Демьянова уха образованщины

Юрий БОНДАРЕНКО

Подкатила сессия. Увы, год от года она становится все более грустным событием в нашей жизни. Слишком уж уязвимым с точки зрения здравого смысла и элементарного профессионализма оказывается то, что мы горделиво именуем инновационными формами проверки знаний. Эпидемия тестомании все более превращает наше образование в театр абсурда, разъедая, словно ржа, сами основы учебного процесса. И дело тут не только в самих тестах, а в том, как, в каком количестве и где их применять. Тесты вполне применимы на занятиях как одна из форм своеобразной игры. При ограниченном количестве их можно было бы использовать и как одну из форм контроля. Мы же ухватились за них, как за палочку феи, и который уж раз уподобляемся то Хрущеву с его безмерным увлечением кукурузой, то вульгарным большевикам, пытавшимся превратить Маркса в идола и пророка, решающего все вопросы человечества.

Нынешняя же тестомания еще алогичней. Про сути, она перерастает в тройное преступление: перед здравомыслием, духовным, техническим и физическим здоровьем и чувством справедливости.

Первое преступление, причем безо всяких кавычек, очевидно всем, имеющим отношение к образованию, кроме руководящих лиц, вынужденных по долгу службы его увечить. По сути, мы в вузах все меньше оцениваем мастерство и все больше - попутное повторение слов. А то, что не востребовано, хиреет. Таким образом, под знаменами абсолютной тестизации фактически ведется необъявленная война против интеллекта и истинного профессионализма.

И это в мире, где образование и интеллект обретают все большую цену! Так не экспериментируем ли мы на людях, не производим ли массы будущих интеллектуальных рабов для чужеземных господ? Добавьте к сказанному то, что, к примеру, марксистско-ленинскую философию в советское время изучали 2 года, сейчас мировую, что гораздо объемнее, - за один семестр. Если так дальше пойдет, то только верующие, стремящиеся вникнуть в строки Библии или Корана, сохранят навыки вдумчивого чтения. Печальная перспектива.

Все, о чем я пишу, совершенно очевидно, психологам, педагогам и специалистам-предметникам. Но кто ж сегодня слушает специалистов?

И, наконец, самое страшное преступление - против чувства справедливости. Сегодня доходит до того, что думающие, увлеченные студенты не могут быть достойно оценены, ибо экзамен с абсурдным количеством тестов превращается в русскую рулетку. На это больно смотреть, ибо преподавательский труд, неотъемлемой частью которого является стремление увидеть и оценить то сильное, что есть в студенте, фактически обессмысливается

Но что же делать? Раз уж тесты - такая же неизбежность, как ежегодная зима, хотя бы не доводить игры с ними до абсурда. 200 - 300 тестов на любую форму контроля должны быть максимумом. Базовых понятий, имен, дат, цитат, названий работ, которые характеризовали бы каждого образованного человека, очень немного, едва ли сотня на предмет, остальное - гарнир, а еще чаще - отвлекающая от видения сути мишура. Тысячи же тестов могут остаться в фондах, прежде всего, как средство добровольной самопроверки студентов.