«Когда ты на грани отчаяния, помогает космос»

Татьяна НАЗАРУК

Это новая история о том, что может приключиться в пути у автостоперов

Похоже, настало то время, когда традиционная покупка путевок в дальние страны уходит на второй план, уступая место самостоятельному планированию путешествия. Зачем нужны дорогостоящие перелеты и отели класса люкс, откуда не видно настоящей жизни? Вариант более бюджетного и более экстремального путешествия выбрал для себя 26-летний костанаец Руслан БИКТЕПОВ. Он не побоялся в октябре отправиться в путешествие автостопом на 27 дней по городам Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Грузии, России и входящей в нее республики Дагестан.

На фоне самаркандского Регистана

Руслан - начинающий автостопер, поэтому путешествие далось ему нелегко. Но, говорит он, было безумно интересно.

- Все  обычно пишут, что автостоп - это романтика и вообще прекрасно, - рассуждает Руслан. - Я  никакой романтики не нашел. Это испытание тяжелее, чем работа. Вот ты работаешь свои 8 часов, можешь рассчитывать на обед и отдых после 18.00. А здесь вообще не так. Ты не знаешь, когда и что будешь есть, где придется ночевать сегодня. Это ни разу не романтично, но все равно очень и очень интересно.

Навстречу теплу

Ну а теперь, отбросив все трудности, проникнемся духом дороги. Руслан и его 28-летняя напарница Наталья КИБЗЕ, тоже из Костаная, стартовали по направлению к Узбекистану 14 октября. Первая попутка добросила молодых людей до Петропавловска.

- Там мы ночевали на стоянке, где фуры останавливаются, - вспоминает Руслан. - Спали в палатке, замерзли, как собаки. Дальше - до Борового. Там тоже провели ночь в палатке. Температура опустилась ночью до -5. Наутро мы обнаружили в своем домике намерзший на стенках лед.

Площадь Регистан входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО

Костанайцы в городах не останавливались, проезжали их насквозь, так как хотели поскорее приехать туда, где тепло. Но так скоро, как рассчитывали, не получилось. Водитель обещал довезти до Алматы, но неожиданно высадил посреди дороги.

- Сначала его остановила полиция, выписала штраф, - рассказывает костанаец. - Потом водитель сказал нам выходить: мол, он будет по телефону разговаривать по громкой связи, а мы будем подслушивать.

На других попутках ребята добрались до Ташкента. Там костанайцы поменяли 10 000 тенге на местную валюту - сум - и получили на руки целых 235 000 узбекских сумов. Руслан даже сделал фотографию этих пачек с деньгами. Ибо такую сумму держишь в руках не каждый день.

10 000 тенге превратились в 235 000 сумов

- Из обменника мы вышли буквально с полной сумкой денег, - смеется путешественник. - Но сумы ушли ровно за день.

К примеру, поели ребята на 40 000 сумов. Именно столько стоят две порции самого вкусного, как говорят сами узбеки, в мире плова.

Руслан отмечает, что Ташкент запомнился ему невероятно чистыми улицами, а тамошний народ - то ли зашуганностью, то ли законопослушностью. Для Руслана это так и осталось загадкой.

- Нам никто не хотел продавать SIM-карту без узбекского паспорта, - удивляется костанаец. - Еле нашли добровольца, который согласился зарегистрировать SIM-карту на себя. Люди там очень осторожны с такими делами. Палатку нам, кстати, ставить не разрешили, за это положен штраф.

Наутро костанайцы двинули в Самарканд. Посетить этот древний город было идеей Руслана. И попали в рай с пальмами и погодой от 18 до 20 градусов тепла. Наконец-то мечта погреть косточки осуществилась.

- Мы бродили по мавзолеям и музеям, - рассказывает Руслан. - Были на площади Регистан, в мечети Биби Ханум, построенной эмиром Тимуром в честь своей жены. Нас принимали за иностранцев и здоровались с нами по-английски. Одна беда: в Самаркандских обменниках принимали евро, доллары, рубли, а тенге, валюту ближайшего соседа, нет. Ну и, как везде, туристов разводят на деньги: даже билеты в мавзолеи для местных 1 000 сумов, а для приезжих - 30 000.

«Космос дает»

Руслан верит, что, когда в дороге у путешественников возникают трудности, помогает космос. Дарит приятные знакомства, сталкивает с гостеприимными попутчиками. Когда костанайцы вернулись обратно в Шымкент на пути в Азербайджан, на вокзале познакомились с семейной парой из Японии.

Пара из Японии каждую зиму уезжает из своей страны в более теплые страны

- Им примерно за 50, они успели пожить во многих странах, - рассказывает Руслан. - Они знают 4 языка, среди них - английский и испанский. Они смеялись и говорили, что ни один из четырех здесь не работает. Мы обменялись с ними контактами. Японцы обещали мне выслать приглашение и показать свою страну.

Из Шымкента ребята рванули через Кызылорду, Байконур, Актобе, Атырау. Пересекли границу и попали в российский город Астрахань.

- Там почти одни казахи живут, - смеется Руслан. - Ощущение было, что я никуда не уезжал.

Дальше по маршруту нужно было попасть в Махачкалу. Туда костанайцы добирались в объезд через Элисту, где их подобрала семья дагестанцев. Они как раз ехали в Махачкалу к родственникам.

С семьей, приютившей костанайцев в Махачкале

- И в Махачкале нам снова не разрешили ставить палатку, - возмущается Руслан. - Тогда наши попутчики повезли нас к родственникам. Нас очень радушно встретили, накормили национальными блюдами. Мы попробовали пирог с тыквой и белый чай. Хозяйку дома зовут Аминат, она поэтесса. Очень приветливая и добрая женщина. Даже подарила мне свою книгу со стихами.

Подарок Руслану от поэтессы из Дагестана

Руслан признается, что было немного страшно ехать в Дагестан. Но, опять же, выручил космос, который подарил путешественникам добрых попутчиков, сытный ужин и теплую постель.

По зову земляка

Баку был мечтой Руслана. В столице Азербайджана костанайцы пробыли три дня. Ночевали в хостеле, расположенном в старой части города. По современным меркам, старый Баку - это настоящее сокровище. Он занесен в список наследия ЮНЕСКО, а квартиры там только переходят по наследству.

Узкие улицы Баку

- Баку меня впечатлил больше всего, - рассказывает Руслан. - Я был в Дубае, но Баку гораздо красивее. В Дубае все новое, а в Баку - историческое, а значит, ценное. Мы жили в двадцати метрах от места, где снимали фильм «Бриллиантовая рука». Красивее города я в жизни не видел. И девушки там очень красивые.

Архитектура старой части Баку

Когда Руслан уже сидел на вокзале и ждал поезд до Махачкалы, чтобы возвращаться обратно домой, ему написала знакомая. Девушка когда-то жила в Костанае, а во время поездки Руслана она оказалась в Тбилиси.

- Если я сейчас к ней не приеду, то вот когда еще в следующий раз увидимся? - подумал Руслан, сдал билет до Махачкалы и взял новый - до Тбилиси.

На этом пути Руслана и Натальи разошлись. Девушка поехала домой, а Руслан - к старой знакомой.

В Тбилиси Руслан провел один день

- Мы весь день с Каролиной гуляли по Тбилиси, а вечером я уехал во Владикавказ, - вспоминает Руслан. - Приехал туда ночью с 90 рублями в кармане. Стал знакомиться с таксистами, через полчаса они мне нашли комнату на вокзале на другом конце города и дали денег в долг на два дня, пока я не смог воспользоваться своей картой. Так я еще раз убедился, что мне помог космос. Все за меня сообразил, дал деньги, жилье и немного еды.

В итоге Руслан проехал больше 11 000 км и потратил 80 000 тенге. Он учел свои ошибки и хочет все исправить в следующий раз.

- Если и ехать, то только летом, - планирует Руслан. - День длиннее и теплее. И путешествовать лучше одному, потому что отвечать нужно только за себя. Хотел бы летом отправиться на Байкал, оттуда - во Владивосток, а потом - в Японию, к своим новым знакомым. Но автостоп будет чередоваться с автобусами и поездами, потому что иногда нужно отдыхать от дороги.