Лифт выше не поднимется

Галина КАТКОВА

Российская компания ушла из проекта, который планировала реализовать в индустриальной зоне Костаная

В июле ТОО «VEK Qazaqstan» должно было начать там производство пассажирских лифтов. Это был один из первых проектов, связанных с индустриальной зоной. Сборочный цех строился одновременно с возведением ее административно-бытового комплекса. На открытии зоны прошла и презентация совместного с РФ предприятия. И вот все завершилось, толком не начавшись.

Сверившись с графиком, по которому «НГ» традиционно мониторит громкие инвестиционные проекты, мы сделали запрос в управление предпринимательства.

И получили ответ: «Согласно ранее достигнутым договоренностям между ООО «Завод ВЕК»  (Российская Федерация) и АО «СПК «Тобол», в первом полугодии 2018 года планировалось запустить производство лифтового оборудования на территории индустриальной зоны в Костанае. Однако, в связи с финансовыми затруднениями, инвестор отказался от реализации проекта».

Напомним, группа компаний «ВЕК» из Екатеринбурга намеревалась запустить в Костанае производство мощностью 1,5 тыс. лифтов в год. Объем инвестиций на ближайшие пять лет российской стороной планировался в сумме 850 млн рублей. Как говорил костанайским журналистам в декабре 2017 года генеральный директор ГК «ВЕК» Михаил МОЛОЧНИКОВ, потребность только казахстанского рынка ими оценивается в 5 тыс. лифтов, а предприятие рассчитывает сбывать свою продукцию и в некоторые регионы РФ. Инвестора устраивали условия ведения бизнеса в Казахстане - отношение местной исполнительной власти, более дешевая рабочая сила, налоговый режим и преференции, которые появятся при получении индустриальной зоной статуса специальной. Предприятие должно было вводиться в строй двумя очередями - в 2018-м  и 2019 году, уровень казахстанской локализации был обещан около 60%. Планы выглядели реалистичными, информация о том, что «ВЕК» выдвигается в Казахстан, публиковалась в деловой российской прессе. В ней же, впрочем, сообщалось и о проблемах, которые испытывает компания. По версии, например, издания «Ъ-Урал», она не вписалась в государственную программу обновления лифтов, руководство Свердловской области предпочло закупить их у другого поставщика. Кроме того, в начале 2018 года дочернему предприятию ГК «ВЕК» - ООО «Торговый дом «Век» - был предъявлен банкротный иск одной из строительных компаний региона. И он был не первым.

Сборочный цех в индустриальной зоне ждет новых инвесторов / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

С СПК «Тобол» россияне создали совместное предприятие, доля участия в нем костанайской стороны - 9%. Однако все это в прошлом. Зарегистрированное ТОО, скорее всего, будет ликвидировано. Уточнить информацию в СПК устно нам не удалось, там, как всегда, работают только по письменным запросам.

- Инвестор ушел, но здание сборочного цеха строила наша сторона - местная костанайская компания, земельный участок предприятию не выделяли, - пояснил заместитель руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Талгат МАЙШИН. - Цех - универсально-сборочный, то есть его могут занять другие производства.

Есть информация, что после недавнего визита делегации Костанайской области в Свердловскую, появились новые потенциальные инвесторы. 

«НГ» поинтересовалась также ситуацией на Рудненском цементном заводе, который также должен быть уже введен в строй действующих.

- На текущий момент завершены строительно-монтажные работы. Для запуска завода 20 июня создана приемочная комиссия, в ходе работы которой были выявлены замечания. В том числе и со стороны авторского надзора. Они устраняются, - сообщил Майшин. - Параллельно ведутся пусконаладочные работы.

Предприятие также ставило вопрос о строительстве железнодорожного тупика. Он строится за государственные деньги. Из бюджета области выделено 60,7 млн тенге, на недостающие 530 млн тенге направлена заявка в министерство национальной экономики. Сейчас, пояснили в управлении, определен подрядчик, ведется отсыпка железнодорожного полотна. Работа идет, но на пике строительного сезона собственного цемента в Костанайской области нет. Завод строится с мая 2012 года.