Рубрики газеты
Форум
Перейти в форум »
 
 
Быстрее не бывает
 
 

Препятствие для колес в виде лестницы

Татьяна НАЗАРУК

Жалоба костанайца на неисправный подъемник дошла до суда и вскрыла проблемы инвалидов

Закон «О социальной защите инвалидов» в Казахстане приняли в 2005 году. В феврале 2015-го президент РК подписал закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», который должен был ускорить процесс создания для них безбарьерной среды. Однако в жизнь все эти правила претворяются еще медленнее, чем на бумаге.

 Назревает прецедент

В ноябре 2017 года в семье костанайца Аслана ДАБЫЛОВА произошло радостное событие: его мама переехала в новый дом по ул. Гагарина, 223 в микрорайоне Алтын Арман, построенный ТОО «БК-СТРОЙ». Перед тем как купить жилье, женщина просила, чтобы ее квартиру на первом этаже мог беспрепятственно посещать инвалид-колясочник. Застройщик условие выполнил, установив подъемник в подъезде. Остальные шесть подъездов оставили без этих устройств. С улицы ко всем семи подъездам построили пандусы, но пользоваться ими, по оценке Дабылова, не везде удобно - в одном месте неудачный угол наклона, без поручней заехать на коляске трудно.

В доме № 223 по ул. Гагарина подъемник есть только в одном подъезде

В законе «О социальной защите инвалидов» сказано, что маломобильные группы населения должны быть обеспечены свободным доступом к социальным объектам. Без пометки о том, что пандусы, подъемники или лифты можно устанавливать выборочно.

- Мы, когда покупали квартиру, на брошюре подъезд был с пандусом, который вел к лестничной площадке первого этажа, - вспоминает Дабылов. - По факту оказалось - с электроподъемником. По нему видно, что он бэушный. Я жаловался, его забирали. Но потом снова привезли его же, только покрашенный. Проблема в том, что подъемник то работает, то нет. Неделю им можно свободно пользоваться, две недели его не включишь. В последний раз он серьезно сломался и не работал месяц. Две недели назад снова вышел из строя. Так как я не смог дозвониться представителю фирмы, обслуживающей эти подъемники, то вызывал электрика, и ремонт делали за мой счет.

Неудобства доставляют не только частые поломки подъемника, но и его качество. Когда коляска заезжает на платформу, основание которой сделано из фанеры, конструкция начинает шататься. В этом убедились и корреспонденты «НГ», приехав в дом № 223. Если встать не строго посередине платформы, есть риск ее сломать своим весом. Кроме того, во время работы подъемник сильно шумит, мешая соседям. 

По словам Аслана Дабылова, однажды коляску приходилось поднимать его беременной жене, когда не работал подъемник. Был случай, когда механизм дал сбой во время подъема, и платформа вместе с коляской сорвалась вниз.

- Хорошо, что мне удалось удержаться на месте, - говорит он. - После этого случая я установил в подъезде камеру, чтобы фиксировать подобные случаи. Если я вот так упаду и покалечусь, кто будет за это отвечать?

В апреле Дабылов обратился с жалобой в департамент соцзащиты, потребовав провести проверку и обязать застройщика, чтобы тот устранил неполадки. Внеплановую проверку провели в мае, но в отношении не ТОО «БК-СТРОЙ», а обслуживающей этот дом организации - ИП «Ким О. Р». Объяснили это тем, что имущество должно принадлежать объекту проверки, а с того момента, как ТОО сдало дом в эксплуатацию, компания им больше не владеет. Собственниками являются жильцы, а обслуживает дом - ИП.

21 мая департамент вынес предписание об устранении нарушений, в котором указано, что лестницы внутри всех подъездов должны дублироваться пандусами или иными средствами подъема. Также ИП обязали снизить высоту порогов согласно нормативам, чтобы могла проехать коляска. Срок исполнения - до 1 сентября 2018 года.

ИП «Ким О. Р.» обратилось в суд, чтобы обжаловать предписание, так как предприниматель «не является правообладателем этого дома и не несет ответственности за элементы благоустройства, а только обслуживает».

Аслан Дабылов участвовал в процессе и выступал в поддержку департамента

Суд прошел 30 июля. Предписание департамента признали незаконным и посоветовали обращаться за решением проблемы к застройщику, как того и требовал в своем заявлении Дабылов. Судья Гульжаухар Жараспаева подчеркнула, что в договоре жильцов дома с ИП «Ким О. Р.» нет ни слова об обязанности обслуживать подъемник.

Представитель ИП Михаил Федяшин и вовсе заявил, что «человек не может просить о проверке, не являясь жителем этого дома». Хотя в законе не оговорено, где именно должен жить колясочник, чтобы иметь доступ куда-либо.

Несмотря на решение суда, представитель департамента соцзащиты Арман СМАГУЛОВ действия своего ведомства неправомерными не считает.

- Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов, те лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на объекте, обязаны там создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа ко всей инфраструктуре, - отметил он в суде.

 Период гарантии

В «БК-СТРОЙ» решение суда прокомментировали так: обслуживание подъемника в их обязанности не входит.

- Оборудование было установлено, сдано, дальше его эксплуатирует обслуживающая организация, то есть ПКСК, а не застройщик, - сообщил «НГ» главный инженер «БК-СТРОЙ» Валерий ПОЛЕШКО. - Мы несем гарантийные обязательства, но, если поломка произошла из-за неправильной эксплуатации, это вопросы к обслуживающей компании.

Директор ИП «Ким О. Р.» Наталья МАСЛОВА в свою очередь заявила: подъемник приобретен застройщиком, который заключил договор с рудненской фирмой на обслуживание оборудования. До тех пор, пока не истечет гарантийный срок, то есть до 20 декабря 2018 года, компания несет обязанности перед застройщиком.

- После этой даты обязанность следить за состоянием подъемника перейдет к нам, - пояснила Маслова. - Мы заключим договор с другой фирмой по обслуживанию механизма, так как нынешняя очень слабо реагирует на вызовы. Выберем костанайскую, потому что так удобнее.

Суд признал предписание департамента соцзащиты к ИП «Ким О. Р.» незаконным

Выходит, что до конца года следить за качеством работы подъемника должен все-таки застройщик. Именно к нему намерен после суда обратиться Аслан Дабылов. Сначала лично, а если это не поможет, то уже через департамент соцзащиты.

31 июля «НГ» позвонила в рудненскую фирму, обслуживающую подъемник. Как нам ответили, работает в ней всего один человек - Валихан Исмагулов. Он заверил, что недавно выезжал по адресу, ремонтировал механизм, и все работает.

Подъемник сильно шумит. 30 июля он еще работал, а 31-го - уже нет

В тот же день Аслан Дабылов сообщил, что подъемник снова сломался.

 Где искать решение?

Согласно закону, возможность зайти в каждый жилой дом должна быть у любого инвалида. Но, как выяснилось, государственного контроля в сфере доступности жилья для инвалидов нет.

- С прошлого года процесс ввода в эксплуатацию многоквартирных домов упростили, - прокомментировала «НГ» специалист управления государственного архитектурно-строительного контроля Алия ЖАНБАТЫРОВА. - Мы лишь смотрим документы на соответствие проекту, изучаем заключение авторского и технического надзоров. На место мы выезжаем только при строительстве объектов соцкультбыта и проверяем их на доступность, а в случае жилых домов вся ответственность лежит на участниках строительства.

Другой путь создания безбарьерной среды (не с помощью подъемников, а лифтов) выбрали застройщики микрорайона Аэропорт. В подъезд на коляске можно заехать по пандусу, а на нужный этаж довезет лифт, установленный на уровне входа в подъезд. Препятствием могут стать только пороги входных дверей.

Во дворе дома № 13 мы встретили колясочника Сергея ПАКА, который живет на 8-м этаже.

Колясочник Сергей Пак свободно пользуется лифтом в доме № 13 микрорайона Аэропорт

- Я без проблем могу сам выйти из квартиры, спуститься на 1-й этаж, попасть на улицу, - рассказал он. - Здесь пандусы удобные, пороги невысокие. У нас балкон узкий, туда коляска не заезжает, поэтому курить я спускаюсь на улицу.

Лифтом обеспечены дома №№ 13 «А», 13 «Б», 13 «В», 35, 36... Это только те, что мы обошли. В строящихся домах тоже предусмотрены лифты.

Арысбек Рахметалин к застройщику не обращался, поэтому в его подъезде подъемника нет

Как показывает практика, чтобы добиться желаемого, нужно звонить во все колокола, иначе можно остаться ни с чем. Когда колясочник Арысбек Рахметалин вместе с женой в прошлом году заселялся в новую квартиру в доме № 225 по ул. Гагарина в микрорайоне Алтын Арман, о своих особых потребностях в ТОО «БК-СТРОЙ», он не сообщил. Поэтому выйти на улицу со второго этажа ему удается только с помощью соседей. Подъемника в подъезде нет. Возможно, теперь о своих правах застройщику заявит и семья Рахметалиных.

 Фото Николая СОЛОВЬЕВА


  • Рейтинг: 5.00
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Рейтинг: 5.00 (голосов 12)


Рейтинг статей
Версия для печати
Отправить по почте
Перейти к последним новостям



Материалы номера

Комментарии к статье
Вы не можете отправить комментарий анонимно,
пожалуйста зарегистрируйтесь.



Авторизация

Реклама
  
 

"Нужные деньги"
 
Номер КИВИ-кошелька: 87022672972
 
Номер карты Kaspi-gold: 5169 4931 6818 4102
 
Сейчас на сайте
Гостей: 62
Пользователей: 2
Всего: 64

Вы гость здесь
^ Наверх