Зоны особого внимания

Галина ПЕТРЕНКО

В Костанай придут инвестиции и обернутся лифтами 

Новость сообщил 2 августа, во время своего отчета перед депутатами облмаслихата, аким Костанайской области Архимед МУХАМБЕТОВ. Он немало места в докладе уделил тому, как его команда занимается привлечением в регион инвестиций. Неустанно и упорно. Один из результатов - государственная компания «Век» из Екатеринбурга, которая занимается производством лифтов, дала согласие на строительство завода в индустриальной зоне Костаная. 

Строить и приглашать

- Наш представитель сейчас находится в Екатеринбурге, - сказал аким области. - И в ближайший месяц мы начнем у себя строить новый завод. Мощность - 1 500 лифтов в год, реализация не только в Казахстане, но и в других странах Центральной Азии. Сумма инвестиций - 1,485 млрд тенге. Срок реализации проекта - первая очередь в 2018 году, вторая - в 2019-м. Мы также будем мониторить локализацию, она составит от 40 до 60%.

На территории индустриальной зоны в Костанае строят административно-бытовой комплекс

Локализация - это собственно казахстанское содержание, то, что позволит считать потом лифты сделанными в РК.

При этом индустриальная зона на северо-западе Костаная, куда приглашен инвестор, пока еще строится. О том, какими темпами, аким тоже рассказал.

- Из 2,3 млрд тенге, предусмотренных для строительства этого объекта в 2017 году, освоено 622 млн тенге. Все идет по плану, - сказал Архимед Мухамбетов, - завершено подведение инженерных сетей - газоснабжения, водопровода и связи. Строятся объекты электроснабжения, водоотведения, а также административно-бытовой комплекс. Готовятся проекты производственных площадок для размещения новых индустриальных объектов. Сегодня уже есть желающие организовать свои производства на территории индустриальной зоны.

Напомним, о ее создании в Костанайской области заговорили в 2012 году, выделили 400 га земли на северо-западе областного центра, неподалеку от находящихся там промышленных предприятий - в первую очередь автозавода. Но первоначально проект был очень дорогим, требовались инвестиции в размере около 10 млрд тенге. Дело сдвинулось, когда проект оптимизировали - разбили строительство на этапы и удешевили вдвое. И потенциальных инвесторов на нее ориентируют действительно заранее, не дожидаясь подписания последнего акта о пуске в эксплуатацию.

Кроме екатеринбуржцев, о которых стало известно недавно, есть еще китайская компания в качестве потенциального партнера. В феврале 2016 года решение развивать индустриальную зону в Костанае закрепили трехсторонним соглашением акимат Костанайской области, компания CMC (China National Machinery IMP.&EXP) и AllurGroup. Как раз с ними связаны перспективы поставить у нас завод по выпуску автокомпонентов.

Одним из важных аргументов за сотрудничество с собой костанайцы считают расположение зоны, нахождение ее в приграничном с РФ регионе, развитую транспортную инфраструктуру, выходы в страны Центральноазиатского региона.

Чемодан без ручки

Почти те же преимущества рисовались в планах на строительство индустриальной зоны в Житикаре. Давая «НГ» интервью в августе 2015 года, за месяц до планируемого ввода в эксплуатацию индустриальной зоны, тогдашний аким Житикаринского района Мейрам УТЕШОВ говорил:

- Нашим основным преимуществом является близость с Российской Федерацией. Ближайший пограничный пост расположен в 25 км от города. Мы граничим с Челябинской и Оренбургской областями, таким образом, для нас открыт рынок Урала.

До сих пор преимущества так и не стали деньгами. Проблем у зоны - лопатой не разгребешь. И главная заключается даже не в том, что акимат города должен найти деньги для строительства 800 м автомобильной дороги к площадке, куда зовут инвесторов. И даже не в том, что сама зона как объект строительства некрасиво фигурировала в «большом акиматовском деле». В зале суда выяснялось, как отодвигали в сторону одного подрядчика в пользу другого. Подрядчика, который как раз занимался подведением коммуникаций...

Основная проблема состоит в том, что по большому счету индустриальная зона не была нужна Житикаре. На момент рождения этого проекта в 2014 году в городе, пережившем  страшную жилищную оптимизацию и сильно опустевшем, было немало свободных «пятачков» - да еще и с коммуникациями - для обустройства небольших бизнес-проектов. А больших в Житикаре - по пальцам перечесть, и они все давно закрепились.

В 2014 году на Житикару свалились деньги программы по развитию моногородов, решили употребить на зону. При этом проект даже не привязал ее к имеющейся железной дороге, станция находится в 7 км от зоны. Например, один из первых вопросов, который задали иранцы, обсуждая в акимате возможность строительства завода по производству сафлорового масла в Житикаре, касался именно наличия в индустриальной зоне железнодорожной ветки.

Ну а сегодня к инфраструктурным проблемам добавилась репутация «долгостроя». «НГ» уже цитировала одного из опытных житикаринских предпринимателей по этому поводу. Он говорил, что нормальный бизнес планирует затраты, инвестиции. Между прочим, софинансирование от желающих работать на этой площадке требовалось вполне приличное: 10 млн тенге за гектар площади. То есть деньги надо было аккумулировать.

Обещали, что можно будет войти в зону и начать работать два года назад, но ведь не готовы принять. И люди ломают планы, прощаются с намерениями.

Под этот проект в Житикаре было выделено более 70 га, 63 из которых предназначались на земельные участки для предпринимателей. Спроса на них нет. При этом в зоне действительно проведены вода, канализация, электричество, газ. Сетями никто не пользуется. Вложено в нее почти 144 млн тенге. Из того, что еще обещали, надо завершить автодорогу.

На недавней пресс-конференции заместитель руководителя управления предпринимательства Талгат МАЙШИН, отвечая на вопросы по поводу житикаринской индустриальной, сказал, что есть пять претендентов на работу в ней. Всего ничего.

В июне этого года на объекте побывал аким Костанайской области Архимед Мухамбетов. Предложил отдать половину зоны под индивидуальное жилищное строительство. Не пропадать же коммуникациям. Вопрос: а вторую-то половину бизнес заселит?