Соблюдайте правила

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ

Как эксплуатировать двигатель с турбиной?

Несмотря на энергетические достоинства автомобилей с турбонаддувом, некоторые автолюбители относятся к ним настороженно. Они сомневаются в надежности этого устройства, что, на их взгляд, повышает эксплуатационные расходы. Насколько такие страхи обоснованны? На этот вопрос отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского государственного университета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Турбированные двигатели имеют свои преимущества и недостатки. Если говорить о технической надежности турбин, то их современные конструкции изготавливают из более прочных материалов, они работают с использованием качественного моторного масла. Их надежность в эксплуатации вполне сопоставима с другими устройствами, которыми напичканы современные технологичные автомобили. Другое дело - в том, что наличие турбины предполагает некоторые особенности в эксплуатации двигателя. Их несоблюдение и приводит как раз к сокращению ресурса этого агрегата.

Начнем с того, что в таких двигателях должно быть качественное моторное масло и его замена производится в строгом соответствии с регламентом, установленным для данной марки машины. Крыльчатки турбины имеют очень большую скорость вращения, поэтому к маслу, которое поступает на ее трущиеся пары, повышенные требования.

Масло не только смазывает, но и охлаждает. Поэтому после длительной поездки, да еще и при большой нагрузке, перед выключением двигателя рекомендуют дать ему поработать на холостых оборотах 3-5 минут. За это время трущиеся детали турбины, нагретые до высокой температуры, будут омываться циркулирующим маслом и остывать. Если этого не сделать, масло на горячих поверхностях втулок крыльчатки будет пригорать и создавать карбоновый налет. Со временем он сузит проход для масла, ухудшив режим смазки и охлаждения, что может привести к поломке турбины.

После запуска турбированного двигателя нужно дать возможность ему прогреться в течение минуты, пока регулятор не доведет двигатель до устойчивых оборотов. Особенно в зимнее время. За это время масло должно поступить в турбину и смазать ее. В дизеле турбина прогревается дольше, но там после установления устойчивых оборотов дальше можно греть под нагрузкой. За время прогрева двигателя не рекомендуется «газовать». Турбине вообще противопоказан режим работы двигателя на околопредельных оборотах. И не переусердствуйте с холостыми оборотами. Более 20-30 минут такого режима тоже приводит к образованию карбонового налета.

Учитывая высокие требования к маслу, нужно использовать и качественный масляный фильтр. Да и воздушный фильтр должен давать свободный проход воздуха в турбину. Поскольку при наличии турбины топливной смеси в цилиндры подается больше, то из-за нехватки воздуха она не будет сгорать полностью. Это будет заметно по черному дыму из выхлопной трубы. Этот же признак дает и поломка крыльчатки турбины, которая может произойти из-за попадания на нее посторонних предметов. Поэтому будьте внимательны при выполнении работ на двигателе. Турбину в этом случае лучше чем-нибудь накрыть.