Общественный транспорт: конфликт интересов

5 января. Костанай. Остановка «Дворец пионеров» (6205) 12.00. Автобуса ждет больше 30-ти пассажиров

Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz
Станислав НАМ, nam@ng.kz
Арина НЕПРЕМЕНОВА, ng@ng.kz

В Костанайской области повысилась стоимость проезда в автобусах

С 18 января платить за проезд в общественном транспорте жители Костаная будут на 5 тенге больше. В Рудном платят дороже на 10 тенге уже с 7 января . Увеличения стоимости перевозчики добивались последние полгода. За это время рудненские водители успели заявить о забастовке и доказать городу, что даже простое сокращение числа машин на линиях парализует Рудный. Костанайские автобусники расклеили объявления о повышении цены за проезд до 40 тенге, не дожидаясь решения властей. Перевозчики не скрывают, что это была своеобразная акция протеста на игнорирование чиновниками многочисленных заявок на увеличение стоимости пассажирских перевозок. Проезд все-таки подорожал, но какой ценой и кто выиграл в конечном итоге?

Искусственный «час пик»

В Костанае цена на проезд менялась последний раз в феврале 2006 года. Осенью 2007-го, после тотального взлета цен на все, перевозчики заговорили о повышении стоимости. Накануне нового года пассажиры почти во всех автобусах Костаная грустно констатировали, глядя на расклеенные объявления: с 5 января 2008 года будем вместо привычных 30 тенге платить 40.

Специалист по транспорту ГУ «Отдел ЖКХ пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Валерий Рымарев заявил «НГ», что объявления были развешены самовольно, без разрешения городского акимата. Их потребовали снять. И тогда часть рейсовых маршрутов не вышла в минувшие выходные на линии. 5 января костанайцы восприняли как один сплошной, плотно забытый ими час пик. Наиболее популярные маршруты обслуживались так скупо, что уже к середине дня таксисты-бордюрщики плотно обступили автобусные остановки: люди выгнуждены были пользоваться их услугами.

Что же заставило перевозчиков принимать столь радикальные меры?

- 30 тенге, которые платили за проезд костанайцы, даже на зарплату сотрудникам и оплату топлива хватает лишь частично, - уверяет директор ТОО «Жарык Жол-1» Виктор МУЩИНСКИЙ (маршруты №№24, 27), - как минимум нужно 40 тенге, а в идеале 50. Тогда я смогу зарабатывать нормально и не буду нуждаться в дотациях из бюджета. 5 тенге, которые нам с таким скрипом добавили, наши проблемы не решат.

Мущинский в минувшие выходные выпустил на линию лишь четвертую часть своего транспорта.

- У меня 40 автобусов, на выходные ездило 10, - рассказал перевозчик, - они принесли мне хорошую прибыль за счет того, что людей было много и автобусы ходили полные. Сейчас у нас тоже остается один выход - сократить число машин на линии.

- У нас на линии работает обычно 16 автобусов, сегодня вышло 3, - рассказал водитель автобуса маршрута №3 Николай МАТРАХОВ (разговор происходил 5 января около 14.00 - «НГ»), - распоряжение руководства. Я вообще за то, чтобы цены не поднимать, но при этом поднять зарплату и пенсию.

В Рудном уступили

С 7 января в Рудном дорога от дома до работы обходится пассажиру в 30 тенге, против прежних 20. Стоимость поездки в промзону будет стоить 35 тенге. Последнее повышение оплаты за проезд в Рудном было в 2005-м году. Автобусников можно поздравить с победой, а горожан - с началом нового сезона роста цен.

Когда в декабре часть автобусов не вышла на линию, официальной реакции на это событие со стороны городских властей не последовало. Не было ее и после общего собрания водителей, прошедшего в концертном зале центра досуга «Орбита». Однако акимат Рудного полностью удовлетворил потребности водителей, увеличив стоимость проезда на запрашиваемые 10 тенге. Власть сделала и еще одну уступку, правда, не за свой счет, а за счет пассажиров. Отменен льготный проезд для студентов Рудненского индустриального института. Теперь они будут платить те же 30 тенге, а не в два раза меньше, как было раньше.

Итогом собрания стало вступление 200 водителей в рудненское общество защиты прав автомобилистов «Форверс».

- Наше общество создалось в августе 2007 года. Впервые мы собираемся защищать интересы водителей на предстоящем в феврале тендере по распределению маршрутов, - говорит председатель «Форверса» Олег БАРВИНА. - Возможно, что нам удастся изменить положение рудненских водителей на еще более выгодное.

Чужой опыт

8 января в ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» было официально заявлено, что с 18 января в автобусах стоимость проезда повысится до 35 тенге, в микроавтобусах - до 40 тенге. Пенсионеры будут платить 25 тенге за одну поездку на всех видах общественного транспорта. Проводивший пресс-конференцию специалист по транспорту ГУ «Отдел ЖКХ пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Валерий РЫМАРЕВ отказался комментировать субботнюю акцию автобусников.

Он заявил, что постановление о повышении цен было подписано 24 декабря 2007 года, но до фирм-перевозчиков его довели только после Нового года. Настроение, что ли, отцы города людям не захотели испортить до праздников? Так ведь все равно 5 января оно было испорчено.

Рымарев уверяет, что с распадом Союза вышло специальное постановление о разгосударствлении транспортной отрасли. Все автобусы перешли в частные руки, а помогать бизнесменам из бюджета нереально. Что интересно, в Караганде и Актобе часть расходов перевозчиков берет на себя городской бюджет. И при этом все законно.

По нашим данным, в Актобе, где на 50 000 жителей больше, чем в Костанае, стоимость проезда в автобусах 25 тенге. Весь транспорт - около 400-450 единиц - сосредоточен в руках одного частника и выходит на линию ежедневно.

- Определенную сумму бюджет перечисляет нам ежемесячно, - рассказал «НГ» директор ТОО «Автопарк Актюбинска» Ербол АДИЛОВ. - Хотя на ГСМ сейчас сумасшедшая цена, поэтому не знаю, как долго мы еще будем возить по 25 тенге. Эта цена у нас держится с марта 2006 года.

В Караганде городской бюджет дотирует те фирмы-перевозчики, которые обслуживают линии автобусами вместительностью свыше 100 человек.

- Стоимость проезда у нас 30 тенге, бюджет дотирует то, что перевозчики тратят свыше этой суммы, - рассказал «НГ» главный специалист ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Караганды» Арман ЖУМЕКЕНОВ. - Но автобусные фирмы требуют сейчас увеличить дотации.

Несколько лет назад один из журналистов «НГ» побывал в американском городе Линкольне (население около 200 тысяч человек). У них общественный транспорт находится в муниципальной собственности. В транспортном предприятии 56 автобусов и 9 микроавтобусов. В среднем на каждую транспортную единицу в день приходится около 67 поездок. Годовой бюджет предприятия составляет $6,7 миллиона, билет стоит 86 центов, для школьников - 50 центов, для пожилых людей - 40 центов. Причем билет можно использовать для поездки в этот день на нескольких маршрутах. У детей до 4 лет проезд бесплатный. Широко практикуются месячные проездные билеты, которые работодатели закупают для своих работников. Средства на развитие (в основном, на обновление автопарка) получают из бюджетов города, штата, иногда - и федерального.

Очередная подачка?

Если представить себе дотации государства маслом, а прибыль от пассажиров - хлебом, то выходит, актюбинские и карагандинские перевозчики недовольны размером куска масла. Наши обходятся одним хлебом. Акимат Костаная не приветствует идею смазать бутерброд перевозчикам. Впрочем, и пайка хлеба урезается также нещадно. И пока так будет продолжаться, от очередного повышения цен все будут только проигрывать. Пассажиры - потому что ощутят очередной удар по кошельку, перевозчики - потому что повышение не покроет их расходов, власти - потому что будут вынуждены повышать цены, тем самым вызывая недовольство людей. Получается, что власти Костаная просто уходят от проблем, сталкивая лбом перевозчиков и пассажиров. Минувшие выходные тому наглядный пример.

При этом игра идет втемную, как для водителей, так и для пассажиров. 4 января этого года Валерий Рымарев рассказывал корреспондентам «НГ», что новые цены еще не утверждены, и какими они будут - неизвестно. Тогда же представители компании «TTS» говорили, что речь шла о повышении до 40 тенге давным-давно. А 8 января на пресс-конференции Рымарев заявил, что постановление о повышение стоимости проезда до 35 тенге было подписано еще 24 декабря, но об этом не сообщалось перевозчикам.

- Нас просто опустили, кинув как подачку - на 5 тенге больше. Это не решит ничьих проблем, - считает Виктор Мущинский, - лично я считаю, что дотации из бюджета не нужны. Просто пусть дадут нам право зарабатывать, исходя из реальной ситуации.

Костанайские чиновники же не делают пока ни того, ни другого. Впрочем, есть и еще одно мнение. Некоторые перевозчики утверждают, что в Костанае, наоборот, слишком много автобусов. И постоянная конкуренция приводит к тому, что поездки с минимальной нагрузкой пассажиров не окупаются. Старожилы транспортных рейсов уверяют, что в советское время Костанай обслуживали 180 автобусов, и их вполне хватало. Сейчас транспорта в городе около 400 единиц, поэтому и заработать на нем сложнее. Может быть, может быть. Только вот автобусы в советские времена частенько ждать приходилось слишком долго. Да и прогресс в этой отрасли связан с сокращением времени ожидания, а не с его увеличением. А вот о том, что полномерные автобусы, которыми искусственно выдавили с рынка перевозок юркие маршрутки, будут плохо окупаться, «НГ» писала еще в 2006 году. Увы, не ошиблась.

Справка

В случае, когда тарифы не покрывают затраты на перевозки, указанные в настоящем пункте, местные исполнительные органы возмещают перевозчику разницу между установленным тарифом и фактическими затратами на перевозки за счет средств соответствующего бюджета.

(Закон «Об автомобильном транспорте», ст. 19, пункт 1)

Фото Николая СОЛОВЬЕВА