Котел, туесок и загадочная пряжка

Елена ПИКЕЛЬНАЯ

Лето подарило костанайским археологам артефакты, над которыми еще нужно поломать голову

С 2009 года ученые исследуют курган Халвай-3 на берегу Каратомарского водохранилища. Сотрудники Тургайской археологической экспедиции нашли в нем немало ценных свидетельств жизни и верований людей далекого прошлого. Но этот год оказался, пожалуй, самым богатым на настоящие редкости.

Бронзовый котел не характерен для синташтинской культуры

Сам курган был сооружен в эпоху бронзы около 4 000 лет назад и принадлежит к синташтинской культуре. Но в его насыпь в последующие времена делали подзахоронения, в результате он стал историческим «слоеным пирогом». В этом сезоне на Халвае нашли много интересного: железный меч (уже четвертый), бронзовые наконечники стрел, керамику, маленький деревянный меч, которым играли дети, украшения. Но самый большой интерес представляют три находки.

Особо ценный котелок

В один из дней, когда студенты, проходившие археологическую практику, уже разъехались по домам и в лагере остались только ученые, научный сотрудник археологической лаборатории КГУ Ирина ШЕВНИНА работала в раскопе, постепенно освобождая от земли некий предмет, который что-то ей явно напоминал. Но что? По первым показавшимся на свет миллиметрам понять было трудно. И тут наблюдавший сверху за процессом водитель, работающий в экспедиции не первый год, сказал: «На котел похоже». Это действительно оказался котел, да такой, какого еще не находили.

Ручки котла надежно прикреплены клепками

- Наш котел - уникальная находка, - отмечает Ирина Викторовна. - Среди предметов синташтинской культуры, а изучается она уже полвека, такой котел - первый. Мы связывались со многими археологами, все утверждают, что подобных котлов в синташте не было. Сделан он из мышьяковистой бронзы, это видно по черному цвету окислов. Это позже стали получать бронзу, добавляя к меди олово, а синташтинцы олова еще не знали и вводили в сплав мышьяк. Впрочем, для синташтинцев вообще такие вещи не характерны, никто не знал, что они такое умели. Их металлургия всегда представлялась как нечто очень архаичное. И хоть котел не отлит, а сделан по более простой пластинчатой технологии, все же изготовить целый сосуд не так просто.

Котел извлечен на свет после 4 000 лет / Фото из архива Ирины Шевниной

У котла две довольно удобные ручки из свернутого листа бронзы и приклепанные аккуратными клепочками. На самом котле тоже должны быть клепочки, но окислы скрывают большую часть поверхности, поэтому не все технологические тонкости можно понять при простом внешнем осмотре. Но литым котел не может быть однозначно - для этого он слишком легок. Хранился он в кожаном чехле, черный след от которого хорошо заметен на ободке. Вообще, по словам Шевниной, судя по Халваю, синташтинцы все металлические вещи любили хранить в чехлах из кожи, ткани, бересты. К вещам относились бережно. А уж бережное отношение к, возможно, единственному на все поселение котлу особенно понятно. На котле заметны следы ремонта: когда он по какой-то причине прохудился, древний мастер закрыл пробоину тонкой пластинкой, которую закрепил такими же клепочками.

Эти два тесла лежали в котле

Откуда у людей, которые пользовались только керамикой, появился такой уникальный сосуд, остается только предполагать. Скорее всего, кто-то из синташтинских мастеров подсмотрел пластинчатую технологию изготовления утвари в другой культуре и постарался сделать так же. У него получилось удачно применить заимствованную технологию. О том, что мастер был, скорее всего, свой, свидетельствует форма котла, полностью повторяющая большие сосуды синташтинцев - корчаги. Кем был покойник при жизни, неизвестно, поскольку сама могила был разграблена еще в эпоху бронзы. Но вот для котла приготовили отдельный схрон под захоронением, поэтому грабители его не нашли. Все, что могли, из захоронения вынесли, остались только два небольших керамических сосуда и останки четырех лошадей, которых дали покойнику «в дорогу». В котел, прежде чем его спрятать, насыпали песок и положили на ребро два бронзовых тесла (это такие топорики). Что означал сей ритуал, еще предстоит разбираться. Но, повторим, за полувековую историю изучения синташтинской культуры такое находят впервые. Котлом заинтересовались зарубежные археологи, в частности, российские, некоторые даже изъявили желание приехать для изучения находки.

Удивительная сохранность

Еще одна вещь, приводящая в изумление, - берестяной туесок, сохранившийся практически полностью в течение четырех тысяч лет! Обычно береста не хранится так долго. Самым старым новгородским берестяным грамотам - чуть более тысячи лет.

Когда Ирина Шевнина только начала извлекать туесок из земли, стало ясно, что спасать его надо тут же, по мере появления. Обычно нежная органика, вроде неплохо сохранившаяся в земле или каком-либо подземелье с «закупоренным» воздухом, будучи извлеченной на свет, распадается буквально на глазах исследователей. Все археологи об этом знают и к подобным ситуациям готовы.

4 000 лет назад этот туесок использовался как ведерко

Ирина Викторовна начала защищать туесок постепенно, на месте. Расчистит сантиметр-другой, пропитает специальным составом, расчищает дальше. Благодаря этой неспешной тщательности и высококлассному владению специальными приемами, она сумела спасти еще один уникальный артефакт.

На несколько деформированном туеске видны даже мелкие детали его строения.

- Сохранились даже швы,- показывает Ирина Викторовна маленькие отверстия, - вот, посмотрите, как тщательно было пришито дно. По верхнему краю пустили декоративную полоску с зубчиками, на самой стенке точками пытались сделать какой-то орнамент, это тоже хорошо видно. А внутри есть что-то бронзовое - видимо, это шнурочек. Туесок использовался как ведерко.

Та самая пряжка. А вы видите здесь человека?

По словам Ирины Шевниной, в древнем поселении Синташта были найдены останки берестяных ведерок, но в такой сохранности ничего подобного прежде не находили.

Сюжет с терзанием

История следующей находки насколько удивительна, настолько и забавна. При вскрытии очередного погребения археологи обнаружили, что они далеко не первыми вторглись в последний приют усопшего, до них тут уже побывали. И речь идет не о грабителях могил из далеких эпох, не о современных черных копателях. Опередил ученых совсем другой расхититель гробниц. Представьте, что некий суслик со знанием своего сусличного дела копал подземный ход и наткнулся на погребальную камеру. А проект менять нельзя! По плану проходит здесь - и баста! Так он пронзил погребальную камеру насквозь и стал рыть дальше, а в стенах могилы появились две дыры, через которые суслик шастал туда-сюда неоднократно и, видимо, был счастлив, что ему случайно удалось обрести такой просторный зал. Неизвестно, как он там резвился: играл в футбол или отплясывал тарантеллу на костях, только останки почившего оказались перемешанными так, что его череп лежал на тазовых костях. После утомительного глумления над трупом грызун удалялся вглубь норы, дабы отдохнуть. И в один из дней, скорее всего случайно, зацепил с собой бронзовую пряжку с убранства покойника. К счастью, далеко в ход он ее не затащил, потеряв буквально «на пороге» тоннеля. Там-то ее и заметили археологи, вскрывшие захоронение.

Бронзовые наконечники - все, что осталось от колчана стрел

Эта пряжка не менее интересна, чем бронзовый котел и переживший тысячелетия туесок. И дело не только в довольно тонкой работе. Интересна она изображенным на ней сюжетом. Когда костанайские археологи советовались с коллегами, специализирующимися на изучении раннего железного и бронзового веков, некоторые высказали предположение, что это барс нападает на верблюда. Тем более что такие пряжки уже были описаны. Но, если честно, лично я верблюда там не разглядела. Барс либо какая другая крупная кошка там просматривается хорошо, сомнений в том, что это хищник семейства кошачьих, нет. Голова характерной формы, передние лапы, вытянутые в броске, извивающийся длинный хвост - все это древний мастер передал умело, а время милосердно пощадило. А вот остальная часть картинки вызывает горячие споры у всех, кто видел пряжку. Мне представляется, что, кроме барса, там изображена женщина - угадываются очертания изящной ноги и длинных пышных волос. Но барс грызет не ее, а кого-то, кого женщина, возможно, пытается отбить у хищника. Может, коня? Я своего скакуна просто так бы не отдала на съедение. Поэтому чувства этой всадницы понимаю. Почему мне показалось, что там поверженный на землю конь? Угадывается что-то вроде сбруи и будто бы даже грива на изогнутой шее обозначена штрихами.

Подобной версии придерживается и археолог, ведущий научный сотрудник Костанайского областного историко-краеведческого музеяАлина КОЛБИНА.

- Может, это и женщина, но, может быть, и юноша, - рассуждает она. - Но я вижу человека. Жалко, что часть пряжки не сохранилась, если бы удалось увидеть всю картину, сюжет был бы понятнее. Но явно видно часть упряжи. А вот здесь, в правом нижнем углу, кажется, хвост лошади. Очень похоже, что это перевернутая лошадь. Пряжку надо почистить, тогда рисунок, возможно, станет понятнее.

Алина Колбина еще и талантливый зарисовщик всех археологических находок, поэтому она смотрит как художник и распознает образы гораздо лучше, чем человек, не умеющий рисовать. И, заметьте, верблюда она тоже не увидела, зато распознала человеческую фигуру.

С этим деревянным мечом играли мальчишки эпохи бронзы

- Тогда эта пряжка еще уникальнее, чем можно подумать, - комментирует эту версию Ирина Шевнина. - Я таких сюжетов еще не видела. Это очень большая редкость - не просто сцена терзания, а сцена терзания с человеком.

Что было изображено на отломанном кусочке, так и останется для нас загадкой. Может, там был колчан со стрелами, а может, задняя нога лежащей на спине лошади, кто знает. Археологи опубликовали снимок пряжки в соцсетях и оказались завалены самыми разными версиями.

Такая пряжка в Костанайской области тоже найдена впервые. Находили прежде пряжки, но не прямоугольной формы и с таким орнаментом не было никогда.

Работы на Халвае будут продолжаться. Кто знает, какие сюрпризы еще скрыты от нас в его глубине.

Фото автора