Кондитер, художник и скульптор…

Татьяна НАЗАРУК

Чтобы заниматься мыловарением, нужно обладать навыками всех трех профессий

Расплавить основу, добавить цвет, запах, залить в форму - это краткое и простое описание, как варить мыло в домашних условиях. Но если подойти к делу с интересом и креативом, процесс мыловарения превращается в создание кулинарного шедевра, картины и даже скульптуры.

Александра Шеда занимается мыловарением уже полтора года

Секреты этого ремесла «НГ» раскрыла жительница Костаная Александра ШЕДА. Она рассказала, почему домашнее мыло в разы мягче производственного, как оно может стать главным средством для ухода за кожей и сколько сил тратится на изготовление одного небольшого брусочка.

С мыловарением Саша впервые познакомилась полтора года назад. Для нее заниматься творчеством не в новинку: девушка отлично рисует, три года проработала в скульптурной мастерской, дружит со многими видами рукоделия. Так что искусство варить мыло органично вписалось в ее вечно ищущую себя натуру.

- Пришла я к этому смешно, на самом деле из зависти, - вспоминает Александра. - Знакомая начала варить, и я подумала: «Хм, я тоже хочу, надо ее переплюнуть». Потом мне это понравилось, я втянулась, стали поступать заказы. Несколько месяцев плотно занималась - варила с утра до ночи.

Мыло в форме цветочного чизкейка больше напоминает пирожное

Во время процесса варки, рассказывает Саша, она чувствует себя химиком. Для человека, который с этим школьным предметом никогда не находился даже в приятельских отношениях, правила смешения разных компонентов и физические свойства веществ теперь - не пустые слова, а основа для творчества.

- Мыло я варю на паровой бане, постоянно капаю масла, добавляю цвет, - рассказывает мастерица. - Вокруг на столе стоит еще куча разных баночек-скляночек. Чувствую себя в лаборатории.

Чтобы получать удовольствие от процесса, делится своим опытом Саша, нужно заранее управиться с домашними делами, дабы потом на них не отвлекаться, приготовить рабочее пространство, включить хорошую музыку - и вперед!

Не менее важно создать творческую атмосферу. Хотя она возникает в любом случае, когда на столе - десяток пузырьков с аромамаслами, засушенные бутоны для декорирования мыла, блестки, красители...

Процесс варки начинается с паровой бани: в глубокую чашку кладут порезанные кусочки мыльной основы и доводят их до жидкого состояния. Затем, используя разные формы, пищевые красители и отдушки, из мыльной массы получают цельный кусочек натурального мыла.

В наборе мыловара - десятки отдушек, масел, красителей и материалов для декора

- Плюс к этому я всегда добавляю различные компоненты, которые придают скрабирующий эффект, - отмечает Саша. - Это мак, овсяные хлопья, кокосовая стружка, мед. Для того чтобы кожу не сушило, добавляют глицерин, миндальное, кокосовое молочко, растительные масла. Все натуральное.

Для получения более интересных экземпляров делают мыло слоями: заливают сначала один, дают застынуть, затем процарапывают его ножом, чтобы обеспечить сцепление со следующим слоем, и добавляют сверху другой. Цвет слоя может быть прозрачным и плотным. Чем больше в основу для слоя добавляют диоксида титана или белил, тем цвет будет плотнее.

В качестве формы для будущего апельсина мастерица взяла обычный пластиковый стакан

Важный элемент приготовления мыла - все время пользоваться спиртом. Он и дезинфицирует поверхность, и делает ее гладкой еще на стадии варки, убирая появляющиеся пузырьки.

- В магазине я взяла несколько экземпляров маленьких цветов, которые в мыле будут смотреться не громоздко и после высыхания не теряют цвет, - рассказала Саша. - Когда ты заливаешь в форму жидкое горячее мыло, у тебя всего около 10 секунд, чтобы впаять туда, что хочешь - цветочки или рисунки. Для последнего есть водорастворимая бумага. Но вместо нее можно использовать более дешевый и легкодоступный вариант - трехслойные салфетки с рисунками. Отделяешь два нижних слоя, оставляешь верхний, самый тонкий, вырезаешь нужную картинку. Она легко растворяется в воде, безвредная, не окрашивает.

Домашнее мыло гораздо мягче магазинного, потому что здесь нет никаких консервантов. Это можно почувствовать уже при мытье рук. При заводском производстве основу смешивают с добавками, которые делают мыло тверже, от этого оно служит дольше. В этом плане изделие-хендмейд закончится гораздо быстрее, зато позаботится о коже лучше.

Можно залить в отверстия мыльную основу плотного белого цвета и получить эффект прожилок

- У меня была клиентка, которая регулярно заказывала для себя мыло, - привела пример Саша. - Она просила добавлять много глицерина, сделать мыло жирным, чтобы бороться с сухостью кожи. И это действительно помогает. Таким мылом можно даже умывать лицо, оно очень щадящее. Но есть в домашнем мыле еще один минус - быстро выветривающийся запах. Я и так аромамасла всегда добавляю в последнюю очередь, потому что в процессе варки запах быстро улетучивается, но он все равно потом долго не держится.

Специально для «НГ» Александра сварила несколько кусочков мыла в форме долек мандарина. Оно очень сладко пахло цитрусом и напоминало, скорее, мармелад. Чтобы сделать прожилки, Саша не до конца разрезала застывшую заготовку и залила в получившиеся отверстия белую основу. Для кожуры тоже понадобились дополнительный материал и формочка. А для придания мылу идеальных параметров, гладкости и ровности потом еще долго пришлось работать ножом. Здесь как раз пригодились навыки скульптора. В итоге на несколько мандариновых долек Саша потратила около 3 часов. Но это того стоит, говорит мастерица, потому что у такого мыла есть душа.

 Из застывшей массы в форме стакана можно сделать несколько долек, предварительно их выровняв ножом

Фото Дмитрия ДРАГАНА