турфирм у нас увеличивается: если в прошлом году их было 21, то сегодня уже 28. Но туры собственной разработки по Костанайской области и Казахстану предлагают только 2 из них. На наш взгляд, эта статистика свидетельствует об одном: по-прежнему львиную долю средств, накопленных на путешествия и отдых, костанайцы оставляют за рубежом. 

Все в палатку не пойдут

Людмила Кусаинова, руководитель РИА «Под солнцем»:

- Турфирмы мало что могут предложить на местном уровне, считает руководитель РИА «Под солнцем» Людмила КУСАИНОВА. - В области привлекательных мест раз-два и обчелся. Санаторий «Сосновый бор», пара-тройка баз отдыха - вот и все. Действительно назрела необходимость открывать новые турбазы, кемпинги, пансионаты, особенно для людей с невысоким достатком. Всем хочется отдохнуть, но не каждый может себе позволить искупаться в Красном море. Но честно скажу, строительство не по карману многим турфирмам. Да и совершенно неясно, сможешь ли благополучно рассчитаться с кредитами, ведь нет гарантий, что твоя база отдыха  всегда будет заполнена. Именно поэтому модные веяния типа юрточных отелей с привозной водой и биотуалетами в степной зоне - это утопия. По крайней мере, к массовому туризму это не имеет отношения.

ТОО «Костанайинтур» в области развивает как раз такие, не массовые, виды туризма. Прежде всего охотничий. К нему пытаются добавить экологические туры, но по признанию руководителя ТОО Анатолия Коваленко, они не дают доходов, которые бы окупали затраты.

   - У нас можно развивать бытовой и так называемый приключенческий туризм, - продолжает Коваленко, - как это делают, например, в Монголии. Приезжают туристы, для них вьючат на верблюдов или лошадей юрты, организовывают поход, разбивают лагерь, и они живут там несколько дней. Но таких туристов нужно искать, для этого необходим свой рынок. Например, в прошлом году к нам обратилась семейная пара, приехавшая из Германии. Они хотели увидеть нашу жизнь такой, какая она есть. И мы показали все, что им хотелось увидеть. Но это эпизоды.

Запоминающихся памятников природы в области очень мало. Мы богаты бескрайними степями, на юге - барханы, горячие источники. Но до них  600 км не очень хорошей дороги. И если одни туристы довольствуются походными условиями, другим нужен пятизвездочный отель. То есть необходима инфраструктура, бытовые условия, а значит, большие затраты. Нам нужен массовый туризм, чтобы за счет него были доходы. Но на сегодняшний день заниматься им очень сложно. Речь идет об инвестициях, которые не скоро дадут отдачу.

Сколько надо

Несмотря на то что крупные инвесторы за время реализации программы не обозначились, в области разрабатывается новая - по развитию экологического туризма в Наурзумском, Амангельдинском и Джангельдинском районах.

- Планируем создать ее к концу года. Сейчас департамент проводит исследование туристического потенциала южных районов, - поясняет заместитель директора департамента предпринимательства и промышленности Жанибек ТАЛЬТЕКОВ, - есть природные богатства, интересный ландшафт. Можно возле лечебного источника в Джангельды построить оздоровительный центр, естественно, это затраты. Исследование покажет, сколько средств необходимо. Такие данные мы готовы предоставить потенциальному инвестору. Что касается Наурзумского заповедника, то мы рассматриваем такой вариант: за территорией заповедника можно построить гостевые домики для туристов и предлагать им только пешие прогулки.

Рисунок Батырбека ДЖУЗБАЕВА