Черный, белый, голубой...

Как определить неисправность по цвету  дыма?

Старший преподаватель кафедры «Технический сервис» КГУ Геннадий САВЕЛЬЕВ рекомендует чаще обращать внимание на цвет выхлопных газов вашего автомобиля. Он хороший индикатор технического состояния двигателя.

- Если двигатель исправен и прогрет до необходимой температуры, то выхлоп будет бесцветен. Во время запуска у него дым белый, в виде пара, но это не должно беспокоить. Идет нормальный процесс -  в холодном двигателе в результате теплообмена выделяется конденсат, который превращается в пар. Ненормально, если он остается белым длительное время после прогрева, во время движения автомобиля. Тогда это говорит о том, что в камеру сгорания поступает охлаждающая жидкость. Причина может скрываться в прогоревшей прокладке между блоком цилиндра и головкой блока цилиндра или в образовавшейся трещине, которая выходит в камеру сгорания.

Другой вариант - дым синеватый, голубой, с едким запахом. Здесь нужно различать два режима. Если автомобиль под нагрузкой, в движении, и этот дым сопровождает его постоянно, то произошло либо «залегание» колец поршня, либо прогорел поршень. Если дым при движении отсутствует, а появляется только при работе двигателя на холостом ходу (например, во время стоянки у перекрестка), но с началом движения он исчезает, то причина в неисправности газораспределительного механизма - увеличении зазора во втулках клапанов. Это случается, когда резиновые сальники затвердели, и тогда  через всасывающий клапан в камеру сгорания начинает подсасывать масло. Его расход резко увеличивается, а сгорание придает выхлопу синеву и едкий запах.

Если из выхлопной трубы пошел черный дым, то это говорит о том, что в камеру сгорания поступает обогащенная топливно-воздушная смесь, и топливо сгорает неполностью. Происходит либо повышенная подача топлива, либо уменьшение подачи воздуха. Первое случается из-за неисправности карбюратора: начал западать игольчатый клапан или прохудился поплавок. Это приводит к переливу топлива в камеру сгорания. Такая неисправность ухудшает условия смазки поршня, что приводит к сокращению ресурса работы двигателя. Уменьшение подачи воздуха происходит по причине засоренности воздушного фильтра.