Рубрики газеты
Форум
Vital
Министерство информации и коммуникаций РК прокомментировало ситуацию с блокировкой сайта "Нашей Газеты"
Специально захожу , периодически на Алау и кн. Капец. Тишина. Нету солидарности не какой у журналистов. Да уж...
17.11.18 16:39
Серый волк
IQ Костаная пока не выше среднего
Валентин: На мой взгляд очевидно, что такая задача и не стоит :) О ДА! На улицах Кокостаная стоит совсем другая задача. Если в относительно коррумпированных странах светодиодное уличное...
17.11.18 16:33
Серый волк
Министерство информации и коммуникаций РК прокомментировало ситуацию с блокировкой сайта "Нашей Газеты"
maxsaf: а еще Lada.kz matrica.kz informburo.kz Адил соз. А местные, кажется, так и молчат Местные лакейски смотрят снизу на пожелания хозяина, виляя пудельскими хвостиками. :lol: ibb.co ...
17.11.18 15:59
Серый волк
Министерство информации и коммуникаций РК прокомментировало ситуацию с блокировкой сайта "Нашей Газеты"
alex_60: надо в акимат области запрос. лично акиму области. почему отключили областное сми. пусть даст ответ по существу, а не отписку. Так он наверное прочитать об этом совсем не может....
17.11.18 15:35
maxsaf
IQ Костаная пока не выше среднего
Щас набегут сами знаете кто, и разнесут нашу теорию заговора в пух и прах ))). Вместе с остатками сайта :-o :lol:
17.11.18 14:51
Перейти в форум »
 
 
Быстрее не бывает
 
 

Бить фашистов учили в небе Кустаная

Евгений ШИБАРШИН

Несколько историй о погибших курсантах Сталинградской авиашколы

9 мая тысячи костанайцев пойдут в парк Победы с цветами к мемориалу землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной. Есть в этом парке и другое примечательное место - мраморная плита с фамилиями курсантов Сталинградской школы пилотов, разбившихся во время учебных полетов на местных аэродромах в 1942-1945 годах. Долгое время сведения об этом училище были закрытыми. После их рассекречивания костанайские краеведы узнали много интересного. Однако в этой информации до сих пор не хватает живых рассказов реальных свидетелей тех событий. С некоторыми из них корреспонденту «НГ» удалось встретиться в разные годы.

Офицеры Сталинградского авиаучилища на аэродроме возле п. Затобольск. Весна 1945 года / Фото из фонда областного музея

На могиле - лопасть от винта

…Истребитель И-16, взлетевший с аэродрома в Федоровке, вошел в зону учебных полетов, выполнил несколько упражнений, и то ли пилот не углядел за скоростью, то ли еще что-то нештатное произошло, но самолет свалился в штопор и неумолимо пошел к земле.

В «ишаке» (так И-16 называли за норовистость и неприхотливость в обслуживании) летчики ценили высокую маневренность, но при этом знали, что этот самолет крайне не устойчив в полете и не прощает ошибок в управлении. Его склонность к сваливанию в штопор (снижение самолета по крутой нисходящей траектории с вращением - Е. Ш.) опытным летчикам была известна.

На таких самолетах И-16 учили летать на аэродроме в п. Федоровка и п. Озерный / Фото из семейного архива

Знал об этом, наверное, и курсант Михаил Троянов, который самостоятельно выполнял тот учебный полет. Но одно дело - знать, другое - уметь. Последнее к летчикам приходит с летным опытом. У Троянова было всего лишь 3 часа самостоятельных полетов. Что и сказалось.

В отличие от современных боевых самолетов, при тех скоростях необходимости в катапульте не было. В аварийных случаях летчик покидал кабину самостоятельно. В И-16 кабина была открытая. Пилота от набегающего воздушного потока закрывал только прозрачный козырек. Самолет продолжал беспомощно вращаться, земля стремительно приближалась, и Троянову ничего другого не оставалось, как воспользоваться парашютом. Но случилось неожиданное: купол, едва успев раскрыться, зацепился за хвостовую часть истребителя.

- Когда он решил прыгнуть, надо было вывалиться из кабины, оттолкнуться от самолета и потом раскрывать парашют, - вспоминает этот случай бывший курсант Сталинградской школы пилотов Иван Петрович РУДЕНКО. - А он только попу высунул из кабины и сразу дернул кольцо. Купол зацепился за киль. Самолет в это время сам вышел из штопора, под углом пошел к земле, а Троянов на стропах там болтался. Когда мы подъехали к месту падения, он лежал на спине. Рядом - самолет, парашют, стропы, а он лицом в обратную сторону. Ростом был высокий, но плотный, а тут коротким стал. Кости все побились. Только правая ключица вылезла. Летом же летали. Было жарко, надевали только трусы, майку и комбинезон, поэтому ключицу было видно.

Ивану Руденко 93 года, но он хорошо помнит, как погибли его товарищи во время учебных полетов в 1945 году / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

Это ЧП на аэродроме в Федоровке в то жаркое лето 1945 года было уже вторым по счету. В июне разбился курсант Михаил Резяпкин.

- Мы с ним уже самостоятельно летали, - рассказывает Руденко. - В тот день у него зона полета была возле озера у Банновки (название поселка - Е. Ш.), у меня - левее Федоровской железнодорожной станции. Это было на одной стороне железной дороги, поэтому я ему сказал: «Давай там встретимся». Он согласился и вылетел первым. Я по плановой таблице должен был за ним. Только к самолету подошел, ко мне - инструктор: «Я полечу с тобой, проверю». Что я скажу? Я в его подчинении. Мы там попилотировали, и он говорит: «Смотри на аэродром». А там полотнище выкладывают - знак общей посадки (мы тогда без радио летали). Самолеты стоят на старте, ни один не работает. Мы зашли на посадку, сели, спрашиваем: «Что случилось?» Нам говорят: «Резяпкин разбился».

Курсант Сталинградской школы пилотов Иван Руденко. 1942 год / Фото из семейного архива

Какой вывод тогда сделала комиссия, разбиравшаяся в причинах катастрофы, нам неизвестно. Сегодня Иван Петрович вспоминает, что перед Резяпкиным на этом самолете летал пилот двухметрового роста, которому сиденье нужно опускать до отказа. Резяпкин был поменьше и должен был сиденье подогнать под себя.

- Поскольку лямки были не затянуты, он при выполнении переворота мог зависнуть на ремнях, - считает Руденко. - Когда самолет делает переворот и идет в обратную сторону, нужно брать штурвал на себя. А раз летчик висит, это мешает. И он врезался в землю.

Обоих летчиков похоронили рядом на старом кладбище в Федоровке. Тогда был обычай - на могилах погибших пилотов ставить лопасть от самолетного винта с указанием фамилии, даты рождения и смерти.

Иван Руденко вместе с летной школой в 1946 году уехал в Новосибирск и в Кустанай вернулся только к 80-м годам. Попытался найти эти могилы, но лопасти куда-то пропали, а вместе с ними - и следы от захоронений. Не было этих фамилий и в списке погибших курсантов, который высечен на плите в парке Победы. Ветеран сделал запрос в архив Министерства обороны СССР, там факт гибели Резяпкина и Троянова официально подтвердили. Так на мраморной плите в парке Победы появились и их фамилии.

Памятник в парке Победы Костаная с именами курсантов, погибших во время обучения / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

Этот список, похоже, до сих пор неполный. Несколько лет назад я разговаривал с другим ветераном, служившим в те годы в Сталинградской школе пилотов. Валерий КРАМАРОВ еще до войны жил в Сталинграде, где и поступил в летную школу. Но пилотом не стал - начальство решило, что летчиков и без него хватает, чего не скажешь о механиках. В качестве авиамеханика школы он и прибыл в Кустанай. По его рассказам, авиакатастроф в Кустанае тогда было немало. Причины - разные.

- Старший лейтенант Таран, - вспоминал Валерий Николаевич, - попал в плохую погоду и потерял ориентировку. Упал с высоты 4 000 м в районе, где сейчас нефтебаза на ул. Гагарина. Самолет ушел в землю на 7 м. Летчик погиб. Другие теряли сознание в полете, потому что кормежка на первых порах была очень плохая. Тех, кто разбился в Кустанае, хоронили рядом в могиле, которая сейчас в парке Победы.

Не думаю, что память подвела ветерана, но в списке на мраморной доске фамилии Таран нет. Как нет имен и других пилотов, чьи останки покоятся в ныне безымянных могилах на старых местных кладбищах. Возможно, потому, что они никаких подвигов не совершали и погибали чаще по своему неумению, недоученности, из-за старой техники, на которой тогда приходилось учить их летному мастерству. К тому же та война - гигантский молох, который перемолол миллионы молодых жизней, после которых не осталось прямых потомков. А значит, на их могилы некому приходить.

Как обучали пилотов

Когда авиашколу эвакуировали из Сталинграда, в Кустанае не было ни места для занятий, ни аэродромов, не говоря уж о жилье. Иван Руденко приехал сюда в августе 1942 года и увидел город, в котором только одна улица была вымощена булыжниками, в ветреную летнюю погоду ее засыпало песком. Она тянулась от теперешней ТЭЦ до здания обувной фабрики на берегу Тобола и носила имя Ленина (сейчас - пр. Аль-Фараби).

- Город тогда занимал территорию от Наримановского до «зеленого» рынков, - вспоминает ветеран. - Между заводом, где выпускали порох (он был рядом с ТЭЦ), и вокзалом - пустырь. Мы жили в здании, где раньше был гастроном «Центральный» (теперь на этом месте - почтамт), учебные классы располагались в длинном кирпичном здании на территории теперешней школы им. Мауленова. Столовая находилась рядом - по Толстого, между нынешними улицами Алтынсарина и Абая. Я тогда впервые увидел здесь верблюдов, на которых, наверное, привозили продукты из Тургая для продажи на базаре.

В здании гастронома (сейчас угол Аль-Фараби - Алтынсарина) была казарма авиашколы / Фото из фонда областного музея

Заведующая отделом истории Костанайского областного историко-краеведческого музея Валентина ФЕДОРЕНКО показала нам фотографию примитивного тренажера, который тогда соорудили механики авиашколы для огневой подготовки курсантов.

- Школу пилотов размещали в освободившихся для этих целей помещениях госучреждений, школ, складов, различных мастерских, - рассказала она. - Наш город выбрали для эвакуации Сталинградской школы пилотов из-за того, что здесь много свободного пространства для аэродромов, равнинная местность и часто ясная погода.

Тренажер, на котором обучали курсантов авиашколы / Фото из фонда областного музея 

20 декабря 1941 года Кустанайский облисполком депутатов трудящихся и бюро обкома Компартии Казахстана принимают совместное постановление о выделении авиашколе более 30 помещений, 5 трехтонных автомашин и 180 специалистов строительных профессий. А ведь в это время местной власти нужно было решать также вопросы по размещению 151-й стрелковой бригады, которая формировалась в Кустанае.

В областном архиве хранится документ, датированный 22 июля 1942 года. В нем предписывается выделить около 20 помещений в Кустанае, Затобольске, Кустанайском и Федоровском районах, а также изыскать более 60 квартир для семей начсостава училища. Для этого, «учитывая исключительно тяжелое положение с жилплощадью в городе Кустанае и большую перенаселенность», исполкому и органам НКВД поручено «определить контингент, подлежащий переселению из города Кустаная с определением районов переселения».

Крамаров вспоминал, что на первых порах у пилотов были проблемы с питанием, что становилось причиной авиакатастроф. Плохо кормили и технический состав.

- Было время, когда мы сами искали еду, - рассказывал Валерий Николаевич. - На вокзале продавали шанежки, мы пойдем туда, купим кипяченого молока и шанежек - всего на 15 копеек, тем сыты. Потом обнаружилось, что витаминов летчикам не хватает. Во время выполнения фигур высшего пилотажа они теряли сознание. Мы нашли под Шиминовкой целое поле с диким луком, нам его хватило больше чем на год. Приходилось и крапиву в лесу рвать.

В областном архиве хранится постановление облисполкома от 2 января 1943 года, в котором перед Совнаркомом Каз. ССР ставится вопрос о ежемесячном отпуске нарядов на продукты питания для обеспечения завтраками летно-технического состава, занятого ежедневно на полетах. В приложении к документу указано, что ежедневная потребность на одного человека булочек или хлеба - 100 г, масла сливочного и сахара - по 15 г. Плюс к ним один раз в три дня: колбасы - 100 г, сыра или брынзы - 50 г и одно яйцо.

Для обеспечения школы продуктами питания вместе с ней из Сталинграда перебазировался военный совхоз. Он обеспечивал личный состав мясом, молоком, зеленью. Располагался южнее Кустаная - в селе Ударник.

Иван Руденко считает, что в середине 1943 года с питанием у курсантов уже было нормально.

- На завтрак давали кашу или плов, бывало, что и котлету, кусочек масла, - вспоминает ветеран. - В обед - первое и второе блюда, на третье бывал компот, вечером - опять каша, а то и рыбу давали, чай и масло.

В год - 8-10 выпусков

Сталинградская школа пилотов начала эвакуацию в Кустанай в июне 1942 года. По данным, которыми располагают местные краеведы, к месту новой дислокации должны были переехать 3 594 человека. Это была уже вторая попытка, первая предпринималась в конце 1941 года, когда захватчики подошли к Москве. Но тогда эвакуацию отменили.

Из Сталинграда вылетели 214 самолетов. Большинство личного состава отправили на барже по Волге, затем - в теплушках по железной дороге. Половина техники - учебно-тренировочные самолеты УТИ, кроме них - 42 истребителя Як-1 и Як-7 и 20 «ишачков». Для И-16 приготовили аэродромы в Озерном и Федоровке. Более скоростным «якам» построили взлетно-посадочную полосу на территории сегодняшнего аэропорта Костаная. Всего прибыли 4 авиаэскадрильи, к 18 августа подошли и 8 эшелонов с личным составом и имуществом.

- В начале летали с гражданского аэродрома, который был за железнодорожным вокзалом, - рассказывает Руденко. - Но потом сказали, что этот аэропорт нужен для перевозки почты, и нас перевели в другие места. Я вначале был в Озерном, но там потом выделили более новые И-16 и отдали их в Федоровку, а тот аэродром закрыли. Хотя через некоторое время опять открыли. Был еще аэродром в Затобольске.

Учебные плакаты курсанты рисовали сами / Фото из фонда областного музея

Для организации бесперебойных полетов в районы, близкие к Кустанаю, с 1 февраля по 25 апреля отправляли по 20-40 рабочих на очистку от снега рулежных дорожек, стоянок самолетов, подъездных путей, летных полос.

Все это позволяло училищу делать по 8-10 выпусков в год. В музее есть копия секретного документа, подписанного начальником школы генерал-майором Соколовым, в котором сообщается, что в октябре 1943 года Сталинградская военная школа пилотов выпустила 50 курсантов, обученных для полетов на истребителе Як-1. По данным разных источников, это училище за годы войны подготовило более 2 000 пилотов-истребителей.

Начало работы Сталинградской школы пилотов восходит к 1928 году, когда начали для нее искать аэродром. Немалую роль в этом сыграли специалисты, приглашенные из Германии. В Кустанае школа работала до 1946 года, после чего ее перебазировали в Новосибирск, потом - на Алтай и в 1961 году расформировали. Среди выпускников - около 100 Героев Советского Союза, 5 летчиков этого звания удостоены дважды.

Валентина Федоренко: «Бывшие курсанты передали музею фотографии и личные вещи» / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

В музее сообщили интересный факт - Герой Советского Союза, кустанаец Александр Парадович получил это звание, будучи армейским разведчиком, за форсирование Днепра, но после этого решил  стать летчиком-истребителем и выбрал для обучения Сталинградскую школу пилотов.

- Повоевать в авиации он не успел - война закончилась, - пояснила Валентина Федоренко. - Зато в санчасти авиашколы нашел свою будущую жену. Галина Павловна тоже была на фронте, заболела там, приехала в Кустанай и работала в школе пилотов.

 

Владимир Нездойменко и Валерий Крамаров остались работать в Кустанае / Фото из семейного архива 

Эта семья, которую в Кустанае создали тогдашние курсанты, - не единственная. Инструктор авиашколы Владимир Нездойменко нашел свою прекрасную половину на фабрике «Большевичка». Многие тогда после перебазирования школы в Новосибирск предпочли остаться в Кустанае либо вернуться туда через несколько лет. Большинство из них уже покинули этот мир, оставив о себе только добрые воспоминания и некоторые личные вещи, которые в качестве экспонатов передали в местный музей. Вечная им память!


  • Рейтинг: 5.00
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Рейтинг: 5.00 (голосов 17)


Рейтинг статей
Версия для печати
Отправить по почте
Перейти к последним новостям



Материалы номера

Комментарии к статье
Вы не можете отправить комментарий анонимно,
пожалуйста зарегистрируйтесь.

Иолис
Re: Бить фашистов учили в небе Кустаная




Отправлено: 03.05.18 - 08:14 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Давайте не путать: Фашизм как тоталитарное движение зародился в Италии и получил название от итальянского слова "fascio", что означает "пучок", "связка", "объединение", "союз". Гитлер, взяв за основу идею Муссолини, развил её на расистской почве и создал уже национал-социализм.

гость
Re: Бить фашистов учили в небе Кустаная




Отправлено: 03.05.18 - 10:37 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Фильм , " Старшина ." , как раз про эту школу .

§ Змея Подколодная
Re: Бить фашистов учили в небе Кустаная
Змея Подколодная


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 522
Регистрация: 02.07.13
Отправлено: 03.05.18 - 10:44 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Спасибо за познавательную статью!
Профайл

72112
Re: Бить фашистов учили в небе Кустаная




Отправлено: 03.05.18 - 11:19 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
История впечатляет

Ёлка
Re: Бить фашистов учили в небе Кустаная




Отправлено: 03.05.18 - 12:12 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Спасибо за статью. Мой дед, Жолобов Иван Тимофеевич, со своей женой, Татьяной Ермолаевной и сыном Владимиром были эвакуированы вместе с этим училищем, поскольку дед служил там техником. Уже здесь, после войны, у них родились- мой отец, Жолобов Олег Иванович и тетя -Жолобова Лидия Ивановна. Так их семья осталась здесь. После войны дед остался работать на аэродроме.

КСТ
Re: Бить фашистов учили в небе Кустаная




Отправлено: 03.05.18 - 12:19 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
пилотов-истребителей
Автор, правильно писать не пилотов а лётчиков. Лётный состав а не пилотский)))

* Серый волк
Re: Бить фашистов учили в небе Кустаная
Серый волк


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 9676
Регистрация: 19.08.08
Отправлено: 03.05.18 - 20:58 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Спасибо за статью!
Не знал о всех деталях этого уголка неба в войну.
Что в Затоболовке был аэродром когда-то очень много лет назад слышал. Сейчас прочитал и вспомнились те слова, уже было совсем стершиеся. Интересно где именно была ВПП?

А что касается эха войны. То и сейчас в лесах лежат самолёты со времен войны и каждый год всё ещё кто-то натыкается на останки боевых машин иногда даже с пилотами. Хотя это происходит всё реже. А разглядеть в разрушенных деталях потрепанных ещё и временем останки самолёта может уже не каждый живущий сейчас житель.

Этот штурмовик ИЛ-2 найден всего чуть более 10 лет назад в глухих лесах подмосковного наукограда Дубна.

Лежал, практически один бронекорпус, лонжероны и каркас силового набора крыла, и части разрушевшегося фузеляжа с мотром. На островке среди заболоченного леса, куда не всякому захочется лезть.
Во время большой суши, на него случайно вышли люди.
Возникла идея эвакуировать самолет и восстановить, но это оказалось очень не просто.
Штурмовик весит очень немало. Бульдозер снаряженный по лесу пробить дорогу сам чуть не утонул в болотах. Пришлось привлекать тяжелые винтокрылые машины из армии.

Самолет был одним из первыйх серий, одноместная кабина без стрелка.
И да! Гибли не только в бою.
По открытым архивам, номерам деталей и журналам частей нашли и аэродром приписки и пилота. Это был учебно-тренировочный полёт ИЛ-2 с аэродрома тыла в Борках.
Отказ техники. Пилоту удалось приземлиться в густом лесу на парашюте. Самолёт найти и вывезти не смогли! Так и лежал. Судьба пилота потом ещё до 1944 года прослеживается в боевых вылетах на штурмовку. Погиб в 1944.
Самое интересное что в этом самолёте были детали сделанные в самой Дубне, куда во время войны был эвакуирован завод №30 производивший в разное время разные части самолетов и некоторые машины почти полностью. Тот самый завод, где позднее доводили технологии сварки крыла знаменитого МИГ-25 и где выпускают самые грозные и высокоточные крылатые ракеты!
Именно на территорию завода штурмовик и вывезли тяжелым вертолётом.
Было известно об ещё трёх штурмовиках валявшихся в лесах района.
А в недрах завода остались ещё некоторые детали фронтового задела для самолётов.
Была идея восстановить самолёт максимально близко к оригиналу. Так как ИЛ-2 первых серий настоящих практически не сохранилось.
Искали детали по всей стране. На местах боёв, по рассказам жителей, на заводах.
Собрали детали на три самолёта чтоб качественно сделать один!
Но так и не смогли найти шасси и резину оригинала.
Нигде не сохранилось.
Но потом вспомнили, что Антонов, когда делал свой АН-2 испытывал большие затруднения с финансированием проекта этого как тогда казалось никому ненужного биплана.
И использовал в АН-2 чертежи и даже огромные запасы колес от ИЛ-2!!!
Это был настоящий подарок и АН-2 полетевшему на шасси тяжелого штурмовика и теперь для тех кто после работы в цехах ювелирно восстанавливал боевую машину.

Сейчас этот самолёт стоит в Дубне, рядом с рекой Волгой. На стрелке ул Сахарова и Строителей, которая фактически набережная.

Всех из уголка неба с приближающимся праздником Победы!

крупное фото:
https://img-fotki.yandex.ru/get/938745/190883876.3a/0_3e5656_18f4a90b_X5L.jpg




[Исправлено: Серый волк, 03.05.2018 - 17:00]
Профайл

§ Ваш земляк
Re: Бить фашистов учили в небе Кустаная
Ваш земляк


(Пользователи)
Сообщений: 1907
Регистрация: 18.12.09
Отправлено: 03.05.18 - 21:42 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Побольше бы таких статей! Чтобы все знали историю города Кустанай, чтобы не возникало потом разговоров нехороших.
Профайл

змея под
Re: Бить фашистов учили в небе Кустаная




Отправлено: 03.05.18 - 22:18
Комментарий удален модератором.

Сико
Re: Бить фашистов учили в небе Кустаная




Отправлено: 04.05.18 - 20:05 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
Ваш земляк:
Побольше бы таких статей! Чтобы все знали историю города Кустанай, чтобы не возникало потом разговоров нехороших.

Впечатляет, отношении к людям конечное желало лучшего, начнись сейчас такое, наварят ли сюда перебазируют, уже другое государство и другие люди, чужие мы стали.

Сико
Re: Бить фашистов учили в небе Кустаная




Отправлено: 05.05.18 - 09:30 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
До того сейчас опошлили, Великую Победу, этими георгиевскими лентами, о которых наверное и не слышали Ветераны Войны, надписями на машинах немецкого производства, типа "на Берлин" "Спасибо Деду за Победу" начали делить победу, враз весь Украинский народ превратили в фашистов, хотя их народ не менее пострадал от немцев, почему не соблюдаю политкорректность? просто как помню в детстве всегда ветераны в своих рассказах говорили, что воевали против немцев, не знали они слова фашист, это слово появилось в 90х годах, появляться признаки реваншизма переходящий в фашизм.

56
Re: Бить фашистов учили в небе Кустаная




Отправлено: 05.05.18 - 11:35 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
В Казахстане на фронт было мобилизовано около 25% населения. Многие казахстанцы попадали в самое пекло войны: в битву под Москвой, под Сталинград и на Курскую дугу. Подсчитано, что на фронт ушло около 70% мужского населения республики в возрасте от 18 до 50 лет. По данным военных, за годы войны в Казахстане было сформировано 12 стрелковых, 4 кавалерийские дивизии, 7 стрелковых бригад, около 50 отдельных полков и батальонов. И в целом считается, что на фронт было мобилизовано от 1 млн. 200 до 1 млн. 400 000 человек
Согласно статистическим данным, Казахстан потерял в войне около 400 000 человек. Думаю, это тоже заниженная цифра. Так, например, подсчитывая число ушедших на фронт, статистики не учитывали призванных в ряды Советской армии в 1939, 1940, 1941 годах и ранее. Большинство из призванных в довоенные годы встретили войну уже в действующей армии.
Казахстанцы храбро сражались на полях сражений, более 500 из них стали Героями Советского Союза.
Постоянно шла мобилизация граждан на предприятия тыла. Сокращенно эти производства назывались «трудовой армией». Не менее 700–800 тыс. людей трудилось на рудниках, шахтах и других трудоемких производствах, помогая фронту,
и тем неимение мы же не бегали, с георгиевскими лентами, и с угрожающими надписями на машинах, и не носились еще года два назад с портретами покойных, нет такого в наших обычаях.

Макс
Re: Бить фашистов учили в небе Кустаная




Отправлено: 09.05.18 - 02:25 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Слава нашим Землякам!!!




Авторизация

Реклама
  
 

"Нужные деньги"
 
Номер КИВИ-кошелька: 87022672972
 
Номер карты Kaspi-gold: 5169 4931 6818 4102
 
Сейчас на сайте
Гостей: 46
Пользователей: 1
Всего: 47

Вы гость здесь
^ Наверх