Рубрики газеты
Форум
elektron
В США хотят ужесточить выдачу грин-карт мигрантам
bgb: но каждый мечтает свалить туда...)))Источник:www.ng.kz Имена в студию! :-P Героев должны знать все! 8-)
23.09.18 23:54
elektron
Все что касается ремонта квартир, домов, стройки, делимся всяким опытом..
Марик, а чего тратились то? Надо было и с верху также поклеить. Всё равно ведь шкабчики висеть будут, никто красоты и не увидет :lol:
23.09.18 23:52
pandit
Табун на посевах
К участковому обращались?
23.09.18 22:21
bgb
В США хотят ужесточить выдачу грин-карт мигрантам
211: А тут такой правильный был, Омерику не любил, Источник:www.ng.kz все ее не любят, но каждый мечтает свалить туда...)))
23.09.18 22:08
211
Все что касается ремонта квартир, домов, стройки, делимся всяким опытом..
Три рулона хватило ровно на видимую часть. Невидимую решили не красить водоэмульсионкой, все таки будущий жир будет там, заклеили десятилетними обоями, которые сейчас в моей половине и лежали в...
23.09.18 20:51
Перейти в форум »
 
 
Быстрее не бывает
 
 

По «клавишам человеческих сердец»

Евгений ШИБАРШИН

Эксперты - о проекте поправок в законы, регулирующие религиозную сферу

Министерство по делам религий и гражданского общества подготовило предложения по изменению норм, регулирующих деятельность религиозных объединений. Проект закона еще не передали в мажилис, но опубликовали на сайте министерства для обсуждения в обществе. Оценить данный документ за круглым столом «НГ» пригласила члена Конгресса религиоведов Казахстана, кандидата исторических наук Жангельды ШАУКЕНОВА, религиоведа Валентину МАРЕНИНОВУ и культуролога, кандидата философских наук Юрия БОНДАРЕНКО.

Для многих людей религия стала единственным утешением во множестве жизненных проблем / Фото из прхива "НГ"

«Сработают наоборот»

- В законопроекте внимание экспертов привлекли новшества, связанные с запретами, за несоблюдение которых предполагаются большие штрафы. В том числе и за «внешние атрибуты, предметы одежды, демонстрирующие принадлежность к деструктивным идеологическим течениям». Не обойдены вниманием и моменты, связанные с религиозными обрядами, которые трудно отделить от народных традиций. Сфера проявлений свободы совести настолько деликатна, что при вхождении в нее государства требуется применение очень тонких инструментов. Нет ли перебора в предложенных мерах?

В. Маренинова: - Данные изменения принимаются, чтобы обезопасить нашу страну от экстремизма, от деструктивных религиозных течений. Но, если смотреть с этой стороны, думаю, многочисленные запреты могут сработать наоборот. Они могут стать спусковым механизмом для активизации деструктивных течений, поскольку во многих из них существует культ мученичества. Последователям такого рода течений внушается: если ты гоним за веру, значит, ты истинно верующий. Чтобы человек привык к этой мысли, существуют определенные манипуляции. Снимаются, например, видеоролики, в которых человек молится, а к нему приходят домой и арестовывают. Если человек постоянно слушает такие проповеди, смотрит такие ролики, он мысленно готов к таким ситуациям. Если с ним это реально происходит, он готов на это пойти, лишь бы отстоять свою веру и преданность группе. Если попадает в места лишения свободы, то от веры своей не отказывается, а остальные члены группы начинают испытывать к нему еще большее уважение - он стал мучеником за веру.

Ж. Шаукенов: - Мы сейчас видим в Костанае женщин, которые надевают хиджабы (платок, закрывающий голову, шею и плечи - ред.) или никабы (платок, закрывающий все лицо, кроме глаз, - ред.). Это не означает, что они все верующие. Такая одежда стала модой, и это нужно учитывать. Но хиджаб - одежда для казахов не традиционная. Она пришла к нам извне. Это традиция арабских стран. Некоторые специалисты утверждают, что хиджабы и никабы возникли до появления ислама. Их носили женщины, живущие в условиях пустыни, как защиту от песка и яркого солнца. У нас в Костанайском университете тоже есть студентки, которые его надевают. У большинства из них семьи нерелигиозные.

- Министр по делам религии и гражданского общества сообщил на парламентском часе в мажилисе, что в Казахстане 91% граждан считают себя верующими. Некоторые из них «ставят выше законов исполнение слово в слово религиозных постулатов». Они, по оценке министра, становятся «источником противоречий как в семье, так и в государстве». С чем связан рост религиозности?

Ж. Шаукенов: - Когда говорят, что в Казахстане 91% верующих, это не так. Мне на этот счет известна другая официальная цифра - 75%. Но и среди них истинно верующими считает себя меньшее число. Они ходят в мечеть или в церковь. Остальные там тоже бывают, но только от случая к случаю. Причем многие из них это делают, потому что «так положено».

В. Маренинова: - Иногда возникает вопрос в понимании терминов «верующий» и «религиозный». Многие люди считают себя верующими, но не религиозными. Есть люди, верующие вне конфессий. Они говорят: я верю в Абсолют, в первопричину мира, но не считаю себя последователем определенной религии. Эта тенденция характерна не только для Казахстана, но и для всего постсоветского пространства. Когда человек видит в опросном листе вопрос «Вы считаете себя верующим?», он отвечает: «Да, считаю». Но при этом не относит себя к последователям религии. Поэтому тем социологам, которые занимаются такого рода опросами, нужно четко подходить к формулировке, спрашивая о религиозности.

Ю. Бондаренко: - В советское время была зеркально противоположная картина. Тогда тоже проводились исследования. Например, на фабрике «Большевичка» в Костанае на вопрос к работницам об их отношении к атеизму они отвечали: «Это людям морочат голову, это обман народа». Очевидно, атеизм они путали с тем, что тогда говорила официальная пропаганда о религии. То есть очень важно, в каком контексте люди отвечают на поставленный вопрос, насколько он им понятен.

Во-вторых, этот вопрос вообще дискуссионный. 15 лет назад публиковалась статья диакона Андрея Кураева, в которой утверждалось, что понятие «верующий» применимо только к христианам. Спрашивается, как быть тогда с верой мусульман? Ответа на этот вопрос у Кураева нет. В древних религиях вопрос о вере не стоял. Речь шла о традициях, перешедших от предков. Когда появляются мессианские религии, тогда у человека возникает вопрос: почему я должен верить вам, что именно вы представляете высшую силу, а не кто-то другой? Речь о том, что, пока говорили о традициях, вопрос о вере не вставал.

В. Маренинова: - Говорить о причинах роста религиозности очень сложно. У каждого исследователя свое мнение. Сегодня можно назвать несколько факторов, влияющих на этот процесс. Во-первых, мы живем в эпоху глобализации, информационных технологий. Для нее характерна постоянная изменчивость. Человеку очень сложно разобраться в этом мире, он стремится компенсировать неопределенность и возникшие сомнения. Так возникает стремление стать частью чего-то большого, незыблемого, чего-то такого, что прошло испытание временем. В это время он нередко обращается к религии. Особенно если может осознать связь религии с историей своего народа, если вспомнит, что его предки веками исповедали эту религию.

Среди верующих появилось много молодежи. Ответы на мировоззренческие вопросы они получают не у религиоведов, а от религиозных проповедников / Фото из архива "НГ"

Второй момент - он очень важный, в такие периоды происходит поиск идентичности. Во времена изменчивости человеку хочется принадлежать к какой-то группе, вместе с ней ощутить целостность. Так ему комфортнее.

Есть и еще одно обстоятельство. В 20-м веке английский социолог Энтони Гидденс отметил, что наука и рационализм хранят молчание по поводу того, в чем смысл жизни, оставляя эти вопросы для религии. А поиск смысла бытия для человека естественен. Особенно для человека молодого. Ответы на эти вопросы он ищет в религии.

Внешнее подменяет внутреннее

- В проекте закона речи о запрете какого-то конкретного религиозного течения нет. Применяются только понятия «религиозный радикализм» и «деструктивные идеологические течения». Но история постоянно дает примеры появления в традиционных религиях новых течений. Кто и как определит, что из них является вредным радикализмом и носит деструктивный характер?

Ю. Бондаренко: - Иногда традиционное мы представляем как икону, как идола и не понимаем, о чем идет речь, когда говорим о возвращении к традициям. Традиции многогранны, многолики, и тут надо знать, что выбирать.

Хочу вернуться к нашему разговору о запрете на определенные виды одежды. Согласен, ношение хиджаба в какой-то мере - проявление моды. Но это может быть и одна из форм самовыражения среди серой массы, знак кастовости, принадлежности к чему-то высшему. Все зависит от того, где, когда и что используется. Мы были в Париже, на Монмартре. Это сейчас фактически музей. Одну женщину, которая пришла в одежде с открытыми плечами, туда не пустили. Все понимают, что в мечети, церкви или синагоге имеют право к одежде посетителей предъявлять определенные требования. Тогда почему нельзя устанавливать какие-то правила при посещении школ? Если кто-то закрывает там лицо, государство ради безопасности вправе потребовать этого не делать. Но в том-то и дело, что внешним зачастую подменяется внутреннее. Это относится не только к религиозной среде. Кому-то, например, выгодно показывать себя верующим, он и показывает. В таком случае форма не сливается с содержанием.

Юрий Бондаренко: "Преподовать религиоведение сейчас труднее, чем в советское время" / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

Ж. Шаукенов: - Запретительные меры не всегда приводят к нужному результату. Если в этом контексте иметь в виду мусульманство, то часто подразумевают салафитскую идеологию. Иногда в разговорах об экстремизме употребляют выражение «исламский радикализм». В данном случае правильнее говорить об исламизме. Эта идеология использует только лозунги ислама. У нас обсуждался вопрос о «закрытии» салафитского религиозного течения. Но оно имеет разные направления. Есть ваххабисты - их считают умеренными, есть и джихадисты - они более радикальны. Даже среди имамов нет единого мнения: запрещать салафизм или не запрещать? Потому что можно принять закон о запрете салафизма, но саму идеологию салафизма запретить невозможно.

Ю. Бондаренко: - В отношении к религии мы зачастую применяем не научные понятия, а клише. Тот же салафизм связан с попытками тысячу лет назад возродить какие-то утраченные социально значимые элементы ислама вместе с поиском исконных основ. А ваххабизм - вообще интересный феномен XVIII века. Он возник и начал расти, когда зашаталась Османская империя. Ваххабиты были те, кого с помощью египтян пытались подавить турецкие султаны. Там была страшная борьба. В мусульманском мире все очень сложно, в эти богословские споры лучше не влазить.

- Не получается ли так, что и госорган, уполномоченный регулировать процессы в религиозной сфере, будет влиять предлагаемыми запретами и штрафами только на внешнюю сторону существующих проблем?

Ю. Бондаренко: - Глядя на то, что делается в России и у нас, на мой взгляд, это сейчас главная проблема. Складывается впечатление, что в России идет перекармливание православием, как Демьяновой ухой. Какую одежду носить - тут больше речь идет об эстетике и внутренних чувствах. Скажем, кому-то более приятно смотреть на женщин в коротких юбках и яркой одежде. Но если в литературе - религиозной или нерелигиозной - появляются призывы к терактам, это антигосударственно и антиобщественно. Это легко проверить. Если появляются призывы против государства, любое государство имеет право бороться за самосохранение. Так было всегда и будет при любом государстве.

Ж. Шаукенов: - Конечно, людям нужно рассказывать, кто такие террористы и экстремисты на самом деле. И государство должно в этом участвовать. Нам пока СМИ вбили в голову, что религиозные экстремисты - это те, кто ходит с бородой и в коротких штанах. Но бороды, говоря образно, - это верхушка айсберга. Государство должно заниматься тем, что у айсберга находится под водой. Нужно учитывать социально-экономический фактор. У нас есть так называемые самозанятые, безработные. Надо бороться с причинами, которые заставляют людей думать о религии и приходить в экстремистские организации. Ведь в ИГИЛ идут не только бедные. По информации, которую мне приходилось слышать от людей, изучающих эту проблему, там есть дети высокопоставленных чиновников и даже духовных лиц. Что заставляет богатого человека вступать в эту организацию? По-моему, они идут туда, потому что у нас что-то запрещено, а там - разрешено. Им нужны острые впечатления. Таких немного, но они есть. Большинство же заставляет туда идти жизненная ситуация. К тому же ИГИЛ привлекает не только идеологией, но и материальной заинтересованностью.

Жангельды Шаукенов: "Запретительные меры не всегда дают нужные результаты" / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

«Все свалили в одну кучу»

- Выходит, определить деструктивность по внешним признакам нетрудно, но хватит ли этого для воздействия на состояние умов?

В. Маренинова: - Есть такое выражение: нужно смотреть не на то, что у человека на голове, а на то, что у него в голове. Когда мы боремся с какими-то внешними атрибутами, часто оказывается, что боролись со следствием, а не с причиной. У проблем, которые мы сейчас обсуждаем, причины глубокие. Нужно решать социально-экономические вопросы, повышать уровень доверия населения к власти, и, конечно, вести разъяснительную работу, включающую в себя повышение религиоведческой грамотности. Люди часто сворачивают на дорожку религиозного экстремизма, становятся последователями деструктивных течений из-за своей малограмотности. Они могут заинтересоваться религией, но им встречаются не те учителя. Как правило, люди мало знают о своей религии и их легко обмануть. Молодежь за этими вопросами часто обращается в Интернет и нарывается на экстремистские паблики в социальных сетях. Там в интерпретации выдержек из священных книг могут переставить слова и изменить смысл до неузнаваемости. Я в этом убеждалась не раз, еще когда училась в магистратуре.

Вопрос религиоведческих знаний нужно решать комплексно. Начинать необходимо еще со школы. Там ввели религиоведение, но этот курс факультативный - один час в неделю в 9-м классе. Очень мало. Потом ребенок идет в университет, но и там не везде преподают религиоведение. Пробел знаний восполняется разными путями. В том числе и способом, о котором я говорила.

Ж. Шаукенов: - У нас в университете (КГУ - ред.) религиоведение дается на всех факультетах, но только на первом курсе, в течение первых трех месяцев, и на этом заканчивается. Мы преподаем общее в развитии различных религий, даем историю каждой религии. Но у нас нет времени, чтобы дать задание им прочитать что-то в Коране или Библии и спросить, как они это понимают. На предмет отведено всего 90 часов.

Ю. Бондаренко: - Эти вопросы очень серьезные, надо решать их на уровне министерства образования. В советское время дисциплины идеологического характера изучались с первого по последний курс. Каждый год растущий студент имел возможность побеседовать с педагогом на волнующие его мировоззренческие темы. Сейчас все свалили в одну кучу и на один курс обучения. Получается так, что молодые люди взрослеют, но у них вроде бы нет мировоззренческих вопросов, и они попадают в руки тех, о которых говорила Валентина Викторовна.

- В советских учебных заведениях информацию о религиях давали с позиции атеизма. Как, отказавшись от этого подхода, преподавать религиоведение в стране, где подавляющее число граждан считают себя верующими, да еще и придерживаются разных религиозных учений?

В. Маренинова: - С объективных позиций, на основе научных исследований. Преподавать общее в развитии разных религий. Студент может увидеть, что духовные тексты имеют под собой единые идеалы, преследуют одни цели. Если человек будет знаком с этими текстами, он в большей степени будет понимать общее в различных религиях и тогда навряд ли вступит в противоборство с последователями других религиозных учений. Как сделать, чтобы эти знания подавались объективно, - вопрос сложный. Религиоведение - вообще молодая наука. Я не считаю, что преподавание религиоведения - это пропаганда религий. За два года учебы в магистратуре я не знала, какую религию исповедуют мои преподаватели. Об одном из них я узнала только после окончания учебы. Преподаватели оказались способны быть объективными. В моей группе учился православный священнослужитель, он 5 лет изучал конфуцианство и китайский язык, но, когда рассуждал о религии, мы ни разу не слышали от него оценочности.

Валентина Маренинова: "Нужно смотреть не на то, что на голове, а на то, что в голове" / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

Ю. Бондаренко: - Мне сейчас сложнее преподавать, чем в советское время. Хотя я и тогда был против силового давления на верующих. Но сейчас, когда мы говорим о религии вообще, столько сюсюканий, столько искажений… Нужно сказать, что нет «искусства вообще», нет «морали вообще», нет «философии вообще» и нет «религии вообще». Это значит, что и традиционные религии тоже были связаны с войнами, с кровью. А цитаты выщипывать из священных писаний и выбирать клавиши, чтобы нажимать на человеческие сердца, - это зависит от людей.

Полностью отказаться от оценочности мы навряд ли сможем. Проблема не столько в ученых, сколько в хаосе, связанном с массовым сознанием и с тем, что делают с нами СМИ. Мы живем в информационном пространстве, которое существует по законам рынка. А там пока востребованы не глубокие знания, а нечто поверхностное, но яркое, развлекательное.


  • Рейтинг: 4.90
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Рейтинг: 4.90 (голосов 10)


Рейтинг статей
Версия для печати
Отправить по почте
Перейти к последним новостям



Материалы номера

Комментарии к статье
Вы не можете отправить комментарий анонимно,
пожалуйста зарегистрируйтесь.

Автолюбитель
Re: По «клавишам человеческих сердец»




Отправлено: 28.09.17 - 11:38 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Пусть даже не 91%, а 75%. Это же ужас! 3/4 страны... Полный мрак...

Хохол
Re: По «клавишам человеческих сердец»




Отправлено: 28.09.17 - 17:02 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
В. Маренинова: - Говорить о причинах роста религиозности очень сложно. У каждого исследователя свое мнение. Сегодня можно назвать несколько факторов, влияющих на этот процесс. Во-первых, мы живем в эпоху глобализации, информационных технологий. Для нее характерна постоянная изменчивость. Человеку очень сложно разобраться в этом мире, он стремится компенсировать неопределенность и возникшие сомнения. Так возникает стремление стать частью чего-то большого, незыблемого, чего-то такого, что прошло испытание временем. В это время он нередко обращается к религии. Особенно если может осознать связь религии с историей своего народа, если вспомнит, что его предки веками исповедали эту религию.

Хорошо сказано . И даже не стремление стать частью чего то большого , а банально найти своё стадо . Что б пастух принимал за тебя решения и направлял на путь истинный . Тогда и ответственность уже в принятиях решений не на тебе , а на пастухе . Так проще и легче , когда не надо терзать себя сомнениями и раздумьями , ведь у пастухов уже всё прописано и расписано .

правп
Re: По «клавишам человеческих сердец»




Отправлено: 28.09.17 - 21:52 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
чет нигде такого цирка не наблюдал, кроме самых самодурства ревностных "поборников прогресса" из туркменистанов/таджикистанов.

§ сайлау курманов
Re: По «клавишам человеческих сердец»
сайлау курманов


(Полноправные пользователи)
Сообщений: 2837
Регистрация: 03.07.12
Отправлено: 28.09.17 - 22:15 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
что самое удивительно, это когда религия разрешает убивать неверных
Профайл Посетить вебсайт

Павел
Re: По «клавишам человеческих сердец»




Отправлено: 28.09.17 - 22:31 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
сайлау курманов:
что самое удивительно, это когда религия разрешает убивать неверных

меня очень возмутило когда во время боев днр лнр с Украинскими войсками какой то поп в высоком сане освещал оружие сепаратистов и делал молебен, и это против своих братьев славян.

правп
Re: По «клавишам человеческих сердец»




Отправлено: 28.09.17 - 22:37
Комментарий удален модератором.

ghgjf
Re: По «клавишам человеческих сердец»




Отправлено: 28.09.17 - 22:49 Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Цитата:
сайлау курманов:

получается муфтий с патриархомглавные экстремисты




Авторизация

Реклама
  
 

"Нужные деньги"
 
Номер КИВИ-кошелька: 87022672972
 
Номер карты Kaspi-gold: 5169 4931 6818 4102
 
Сейчас на сайте
Гостей: 35
Пользователей: 0
Всего: 35

Вы гость здесь
^ Наверх