Нажми на кнопку - получишь...

Артём МАРУСИЧ

Как корреспондент «НГ» пытался работать с Кабинетом налогоплательщика

Индивидуальные предприниматели в Казахстане обязаны регулярно предоставлять налоговую отчетность в электронном виде на сайте Комитета госдоходов Минфина РК salyk.kz. Делается это через Кабинет налогоплательщика. Теоретически, да и технически (если знать о всех подводных камнях) все делается в один клик. Проблема только в количестве этих камней.

Карикатура с сайта flickr.com

Пытаемся зайти на сайт

Главная страница кабинета встречает пользователей... заглушкой от браузеров, в которой сообщают об опасности этого сайта: «Ваше соединение не защищено», «Сabinet.salyk.kz использует недействительный сертификат безопасности», «К сертификату нет доверия, так как сертификат его издателя неизвестен».

Что на этом моменте должен, по мнению разработчиков «Кабинета налогоплательщика», сделать пользователь? Видимо, нажать на кнопку «Дополнительно» и добавить сертификат в исключение. Но тут браузер еще раз предупреждает: «Серьезные банки, магазины и другие публичные сайты не будут просить вас это делать». Предупреждающие надписи сопровождены восклицательным знаком на желтом фоне.

С такой надписи начинается формирование бюджета Казахстана

Все-таки добавляем сайт в исключение и встречаем предложение уже от разработчиков сайта: «Для работы в Кабинете налогоплательщика необходим плагин. После установки плагина вы сможете продолжить работу». То есть необходимо установить на свой компьютер дополнительную программу. Но и после этого продолжить работу можно не всегда.

Инструкция для врага

Перезапуск браузера и даже перезагрузка компьютера вам не помогут, если вы используете «не тот браузер». К примеру, зайти в кабинет через Mozilla Firefox у меня не получилось. Если начать разбираться в вопросе, бесплатная справочная 1414 отправит вас на межгород - к разработчикам ТОО «Inessoft». Автоответчик разработчика ответит, что «обращения впервые» рассматриваются только через электронную почту.

Не стоит бросать трубку, проявите терпение и вам сообщат, что о работе браузера можно узнать, нажав клавишу на телефоне. И голос на том конце добавит, что Google Chrome, «начиная с версии 45, не работает». Однако это не так - при написании этой статьи ее автор вошел в Кабинет налогоплательщика через Google Chrome версии 66. Дальше вам сообщат, что инструкцию по работе с приложением можно скачать на странице все того же кабинета. Но не торопитесь слепо следовать тому, что в ней написано. Это чревато потерей персональных данных.

В инструкции написано, что браузеры Google Chrome и Mozilla Firefox - в числе рекомендованных, причем без всяких исключений (это противоречит тому, что мы услышали от автоответчика). Зато мы узнаем о другом исключении - нельзя использовать Internet Explorer до 9-й версии.

Еще в инструкции рассказано, что делать, если программа не работает в браузере Mozilla Firefox: «Необходимо удалить профиль пользователя». Если следовать этому совету, вы удалите все персональные данные - пароли, автозаполнения, истории браузера, его закладки и т. д. Удалятся и все настройки.

Понятно, что к инструкции прибегают не очень опытные пользователи ПК. Как можно на государственном сайте подкладывать гражданам такую свинью? Ну спасибо хоть, что не форматирование жестких дисков предлагаете.

И только в ответе от разработчика, пришедшем на почтовый ящик, содержался еще один совет, который при упорстве может привести пользователя к успеху: «Проверьте работоспособность плагина КНП в других браузерах».

Поздравляю! Мы залогинились!

Точнее, если мы имеем электронный ключ и пароль от него, то можем попытаться войти в Кабинет налогоплательщика. Но зачастую, особенно в конце месяца, сайт просто выкидывает пользователя с сайта. Судя по всему, не справляется с нагрузкой. Из-за этого даже попытка войти в кабинет (залогиниться) или заполнение самой простейшей формы могут занять весь день или всю ночь.

Скриншот с сайта salyk.kz

Например, 14 мая, за несколько часов до конца рабочего дня, мы не смогли загрузить налоговые заявления, чтобы описать процесс работы с кабинетом. 16 мая в браузере Opera не получилось добавить форму на «Расчет стоимости патента» за 2018 год. Меню не открывалось. Помогло использование нерабочего, по словам автоответчика, браузера Google Chrome 66-й версии.

Когда все же получится зайти в кабинет и открыть необходимую форму, неожиданности на этом не заканчиваются. Формы зачастую меняются, в них то появляются строки, то исчезают. В 2018 году при расчете патента для ИП появилась строчка «БИН аппарата акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов». А в середине 2017 года - строчка с медицинским страхованием. Налогоплательщикам в таких случаях нужно отложить заполнение формы и бежать в банк - узнавать коды для уплаты нового сбора.

Причем некоторые банки в прошлом году начали принимать платежи за медстрахование практически в тот же день, когда они должны быть уплачены. Из-за чего у многих ИП образовалась пеня, которая нигде не отображалась. Например, автор этой статьи узнал о своей задолженности при попытке приостановить деятельность ИП осенью 2017 года. Тогда не удалось осуществить задуманное из-за пени 0,67 тенге. Пришлось поехать в банк, заплатить 500 тенге комиссии, и только после этого продолжать борьбу с личным кабинетом.

Информативность кабинета и его дружелюбность по отношению к пользователю - отдельная тема. Зачастую узнать, куда нажимать, можно только от человека, которому об этом уже рассказал кто-то другой. Все сделано настолько нелогично, что через год уже не в силах вспомнить эти извилистые тропинки. Взять те же самые списки форм. Удивительно, но, чтобы формы появились в списке, их нужно отдельно добавить. Это как если бы на сайте онлайн-магазина раздел со смартфонами или отдельные модели появлялись в списке только после того, как вы добавите то, что вам нужно, из другого списка.

К сожалению, столкнуться с этим предстоит любому ИП, если в штате нет бухгалтера. Парикмахерам, водителям, фотографам - всем. А несвоевременное предоставление налоговой отчетности влечет штрафы, которые измеряются десятками МРП и кучей времени, проведенного в управлении госдоходов и банках.

Но, если вы успешно отправили налоговую отчетность или заявление, это еще не значит, что ваши страдания закончились. Узнать, прошло ли ваше заявление, и прочитать решение - не менее важно.

Когда эта статья была подготовлена к печати, 16 мая, в 10.25, вход в Кабинет налогоплательщика стал недоступен во всех браузерах. Видимо, сайт снова упал.