Секреты мастерства далекого прошлого

Елена ПИКЕЛЬНАЯ

Международный фестиваль древних технологий и культурных коммуникаций прошел в Лисаковске

Мероприятий такого рода в нашей области еще не было. Поделиться результатами своих исследований и показать интересующейся публике, как работали ремесленники каменного и бронзового веков, съехались исследователи из Казахстана и России.

Иван Семьян показывает, как с помощью рога обрабатывать камень

По-правильному прошедшее событие именовалось Первый международный фестиваль древних технологий и культурных коммуникаций памяти Тура Хейердала Desht-Thor. Имя великого исследователя-практика, экспериментально доказавшего, что в древности люди могли пересекать океан, добавлено не для декора. Начальник лисаковской археологической экспедиции Эмма Усманова, давно сотрудничающая с дочерью Хейердала Хелен Элизабет, поделилась с ней этой идеей в личной переписке. Семейству Хейердал задумка известного казахстанского археолога пришлась по душе и благословение на проведение фестиваля было получено.

Технология изготовления войлочных вещей осталась прежней, изменился только стиль

В первый день, 4 августа, состоялся учебно-практический семинар «Историческая реконструкция в учебном процессе и музееведении». Доклады, несомненно, были очень интересными, но все же не для самой широкой публики, за последние пару десятилетий совершенно отвыкшей умственно напрягаться. После конференции желающие смогли посетить фотовыставку «Великий реконструктор современности Тур Хейердал» и выставку «Один предмет - история».

Но самое интересное и «живое» было во второй день, 5 августа. На площади возле Лисаковского музея истории и культуры Верхнего Притоболья с утра начали собираться люди, желающие увидеть, как работали ремесленники древности и, возможно, что-то сделать собственноручно.

Предваряло все это реконстукция-фантазия на тему «Андроновское поклонение Солнцу». Возможно, фантазии здесь было больше, чем реконструкции, потому что все действо навевало ассоциации с романами в стиле славянского фэнтези. Ведь никто не может доподлинно знать, как происходили подобные обряды, и многое приходится дорисовывать. Впрочем, если бы не окружающий ландшафт в виде панельных многоэтажек, все выглядело бы весьма романтично.

Этот наконечник был сделан заранее как образец

Пока «андроновцы» поклонялись Солнцу, были подготовлены две площадки для демонстрации древних технологий. На одной демонстрировалось войлоковаляние, а на другой - изготовление каменных орудий, бронзовых наконечников стрел и глиняных сосудов.

Про особенности разных видов шерсти и ее обработку, а также последующее превращение во вполне носибельные вещи рассказала завуч детской художественной школы Лисаковска Светлана Каратаева. Некоторые приемы работы с войлоком она продемонстрировала в рамках небольшого мастер-класса. Увидеть пусть краткий урок такой опытной мастерицы, как она, полезно для любой рукодельницы. Можно было приобрести и готовые изделия - от уютных мягких тапочек, до стильных сумочек. Сейчас войлочные изделия в тренде, и можно сказать, что древние технологии работы с войлоком дожили до наших дней в практически неизменном виде.

Если войлоковаляние нынче лежит в границах женских интересов и именно дамы плотной стеной окружили Светлану Каратаеву, то на другой площадке собралась самая разнообразная публика. Там известный по познавательным роликам в YouTube научный сотрудник НОЦ евразийских исследований ЮурГУ, руководитель центра экспериментальной археологии «Археос» Иван СЕМЬЯН демонстрировал способы изготовления каменных и бронзовых наконечников стрел. Прямо на земле была сооружена действующая модель древней печи для плавки бронзы. Не хватало только углей, потому что растопить печурку до нужной температуры теми дощечками, что были заготовлены, не представлялось возможным. Пока гонец добывал уголь в ближайшем магазине, мастер совершил краткий экскурс в историю обработки камня. Увлекательно рассказывая о том, как менялись во времени каменные технологии, он своими руками успел сделать несколько вполне пригодных орудий и пару наконечников для стрел.

К тому времени уголь был доставлен, и благодаря помощи добровольцев из числа зрителей огонь в печи стал по-настоящему жарким. Мальчишки, а вслед за ними и взрослые мужчины вставали в очередь, чтобы раздувать мехи, ровно как это делали древние кузнецы. Из сопла печи жар попадал прямо на зарывшийся в угли бронзовый фитинг, которому предстояло переплавиться в наконечник стрелы. Так сказать, порции бронзы предстояло совершить путь из сантехнической современности в боевое прошлое.

 В желающих раздувать огонь мехами недостатка не было

- При условии, что огонь будет поддуваться мехами, температура достигнет 1 200 градусов, - прокомментировал Иван Семьян. - Этого хватает, чтобы расплавить бронзовый слиток. А вот для того, чтобы выплавить медь из руды, нужна температура повыше - 1 400 градусов. Мы с приятелем как-то решили выплавить медь из малахита. Так вот, для этого мы с ним попеременно работали мехами 8 часов без перерыва. Древняя металлургия не была легким делом.

Важно вовремя вытащить тигель из печи

Развязка близка: расплав заливается в форму

В подтверждение слов исследователя о нелегком ремесле уже расплавленная было бронза успела немного остыть и пришлось ее вновь расплавить. Тут уж мастер в нужный момент подхватил тигель с расплавом и ловко вылил жидкий металл в каменную форму. Охлаждение заняло не так много времени, и вот под аплодисменты зрителей Иван Семьян извлек новенький блестящий двухлопастной наконечник стрелы. Конечно, чтобы стать частью оружия, ему требуется обработка, но о том, какой труд вкладывался в это дело в древности, зрители получили наглядное представление. На получение изделия, включая некоторые пробелы в оргмоменте, ушло около двух с половиной часов. На солнцепеке да возле горячей печи выдержали не все зрители. А надежды некоторых оптимистов быстренько скрафтить себе стрелу очень быстро испарились.

В крепкой руке мастера - только что отлитый наконечник стрелы

Новенький двухлопастной наконечник стрелы удобно лежит в руке

К моменту изготовления керамического сосуда остались лишь самые стойкие и любознательные. И в основном это были дети. «Владик, пойдем, жарко, ты устал!» - упрашивала семилетнего лисаковчанина бабушка. «Нет, останемся, мне интересно!» - твердо отвечал внук, выравнивая края толстостенного горшочка из белой глины. К этому моменту на площадке древних технологий осталось всего несколько зрителей.

Семилетний лисаковчанин Влад Харламов - самый терпеливый и старательный гончар

«Интересно» - вот ключевое слово, которым можно описать фестиваль в Лисаковске. Правда, сами лисаковчане не проявили горячего рвения в ознакомлении с древними технологиями, но в этом есть и плюс. Не было на фестивале много народа, но и лишних людей не было. Пришли только те, кому в самом деле было интересно. Пришли понимающие. Были зрители, приехавшие специально из Костаная. И все ушли довольными и воодушевленными. Те небольшие шероховатости, что были в организации фестиваля, наверняка временные, и во второй раз все пройдет гладко: и уголь будет заготовлен, и глина размочена как надо. Ведь те самые, любознательные зрители ждут второго фестиваля.

Фото Елены ПИКЕЛЬНОЙ