«Пробить», реконструировать, развить...

Ольга ЛИХОГРАЙ

Как именно обещают благоустраивать город в ближайшее время власти Костаная

В 2018 году в Костанае выбрали тренд на развитие дорожной инфраструктуры. Об этом стало известно из недавнего отчета городского акима перед населением. Только на ремонт улиц всех видов (от ямочного до реконструкций) предусмотрено 5,6 млрд тенге, что на 100 млн тенге больше, чем в прошлом году. Кроме того, деньги запланированы на разработку ПСД для «пробивания» трех улиц: Чкалова через пр. Абая, где планируют разбить перекресток; Авиационной через железнодорожные пути с выходом на ул. Уральскую; Дощанова с выходом на ул. Достык. А еще в этом году обещали вплотную заняться разработкой ПСД по перестройке Корейского моста и реализацией концепции развития ливневой канализации. Похоже, чиновники всерьез настроены разгрузить движение автотранспорта, сделать улицы суше и долговечнее, а жизнь горожан - комфортнее. Что в итоге получится?

Чтобы «пробить» ул. Дощанова с выходом на ул. Достык придется строить путепровод

«На бумаге возможно все»

Весной этого года в Костанае первым делом продолжат реконструкцию трех улиц - Лермонтова, Набережной и Карбышева, ее начали в прошлом году. На ул. Лермонтова в границах Бородина - Каирбекова в 2017-м подрядчики заменили все сети и положили 40 см щебеночно-песчаного слоя с цементом. В 2018-м на него уложат оставшиеся 12 см асфальта. На реконструкцию всего участка улицы Лермонтова из бюджета выделили почти 900 млн тенге: 370 млн тенге в прошлом году и 527 млн тенге - в нынешнем. Аналогичная доделка ждет ул. Набережную в границах Гоголя - Амангельды и ул. Карбышева в границах Уральской - В.-Интернационалистов.

- Реконструкция в 2018 году коснется десяти улиц на общую сумму 4,2 млрд тенге, - сообщил на отчетной встрече с населением в феврале аким Костаная Базыл ЖАКУПОВ. - Из них ремонт на трех (Лермонтова, Набережной, Карбышева) был начат в прошлом году, а в этом завершится. Реконструкцию на  ул. Тауелсиздик (от Баймагамбетова до Большого моста), ул. Алтынсарина (от Гагарина до Орджоникидзе), ул. Энергетиков (от рудненской трассы до ул. Абая (п. Амангельды), ул. Воинов-Интернационалистов (от Карбышева до пр. Абая) начнут и закончат в этом году.

Ул. Авиационную через железнодорожные пути будут прокладывать до ул. Уральской

Реконструкцию еще трех улиц снова растянут на два года. Переделку улиц Павлова (от Каирбекова до Чехова), пр. Абая (от Тауелсиздик до Лермонтова), ул. Гагарина (от Сьянова до путепровода) начнут в этом году, а завершат в 2019-м.

Средний ремонт общей стоимостью 740 млн тенге проведут на пяти улицах - Мауленова, Бородина, Волынова, Хакимжановой и пр. Аль-Фараби.

Рисунок Алексея МАЦАРИНА

Более глобальные изменения ждут улицы Чкалова, Авиационную и Дощанова, которые в течение четырех ближайших лет перестанут быть тупиковыми. Проект по Чкалова уже наполовину готов, «пробивать» улицу начнут в следующем году.

Это одно из самых долгожданных и нужных для областного центра мероприятий наряду с обустройством ливневок. Но развитие обоих направлений требует особого внимания при реализации, потому что, как отметила наш эксперт, архитектор Наталья МЕЛЬНИК, «на бумаге возможно все, а будет ли работать на деле - большой вопрос».

Она уверяет, что проект по «пробиванию» улицы Чкалова через пр. Абая с выходом на противоположную сторону рядом с ГКП «Костанай-Су» уже рассматривался лет 10 тому назад.

- Тогда проектировщики столкнулись с проблемой: не знали, как отвести воду из низины рядом с магазином «Пятачок», - рассказала «НГ» Мельник. - В итоге проект так и не был реализован. Часть нынешнего проекта по «пробиванию» Чкалова до пр. Абая уже готова, вторую часть доделают до конца года. Не знаю, предусмотрен ли в современном проекте отвод воды возле «Пятачка». Еще там очень сложно спроектировать перекресток Чкалова - Абая, потому что Чкалова «пробивается» не напрямую, а с небольшим поворотом. Этот момент тоже нужно проработать очень четко.

Ул. Чкалова станет первой из «пробиваемых». Примерно в этом месте пр. Абая предстоит сделать сложный перекресток

«Пробивание» двух других улиц (Авиационной и Дощанова) планируется начать в 2019-2020 годах. Пока нет даже проектов.

Проблемные ливневки

Как показывает костанайская практика, и готовые проекты - не панацея. Между планами и их реализацией может пройти целая вечность, как получилось, например, с устройством городской ливневой канализации. Каких только проектов за последние 10-15 лет ни создавалось, каких планов ни строилось, а как тонул Костанай в грязных водах по весне и осени, так и тонет. В этом году чиновники с большой сцены объявили о начале реализации ливнево-канализационной концепции. Что стоит за этим громким обещанием не расшифровали, но эксперты уже сомневаются в его воплощении.

- Проблема с ливневками в Костанае существует с 2000-х годов и решить ее пока не могут, - констатирует Наталья Мельник. - Тогда из-за отсутствия грамотного подхода к ремонту дорог, когда 5-7 см нового асфальта просто клали на старый, нарушили все склоны и стоки для ухода воды. С тех пор город и тонет. Плюс неточное нанесение информации о существующих под улицами города сетях.

Мельник вспомнила, как несколько лет назад пытались сделать ливневки под ул. Тарана в районе магазина «1000 мелочей» и порвали несколько кабелей, потому что по бумагам они находятся в одном месте, а на деле - в другом. Из-за таких хитросплетений не раз приходилось отступать от проекта и даже переносить остановки. По Тарана в итоге построили наружную (арычную) ливневку. Но чистить ее некому, поэтому лотки по сей день служат мусоросборниками, а пешеходы на перекрестке Тарана (Тауелсиздик) - Чехова весной и осенью по щиколотку тонут в воде.

- Современная застройка, при которой нарушались многие нормы, сильно будет мешать устройству ливневок. Я считаю, что спасло бы ситуацию наружное водоотведение, - говорит архитектор. - Но... с недавних пор арычная система ливневок запрещена СНиП, поэтому, как в городе собираются реализовывать концепцию ливневой канализации, сказать сложно.

Никаких сложностей, согласно обещаниям чиновников, вроде бы не должно возникнуть с реконструкцией Корейского моста. Но пока даже точно неизвестно, сколько нужно средств и когда их выделят.

- На разработку ПСД по реконструкции Корейского моста областной бюджет выделил 166 млн тенге, - сообщил «НГ» заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог региона Гилимбек ШОХМЕТОВ. - Скоро разыграют тендер, после разработки ПСД станет ясно, сколько средств нужно на реконструкцию. По предварительным подсчетам, это около 2,6 млрд тенге, включая деньги на изъятие земель в госнадобность. Но точную сумму нужно просчитать.

90% средств должен выделить республиканский бюджет, 10% - областной согласно схеме софинансирования. Вероятность того, что план реконструкции разработают до конца года и республика быстро одобрит транш, чтобы в Костанае смогли приступить к работам, - крайне мала. Так что в этом году костанайцы могут не переживать за то, что им придется объезжать Корейский мост окольными путями.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА

Ресайклинг-2018

Под средний ремонт методом ресайклирования в этом году попадут 23 улицы: Фролова, Строительная, Соколовская, Карла Маркса, Элеваторная, Шипина, Железнодорожная, Джамбула, Свободы, Летунова, Транспортная, Лесная, Сибирская, Лизы Чайкиной, Козыбаева, Гастелло, 4-й микрорайон, 5-го Апреля, Парковая, Пушкина, Кооперативная, Байтурсынова, 5-го Декабря. На это выделили 660 млн тенге.