На холостом ходу

Работа без нагрузки двигателю не вредна. Но...

В зимнее время, чтобы прогреть салон автомобиля во время стоянки, водители часто запускают двигатель и включают печь. Может ли работа на холостом ходу ускорить износ деталей двигателя? На этот вопрос отвечает старший преподаватель кафедры «Технический сервис» Костанайского госуниверситета Геннадий САВЕЛЬЕВ.

- Когда двигатель работает без нагрузки, на малых оборотах, то газы из камеры сгорания через кольца пробиваются в картер в большем объеме. В результате процесс окисления моторного масла становится более интенсивным, присадки в нем вырабатываются быстрее. Если двигатель в таком режиме эксплуатируется часто, то и масло надо менять раньше установленного для него максимального срока. Потому и рекомендуют эту процедуру проводить чаще для автомобилей, которые в основном эксплуатируются в городских условиях. Причиной тому - постоянные остановки у светофоров, а если еще и пробки, то время холостой работы двигателя резко возрастает.

Этим обстоятельством нужно руководствоваться и при желании прогреть салон во время стоянки. Конечно, с двигателем ничего не случится, но если в течение зимы вы подобные операции будете проводить очень часто, то и замену моторного масла наверняка лучше провести раньше максимального срока. Правда, для грузовых автомобилей, имеющих масляную систему большего объема, такие последствия сведены до минимума.

Отдельный разговор - о выборе режима прогрева двигателя, когда он также работает на холостом ходу. После запуска холодного двигателя его детали не сразу выходят на необходимые температурные параметры и соответствующие уплотняющие характеристики. Поэтому масло в этот период вырабатывается быстрее. Как сократить время прогрева? Сначала обеспечьте исправность термостата в системе охлаждения. Во-вторых, у автомобилей, имеющих современную топливную систему впрыска, двигатель можно прогревать, начав движение. Для этого достаточно после запуска дождаться устойчивых оборотов.  Аналогично можно делать и с автомобилями, имеющими карбюраторный двигатель при условии, что карбюратор исправен. Только не забудьте сразу же после начала устойчивой работы открыть воздушную заслонку, так как при поступлении в цилиндры обогащенной топливной смеси условия смазки ухудшаются. Исследования показали: износ двигателя во время прогрева на холостом ходу и под нагрузкой примерно одинаков. Зато масло будет служить дольше.