Астана - пионер, регионам пример

Галина КАТКОВА

Что полезного для бизнеса из столичного опыта может прижиться в Костанае

Астанинские чиновники транслируют его сейчас в поездках по регионам. Собственно, и миссия, возложенная на столицу президентом, - стать «умным», цифровым городом с высоким качеством жизни - ориентирована на это. Недаром один из участников недавнего круглого стола по вопросам межрегионального сотрудничества столицы и Костанайской области сказал: «Мы наработали большой опыт в плане того, как надо делать, еще больший - как делать не надо, надеемся, то и другое будет полезным для вас».

Представители акиматов Астаны и Костанайской области подписали несколько меморандумов

Столица предпринимателей

Одна из самых интересных новостей на этом мероприятии была о темпах роста бизнеса в столице и направлениях этого роста.

- За 20 лет в Астану было привлечено 8 трлн тенге инвестиций. Если говорить о структуре, то, например, в прошлом году 20% составили иностранные инвестиции. А главный инвестор в городе - это малые предприятия, их доля 75%. В Астане растут сектора, которые не зависят от государственного управления: туризм, инфокоммуникационные технологии, обрабатывающая промышленность. Столица из города госслужащих превратилась в город предпринимателей, - заявил руководитель управления по инвестициям и развитию предпринимательства акимата Астаны Алишер АБДЫКАДЫРОВ. - Мы провели анализ. Получилось, что промышленность в валовом региональном продукте Астаны занимает всего 5%, это в 5 раз ниже, чем, например, в Костанайской области. Опыт Сингапура, Дубая, Москвы показывает, что для устойчивого развития доля промышленности должна быть не меньше 10%. То есть нам надо ее удвоить, но именно за счет компактных производств. Создана вторая СЭЗ «Астана технополис», которая должна предоставлять инвестору абсолютно готовые площадки для работы по 6 000 кв. метров. Приоритет - инновационным технологиям. Не надо самому ничего строить, то есть заниматься сначала согласованиями проектов, а затем СМР. Включил вилку в розетку и пошел работать.

С этой точки зрения астанчане положительно оценили перспективы индустриальной зоны в Костанае, которая организуется по такому же принципу.  Пообещали даже делиться лишними инвесторами. Дескать, в Астане спрос на производственные площадки огромный, зону в Костанае они посетили, специализацию ее уяснили и пришли к выводу, что им есть куда направлять людей с деньгами.

СПК не женится, зато...

В Астане целых две социально-предпринимательских корпорации. Одна недавно созданная, другая действует столько же, сколько и костанайская. Но по-другому, во всяком случае, разница существенная. В отличие от коллег в регионах, СПК «Астана» не работает с недропользователями. Ее единственный актив, зато какой ценный, - столичная земля. Когда СПК создает для поддержки бизнеса совместные предприятия, входит туда именно землей в пересчете на долевое участие.

- Наши 9%, жениться на бизнесе мы не собираемся, просто работаем вместе в течение трех лет, получая на свои проценты дивиденды, - рассказывал первый заместитель председателя правления СПК «Астана» Бауржан КАНКИН, - выходим из дела, продавая владельцу бизнеса землю по рыночной стоимости.

Что интересно, землей в городе распоряжается именно СПК, по принципу «одного окна».

Еще корпорация берет в доверительное управление объекты, показывая, как их можно коммерциализовать.

- В Астане строят спортивные и культурные объекты, которые, к сожалению, становятся для города пассивом, - отметил Канкин. - Мы взяли в управление спорткомплексы «Казахстан» и «Барыс». За последние 2-3 месяца провели там более 10 массовых мероприятий, привозили туда группы «ДДТ», «Ленинград». Гастролеры платят нам комиссии за использование этих объектов, мы оптимизируем расходы на них.

Единая служба такси в столице - тоже проект СПК, называемый там неформальным государственно-частным партнерством. Корпорация выступает в таких связующим звеном между бизнесом и исполнительной властью.

- Перед ЕХРО город запланировал 7,2 млрд тенге потратить на закуп муниципальных такси. Но СПК совместно с инвесторами пришла к другой модели, - рассказывал Бауржан Канкин, - бизнес самостоятельно закупает автомобили. Что предложил за это город? Бас-лайн, то есть возможность ездить по автобусной линии, это большое преимущество при транспортной загрузке. Мы предложили льготное финансирование по ДКБ-2020. Провели переговоры с производителями машин, предложили  давать скидку до 12%, если берут машины для работы такси. Взамен всего этого попросили, чтобы все таксомоторные компании вошли в единый бренд «Астана такси». Сейчас под ним работает 12 компаний. Единый бренд, единый колл-центр и единый тариф. Экономия бюджета на этом проекте составила 2,2 млрд тенге.

СПК реализует также программу «1000 мест», намереваясь цивилизовать уличную торговлю в столице. Места под павильоны востребованы настолько, что нередко участки земли продают с аукциона.

Не страны, а города

«Smart Астана» - это глобальный проект, опыт реализации которого должны перенимать регионы. Цифровизация - наше все. Считается, что самыми активными в этом деле являются Костанай и Павлодар. Участники круглого стола из Астаны довольно просто объяснили суть процесса, которая уже стала теряться под ворохами рапортов про «быстрые победы» и «умные коровники». Цифровизация позволяет сделать, например, систему управления городским хозяйством почти саморегулирующейся. «Цифра» приходит ради того, чтобы эффективно обрабатывать потоки информации, сразу видеть слабые места и благодаря программным алгоритмам в кратчайшие сроки решать проблемы. И при этом пользоваться всеми смарт-сервисами горожанам, предпринимателям в том числе, должно быть просто и удобно, на это особо обращали внимание столичные чиновники. Главное в концепции «Smart Астана» - обеспечение комфортной жизненной среды в городе, способствующей здоровому развитию.

- Мы живем в эпоху самой быстрой урбанизации за всю историю человечества, - сказал Алишер Абдыкадыров, - уже сейчас конкуренция больше идет не между странами, а между городами. Между ними идет борьба за инвестиции, за таланты, за предпринимателей, за туристов. Это должно быть руководством к действию.

По примеру Астаны в Костанае в этом году будут устанавливать единообразные павильоны для уличной торговли. Акимат выделяет 20 земельных участков, СПК предоставляет павильоны. Аким Костанайской области заинтересовался информацией о закупе автомобилей службой такси, установкой на принципах «неформального ГЧП» теплых остановок.

Кроме того, представители областных управлений, акимата Костаная подписали с коллегами из Астаны несколько меморандумов о сотрудничестве.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА