Можно, но осторожно

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ

Не навредит ли использование АИ-92 вместо АИ-95?

Некоторые автолюбители вместо бензина АИ-95, рекомендованного производителем их автомобиля, используют более дешевый АИ-92. Не приведет ли это к поломке мотора? На вопрос отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского государственного университета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- По поводу возможности использования бензина с октановым числом ниже величины, рекомендованной в техническом паспорте автомобиля, есть однозначный ответ: нельзя. Дело в том, что октановое число характеризует детонационные свойства топлива, то есть его способность противостоять быстрому сгоранию. У АИ-92 это свойство хуже, чем у АИ-95. Низкооктановый бензин сгорает быстрее, взрывообразно, это влияет на детали цилиндропоршневой группы. В двигателе, рассчитанном для использования АИ-95, они предназначены для работы в более щадящем температурном режиме. При переходе на АИ-92 на деталях цилиндропоршневой группы вначале идет отложение нагара, потом ломаются компрессионные кольца, прогорает поршень и разрушаются его перегородки. Взрывообразное сгорание бензина выводит из строя свечи зажигания. В таких случаях при резком нажатии на педаль газа со стороны двигателя слышны звуки высокого тона, напоминающие металлический перезвон.

Дискуссии по поводу замены дорогого АИ-95 на более дешевый АИ-92 идут от подозрений, что в наших условиях 95-й бензин по качеству не отвечает своему названию. Дело в том, что октановое число повышается специальными присадками, поэтому бытует мнение, что на некоторых заправках его реальная величина у АИ-95 ниже стандартной. Или используются более дешевые присадки, имеющие в своем составе металлы, которые будут откладываться на деталях двигателя. Что тоже плохо. Делается это, дескать, в стремлении АЗС получать дополнительную прибыль. Отсюда напрашивается вывод, что в таких случаях в бак лучше заливать АИ-92, в котором меньше присадок.

Качество бензина можно проверить только в лабораторных условиях, поэтому водителям при выборе АЗС остается руководствоваться только степенью доверия к ним, которое сложилось в среде автомобилистов. Это реальная практика. Как действовать в таких условиях, советовать не берусь. Но что касается теории, то все специалисты говорят о вредности перехода на бензин с меньшим октановым числом. Причем экономия от использования более дешевого топлива в разы меньше от будущих расходов на ремонт двигателя.

Тем не менее в жизни бывают ситуации, когда приходится вынужденно использовать бензин с меньшим или большим октановым числом (кстати, переход с АИ-92 на АИ-95 тоже нежелателен, но он менее вреден). Например, в дороге бак с 95-м бензином опустел и на ближайшей заправке есть только АИ-92. Заправляйтесь. Ехать на небольшие расстояния и без большой нагрузки можно. Но потом его остатки рекомендуется слить. На современных автомобилях стоят антидетонационные датчики, которые по изменению скорости сгорания топлива подают соответствующие сигналы в электронный блок управления двигателем. Но они не рассчитаны на длительную работу.